Руслан Бортник. "Зерновая сделка" может спровоцировать сложные политические вопросы

Сегодня вечером ожидается подписание соглашения о разблокировке украинских портов. В Западных СМИ растут опасения насчет его срыва. Политолог Руслан Бортник дал From-UA прогноз относительно данного соглашения и рассказал, что оно значит для Украины, и для России.

- Технически сделка абсолютно готова, и никаких серьезных проблем технического характера для реализации этой сделки нет. Но она может вызвать очень серьезные политические последствия. Эта сделка потянула за собой смягчение санкций со стороны США в отношении экспорта российского продовольствия, удобрений, работы российских банков, которые обеспечивают экспорт российского продовольствия, снятие блокады с транзита в Калининград. Это один аспект, то есть это тянет за собой смягчение санкций сегодня.

Другой аспект очень важный, внутренний украинский, что, возможно, активная часть украинского общества будет против этой сделки. Несмотря на то, что Украина может заработать хорошо, Украина сохранит сельское хозяйство, но активной пассионарной части украинского общества достаточно сложно будет обосновать заключение сегодня договора с РФ экономического характера, торги и сговоры с Россией, которые в той или иной мере де-факто предусматривают частичное перемирие на юге Украины. Потому что если будут идти бои вокруг Херсона и Николаева, сделка не может работать. Поэтому для кого-то это будет сродни вопросу: что, мы отказываемся от контрнаступления на Херсон или как?

 

Кроме того, это не совсем коррелируется с официальным тезисом о тотальной войне на выживание и в какой-то мере может выглядеть как повторение ошибок Петра Порошенко, который в свое время санкционировал поставки угля. Воюем или договариваемся и торгуем? Россия, кроме того, заработает на разблокировке своего экспорта. Более того, она начнет экспортировать с захваченных украинских портов захваченное украинское же зерно — Херсонская область, Запорожская.

Кроме того, еще и глубже вопросы. Если договорились о зерне, раньше о газе, то, может, договориться надо и обо всем остальном? Очень сложные политические вопросы и процессы может спровоцировать эта сделка, и очень сложные вопросы сегодня находится на столе перед украинским президентом. С одной стороны, на него оказывают давление бизнес-круги, Европейский Союз, США, международные организации. Понятно, что Украина не хочет быть обвиненной в каком-то глобальном голоде. А с другой стороны, эта сделка очень токсична с точки зрения дальнейшей войны и возвращения территорий.

Аналитические материалы УИП