Встреча президентов России и США в Анкоридже стала главным событием мировой политики последних недель.
Казахстан официально приветствовал саммит, назвав его «началом переговорного процесса по Украине на самом высоком уровне». Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что историческая встреча стала возможной благодаря политической воле лидеров.
@ukraina.ru
Что значит этот саммит для Украины, России и США? И можно ли говорить о начале нового мирного процесса? На вопросы редакции DKNews.kz отвечает политолог, директор Украинского института политики Руслан Бортник.
— Руслан, с вашей точки зрения, способна ли встреча в Анкоридже стать переломным моментом для конфликта или она скорее символический шаг?
— Время покажет, но уже очевидно: эта встреча не была лишь символической. Это не просто демонстрация готовности к диалогу - это стратегические переговоры, где обсуждались конкретные, предметные вопросы.
Andrew Harnik / Getty Images
Я бы сказал, что это первый этап финального акта большого переговорного процесса между Россией и Западом. Речь идёт не только об Украине, но и о будущей архитектуре глобальной безопасности - в Восточной Европе, на Кавказе, в Центральной Азии. Лидеры говорили откровенно и по сути, без лишней дипломатической риторики, и это сильно отличает данный формат от прежних.
— Насколько участие США в этом формате усиливает надежду на то, что интересы Украины будут учтены?
— Сегодня только США обладают потенциалом реально защищать интересы Украины в переговорах с Россией. Европа, к сожалению, разобщена и в большей степени сосредоточена на продолжении боевых действий, а не на поиске дипломатических решений.
Reuters/Jeenah Moon
У США есть и военная мощь, и субъектность, и статус равноправного участника диалога с Россией. Поэтому участие Вашингтона, безусловно, усиливает надежду, что украинский фактор будет учтён. Но, как показало заявление Дональда Трампа о том, что «дальнейшая судьба мирного соглашения зависит от Владимира Зеленского», часть ответственности перекладывается именно на Киев.
— Президент Казахстана отметил, что саммит стал возможным благодаря политической воле лидеров. Можно ли ожидать, что эта воля приведёт к конкретным шагам по прекращению войны?
— Полностью согласен с президентом Токаевым. Сегодня существует масса бюрократических и политических барьеров для переговоров. Только личная воля лидеров способна их преодолеть.
president.gov.ua, пресс-службы Акорды, kremlin.ru
Встреча в Анкоридже стала уже 12-м контактом высокого уровня между США и Россией: 6 телефонных разговоров Путина и Трампа, 5 визитов спецпредставителей и теперь этот саммит. Без прихода Трампа к власти в 2024 году, скорее всего, мы бы продолжали жить в фазе беспросветной эскалации. Его готовность идти против мейнстрима на Западе и стала определяющей для самого факта переговоров.
— Казахстан ранее предоставлял площадки для переговоров по Сирии и Афганистану. Может ли Астана стать центром будущего диалога по Украине? Насколько это приемлемо для Киева?
— Казахстан уже рассматривался в качестве возможной площадки. Единственная трудность - географическая удалённость и логистика. Но в плане политического веса и нейтралитета Астана абсолютно подходит.
© Sputnik / Абзал Калиев
Казахстан воспринимается как надёжный, уважаемый и равноудалённый игрок. Более того, у Токаева выстроены рабочие отношения и с Путиным, и с Зеленским, и с Трампом. Поэтому в будущем Казахстан вполне может принять ключевую роль, особенно на экономических этапах мирного процесса: в вопросах логистики, торговли, энергетики.
— Как вы оцениваете: встреча в Анкоридже - это начало нового мирного процесса или лишь «разведка боем» между Москвой и Вашингтоном?
— Я бы сказал, это и то, и другое. Безусловно, стороны проверяли намерения друг друга, пытались понять рамки возможного компромисса. Но уже сам факт встречи на высшем уровне и заявления лидеров о готовности к диалогу говорят о том, что мы вошли в новую фазу.
Сергей Бобылев / РИА Новости
Есть признаки, что стороны согласовали как минимум контуры будущего процесса:
- мы не увидели новых санкций против Москвы,
- исчезло требование о немедленном перемирии,
- обсуждаются форматы возможной встречи Зеленского и Путина.
Это сигналы, что США и Россия нащупали базовые договорённости и теперь пробуют вовлечь в них Украину и Европу.