Язык до подозрения довел. Почему не утихают страсти вокруг Ирины Фарион

Бывший парламентарий, а ныне языковед и преподаватель Ирина Фарион продолжает "дирижировать" скандалом, который сама же и спровоцировала. Пришлось СБУ открывать уголовное дело. Почему – разобрались Vesti.ua. 

Старт кипения

Около десяти дней назад на "5 канале" в интервью с Яниной Соколовой экс-нардеп, а ныне преподавательница университета "Львовская политехника" Ирина Фарион в адрес полка "Азов" заявила следующее: "Я не могу назвать их украинцами.  Если не говорят на украинском языке, то пусть назовут себя русскими". 

"Азовцы" возмутились: командир полка Максим Жорин в своем Telegram-канале подчеркнул – впервые размещает пост на русском языке специально для Ирины Фарион: "Никто тебе не давал права открывать рот в сторону бойцов "Азова", третьей штурмовой или любого другого подразделения украинской армии. Поэтому просто – иди ты на**й!"

В постскриптуме на украинском языке Максим Жорин обратил внимание правоохранительных органов на деятельность, которая "раскалывает украинское общество по эфэсбэшным методичкам". Эту версию развил начальник штаба бригады "Азов"  Богдан Кротевич в интервью Наталье Мосейчук на телеканале 1+1, назвав Ирину Фарион "пособницей российской пропаганды и, возможно, человеком с высоким уровнем деменции"

СБУ вечером 15 ноября сообщила об открытии уголовного производства против Ирины Фарион – как по фактам высказываний, так и по факту публикации личных данных крымского студента. 

По каким статьям будет идти досудебное следствие: 

  • психолого-лингвистическая экспертиза публичных высказываний;
  • ст. 161 Уголовного кодекса (нарушение равноправности граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам);
  • ст. 435-1 (оскорбление чести и достоинства военнослужащего, угрозы военнослужащему);
  • ст. 163 (нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфической или другой корреспонденции, передаваемой средствами связи или через компьютер);
  • ст. 182 (нарушение неприкосновенности частной жизни). 

Случай с Глебовым

Ирина Фарион ярко вернулась в публичное пространство после скандального интервью и реакции. Наблюдатели отмечают, что до того о ней почти забыли. Поэтому сейчас она искренне обрадовалась поддержке пользователей. Настолько, что опубликовала письмо одного из них с личными данными (адресом отправки), не учтя того, что автор – студент Максим Глебов – проживает во временно оккупированном Крыму. Когда украинская армия придет в освобожденную Керчь, "откуда я узнаю, что это наши, а не москали", если бойцы будут говорить на русском, поинтересовался он. 

За поддержку Фарион Максима Глебова вычислило и задержало ФСБ РФ, пророссийские Tg-каналы поблагодарили защитницу украинского языка за наводку. Впоследствии человек, который заявил, что он Максим Глебов, на камеру извинился и отказался от своих взглядов. 

Поступок Ирины Фарион вызвал шквал критики, ведь пользователи просили скрыть личные данные Максима Глебова, но она этого не сделала.

"Мне бы никогда и в голову не пришло выставить в публичное пространство личную переписку, подвергая человека опасности, – объяснила представитель президента Украины в Крыму Тамила Ташева. – Буду действовать, чтобы привлечь к ответственности за указанные действия гражданку". 

Любая дискриминация запрещена

Омбудсмен Дмитрий Лубинец считает, что в интервью Янине Соколовой есть как минимум одно нарушение: ст. 161 Уголовного кодекса Украины (о равноправии граждан). "Любая дискриминация в Украине запрещена", – написал он и сообщил, что обратился в СБУ, Нацполицию и Нацсовет по телевидению и радиовещанию. 

Со своей стороны, в СБУ проверить заявления Ирины Фарион обратился и зампредседателя парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Егор Чернев

14 ноября студенты "Львовской политехники" на митинге потребовали уволить Ирину Фарион, но руководство учебного заведения заявило, что создало рабочую группу по расследованию и на данный момент оснований для ее увольнения нет. 

Сама Ирина Фарион назвала митинг "гэбистской провокацией". Как и те материалы, которые публикуются в соцсетях о ней как о якобы члене КПСС. 

В свою очередь, языковой омбудсмен Тарас Кремень в комментарии "5 каналу" рассказал, что в нынешнем году от ВСУ не было языковых жалоб, а расколом всегда занимается Россия, но допустил открытие языковых курсов для военных, "если потребуется". Мы все проходили раздел Украины по разным категориям, напомнил Тарас Кремень, "так называемые "две Украины" – это одна из разработок психологической направленности российского происхождения". 

Но утихомирить страсти не получилось – на днях разразился новый языковой скандал. На сей раз в Днепровском медицинском госуниверситете: преподавательница потребовала, чтобы студентка на ее практических занятиях отвечала на русском языке. Когда та заявила, что русского не знает, получила саркастическую рекомендацию ехать учиться в Кембридж или во Львов. Об этом сообщил предприниматель Андрей Табинский в соцсети, но ректор университета Татьяна Перцева рассказала – официальных обращений к ней не поступало, "нельзя верить всему, что пишут в интернете".

"Это абсолютная дискриминация по языковому признаку, – подчеркнул Табинский, – нарушение языкового законодательства и прав человека. Во время войны это еще и откровенная работа на врага". 

Если факты подтвердятся, будем предпринимать законные меры, украинский язык гарантирован в учреждениях образования, подчеркнул Тарас Кремень. И напомнил, что общение как во время обучения, так и вне учебных заведений должно осуществляться на государственном языке. 

Выдержать баланс

Если будет доказано нарушение Ириной Фарион ст. 161 Уголовного кодекса Украины, ей грозит штраф или лишение свободы на срок до трех лет с правом занимать определенные должности, и это вполне реально, рассказал Vesti.ua адвокат Вадим Володарский.  

"В самой диспозиции ст. 161 есть прямое указание, в том числе на языковой признак. А она (Ирина Фарион) фактически говорит не о расширении сферы применения государственного языка, а об унижении людей, что и может стать предметом правовой оценки с точки зрения того, есть ли в таких высказываниях состав преступления, предусмотренный ст. 161", – объяснил эксперт. Ведь, оскорбляя не только гражданских лиц, но и военных, она не учитывает того факта, что у нас мобилизация осуществляется независимо от того, какой язык родной или каково происхождение новобранца. 

Но важно выдержать баланс, подчеркнул он, ведь  аналогично предметом такой оценки должны быть высказывания и действия "фанатов русского языка", направленные на дискриминацию тех, кто общается на украинском.

Нормальная температура по палате

Поэтому в целом реакцию общества на скандалы Фарион можно назвать здравой и, скорее всего, не той, которую ожидала экс-депутат. Иначе ей не понадобились бы дальнейшие вбросы и повышение градуса риторики до употребления нецензурных, причем имеющих русскоязычное происхождение, ругательств. Все это делается для привлечения внимания широкой аудитории. Которая, конечно, разошлась во мнениях, но в целом показала заметные перемены с довоенных времен. 

Как рассказал политолог Алексей Якубин, если до 24 февраля 2022 года социум готов был поддержать  радикальную повестку, то сейчас люди понимают, кто может в условиях войны воспользоваться этим. "Украинские граждане становятся все более защищенными, чтобы не "вестись" на такие эмоциональные вбросы. Это показали как скандал с таксистом в Киеве, так и высказывания Ирины Фарион, реакция на которые была, вероятно, не такой, как хотелось кому-то. Важно, осознают ли это действующие и экс-политики или будут пытаться использовать такие либо подобные тезисы", – подчеркнул эксперт.  

Проблемы – нет

Тем более языковой проблемы как таковой в Украине на данный момент нет, считает глава правления Комитета избирателей Украины Станислав Жолудев:  "Мы привыкли существовать в двуязычной среде, и это большое преимущество граждан Украины по сравнению с теми же гражданами РФ… Мы должны понимать, что у нас гибридная война. То, что происходит в информационной среде, влияет на сотни миллионов людей. И когда осуществляются подобные  информационные вбросы, их могут использовать против Украины. Это тот нарратив, который мы видим у кандидатов в президенты США от Республиканской партии. Вот вам и прекрасный повод, чтобы обвинить Украину в определенных нацистских движениях, хотя этого нет".

Зато есть желание мобилизовать общество или свой электорат, допускает политический аналитик Александр Кондратенко. По его мнению, время вбросов Ириной Фарион выбрано не случайно: "У нас языковой вопрос всегда возникает в контексте будущих выборов. Поэтому в ближайшей перспективе таких вбросов будет больше". 

Ошиблась реальностью

Если будет так, новые провокационные заявления засвидетельствуют только одно: некоторые политики не понимают, что реальность изменилась. "Эту реальность меняют военные, статус которых в украинском обществе становится доминирующим, – рассказал президент Украинского института политики Руслан Бортник. – То, что Фарион могла говорить по отношению к конкурентам, студентам и даже к детям в детском саду, фактически провоцируя насилие, не сошло ей с рук, когда она начала говорить это о военных. Потому что безнаказанность Фарион вызвала недовольство и военных, в том числе на власть. И власть вынуждена реагировать, возбуждать уголовные дела, демонстрируя, что будет пресекать ксенофобию по отношению к русскоязычным, которые являются важной частью обороны страны. Но цыплят по осени считают. Посмотрим, дойдут ли эти дела до логичного завершения или будут использованы для выпуска обществом пара… Независимо от этого ситуация вокруг Фарион, возможно, является "предупредительным выстрелом" в сторону всех любителей поспекулировать языковым вопросом в преддверии принятия нового законодательства, расширяющего права на использование родного языка национальными меньшинствами в Украине по требованию Евросоюза".

Вряд ли Ирина Фарион не просчитала последствий своих заявлений, полагает культуролог Евгений Сависько, значит, более вероятно, что она является агентом влияния страны, которой выгодно нагнетать ситуацию внутри Украины. "Мягкая украинизация украинского общества вяло продвигалась, в том числе из-за подобных скандальных и безосновательных высказываний Ирины Фарион, за которые она ни одного раза не была наказана. И она почувствовала свое всевластие. Результат – возмущение в армии и среди гражданского населения. Против нее выступили даже последовательные украиноязычные украинцы. Идет война, нужно консолидироваться, а "не чубитися", – обращает внимание Сависько.

Аналитические материалы УИП