Вопрос Донбасса неоднократно становился темой экспертного обсуждения "Общественной экспертизы". Каждый раз подчеркивалась острота, неустранимость и глобальность этой проблемы, которую украинская власть годами пыталась замалчивать или игнорировать. И у Петра Порошенко, и у Владимира Зеленского получалось не замечать миллионы земляков, которым активно выдавали паспорта другого государства, бесчувственно допускать страдания и смерти тысяч жителей серой зоны, "экономить" на пенсиях стариков, оставшихся вне "материковой" Украины и т. д.
Однако, сколько ни зарывай голову в песок, проблема не рассосется сама по себе. И сегодня Донбасс превратился не только в очевидную угрозу нынешней нашей власти, но и, возможно, самой украинской государственности. Чего ожидать украинцам и будет ли война?
Что стоит за новым обострением на Донбассе?
Энрике Менендес, глава аналитического центра "Донбасский институт региональной политики":
– Я не вижу планирования никаких наступательных операций со стороны ВСУ и не верю, что они возможны. Я также не верю, что "ЛДНР" будут вести наступление или какие-либо действия наступательного характера. Единственное, что может быть, – это наступление с участием российской армии, но это уже будет полномасштабная война. И вероятность этого я оцениваю как невысокую. А вот то, что происходит, – это ползучая эскалация. Когда все идет "по спирали", эта нервозность, которая ощущается... Отсутствие прогресса в политическом урегулировании – все это выплескивается на фронт. И там наступает "эффект домино" из-за этой общей нервозности. Где-то кто-то психанул, стрельнул, получил в ответ, одно за другое – и пошло-поехало. Вот мы сейчас видим цепную реакцию.
Руслан Бортник, политолог, руководитель Украинского института политики:
– Это желание России изменить сложившийся миропорядок. Желание России после того двуполярного миропорядка, сформированного после Второй мировой, создать новый миропорядок. А украинскую ситуацию РФ использует просто как точку кризиса – и для себя, и для Запада. Превращает украинский инструмент в инструмент давления, прежде всего на Европу, в "подбрюшье" США. Ну и непосредственно на сами Штаты. При этом сама Украина и даже Минские соглашения являются просто одной из фаз или инструментов этой борьбы за новый миропорядок.
Степан Гавриш, экс-замглавы СНБО, бывший вице-спикер парламента:
– ВСУ ни при каких условиях не будут освобождать ОРДЛО военными способами или использовать военную силу для давления либо получения контроля над этой территорией. Что касается России, то ее попытка провести перегруппировку сил в день проведения Мюнхенской конференции стратегическими стрельбами, ядерными наступательными вооружениями, попытка продлить учения в Беларуси, увеличить число вооруженных сил и перебросить тяжелую технику ближе к границам Украины, еще ближе, чем она находилась, – вызвала более жесткие ответы Запада. Поэтому я считаю, что в этой ситуации Россия оказалась в серьезном капкане.
Олег Жданов, военный эксперт, полковник запаса ВСУ:
– Единственная причина войны – это принуждение Украины ко входу в союзное государство. Через федерализацию, через возврат ОРДЛО в качестве "субъекта федерации", с правом решающего голоса. Вот и все, чего хочет Путин... Это – Украина в целом, в политическом отношении. Из-за этого идет игра вокруг Украины между США и Россией, и она уже превращается в игру о новой системе международной безопасности.
Если произойдет обострение на Донбассе, насколько вероятно распространение конфликта на всю Украину и Европу?
Энрике Менендес:
– Я считаю, что у ситуации на Донбассе есть очень большой потенциал для перерастания в более масштабный конфликт. Если ситуация выйдет из-под контроля и приведет ко вмешательству Российской Федерации, то, конечно, это уже не закончится одним Донбассом. Возможно, перекинется на все приграничные регионы. Ну а если будет именно полноценная война между Украиной и Россией, то есть и потенциал перерастания на всю Восточную Европу как минимум. Аналитики говорят: если война между Россией и Украиной случится, это может привести к цепной реакции по всему миру, когда тот же Китай может попробовать решить свои проблемы с Тайванем – и тоже силовым путем. За этим могут вспыхнуть другие точки, что потенциально может перерасти в мировую войну. К сожалению, я этого варианта исключить не могу.
Руслан Бортник:
– К сожалению, такая вероятность существует. Если Запад и Украина не "прочитают" те ультиматумы, которые сегодня выдвинула Россия – и в форме документов, и в форме признания "ЛДНР", – то, думаю, так называемые "ЛДНР" превратятся в точку входа России в Украину. И через их территорию, через этот регион будет провоцироваться военная эскалация, которая будет дестабилизировать Украину и создавать серьезные угрозы как минимум для всей Восточной Европы. В войну в Восточной Европе я не очень верю. А риски для Украины в такой ситуации будут достаточно существенными, к сожалению.
Степан Гавриш:
– Кризис спешно эскалируется – закладываются под мосты подрывные фугасы, взрываются старые УАЗики начальника полиции на безлюдной стоянке, Украина обвиняется в расстреле погранпоста РФ на границе. Поэтому, мне кажется, этот способ сегодня – как бы ответ Байдену. Теми же инструментами, которые были вызваны прежде всего американцами и британцами для сдерживания войны в Украине. Американцам это удалось сделать, а вот России в этом никто не верит. И судя по ответам основных спикеров Запада, все прекрасно понимают, что это проделки России. И поскольку ситуация принимает характер неуправляемого хаоса, Макрон после внутренних закрытых переговоров с Москвой предложил Путину саммит. Именно на него теперь надежда в купировании военных действий. Удастся ли? Посмотрим.
Олег Жданов:
– Обострение на Донбассе идет полным ходом. Россия уже публикует факты, что якобы с нашей стороны летят артснаряды, и, кстати, последние новости о том, что мы якобы попали в какую-то пограничную будку. То есть Россия ищет реальный повод для вторжения в Украину. Однако именно вторжения как такового, думаю, не будет. Полагаю, в РФ надеются, что сама по себе угроза вынудит Украину пойти на выполнение Минских соглашений. Просто РФ говорит: "Все, мы начинаем наступление". А Зеленский в ответ: "А мы голосуем за изменения в Конституцию и политическую часть "Минска". Он же пообещал Олафу Шольцу написать законопроекты по этому поводу! Цель достигнута. А никакой войны не будет: Украина переходит под контроль России.
Насколько велики шансы избежать войны (с учетом повышения ставок и Западом, и Россией) и что для этого может сделать Украина?
Энрике Менендес:
– Это уже не первое обострение такого характера, которое у нас происходит. И эти обострения всегда удавалось затормозить и деэскалировать, успокоить ситуацию. Если говорить о том, что Украина может сделать, то в первую очередь важно проявлять политическую волю, потому что многие из этих процессов требуют прямых переговоров с представителями "ЛДНР". Если украинское руководство продолжит упрямиться и делать из этого идею фикс – что вот мы не даем себя заставить вести переговоры с Донецком и Луганском, – то ничего выдающегося в этом нет. Это полнейшая глупость. Если прямые переговоры все-таки произойдут, то, думаю, что это на 90% сможет успокоить ситуацию, причем успокоить не просто ситуативно, а основательно и стабильно.
Руслан Бортник:
– Необходимо максимально разрядить ситуацию, сделать шаг назад. Необходимо снимать транспортные и экономические блокады, надо вносить законопроекты, которые будут поставлены на реализацию Минских соглашений. Необходимо отводить войска, создавать буферные зоны, организовывать перемирия. И нужно инициировать вопрос о новых гарантиях безопасности для Украины, о международных гарантиях, причем совместных для России и США, стран "Большой семерки" и "Ядерного клуба". Необходимы комплексные одновременные действия на разных уровнях: внутриукраинском, украинско-российском и глобальном.
Степан Гавриш:
– События будут развиваться на другом уровне – дипломатическом. Возможен созыв Совбеза из стран-гарантов согласно Будапештскому меморандуму, включая Францию и Китай, для решения вопроса о том, были ли Украине даны некие гарантии в обмен на ее ядерный потенциал. Ведь они связаны с украинским законодательством, с ее решением присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. У этого Совбеза много глобальных последствий, ведь если гарантии не будут восстановлены, то завтра многие страны, обладающие технологической возможностью изготавливать ядерное оружие, будут делать арсенал, несмотря на угрозы со стороны больших ядерных держав.
Происходящее на Донбассе – попытка восстановить некий статус-кво, заставить Запад отступать. Там уже заявили: основные столкновения пройдут после 24 февраля, когда в Женеве состоится встреча Лаврова и Блинкена. И когда будет принято решение о проведении вероятного саммита Байден – Путин с привлечением других лидеров. Интересно, будут ли присутствовать страны-гаранты – Великобритания, Франция… Это очень важно для Украины. Вероятно, нас также пустят посидеть на приставном стульчике: речь о нашей судьбе. Причин же для войны РФ и Украины нет – ни в природе, ни в истории, ни в эмоциях. Идет игра без правил… Если введут санкции, последствия остановить будет уже сложно!
Олег Жданов:
– Шансы избежать большой войны я расцениваю как 50/50. Не факт, что Путин готов играть до конца: идет блеф, как в покере. Он надеется на то, что мы быстро сдадимся, выполним все условия. Но реально начать войну, поставить весь мир перед фактом вооруженного конфликта Украины и России, я думаю, что он сегодня не готов. Особенно учитывая список санкций, которые заявлены со стороны США и Великобритании. Из последнего: Штаты внесли проект санкций в виде запрета российским банкам на трансакции в долларах. А это значит, что никаких международных хозрасчетов Россия провести попросту не сможет. Если хотя бы один снаряд, хотя бы одна ракета упадет на территорию Украины с территории России, то это война, которую не скрыть ничем. Настоящая, большая, региональная война на европейском континенте. То, чего больше всего в жизни боится Евросоюз.
Заключение Общественной экспертизы
Предупреждения экспертов, неоднократно звучавшие в СМИ ранее, не сработали. Сторонники войны и псевдопатриоты, пиарившиеся на теме Донбасса, сумели обострить ситуацию на восточном фронте до такой степени, что теперь могут влиять на нее разве что в статусе "пушечного мяса". Впрочем, большинство из них, в случае чего, достанут свои засаленные "белые билеты" и воевать не пойдут, а укатят куда-то в сторону уютного Запада. Правда, это у нас все эти "парасюки" командовали министерствами и прокуратурами, а там будут, как говаривал профессор Преображенский, заниматься своим прямым делом – мыть горшки. Однако остальным украинцам от этого не легче: Запад решает свои проблемы, Россия – свои, а мы превратились в молчаливых исполнителей чужих планов. И очень не похоже, что у ставленников украинских олигархов, считающихся сегодня властью, есть хоть какие-то возможности изменить ситуацию…