Мировая политика – 2025: триумфаторы и аутсайдеры года

От триумфального возвращения и международной легитимации – к импичментам, бегству и падению рейтингов. Подводим итоги 2025 года в мировой политике в лицах.

 

Триумфаторы года

Дональд Трамп (США)

Президент США стал главным ньюосмейкером, трендсеттером и миротворцем года в мировом масштабе. Статус-кво сохранится минимум до осени 2026, когда в Штатах состоятся промежуточные выборы.

Андрей Бабиш (Чехия)

“Чешский Трамп” триумфально вернулся в местную политику, заняв пост премьер-министра. Придерживающийся умеренно евроскептических взглядов Бабиш будет блокироваться в первую очередь с Фицо и Орбаном, что усилит вес стран ЦВЕ в системе принятия решений в ЕС.

Луиш Монтенегру (Португалия)

Португалия в 2025 удостоилась титула “экономика года” – по версии издания The Economist. Это стало возможным благодаря тому, что Португалия сумела объединить высокие темпы роста ВВП, низкую инфляцию и бурно развивающийся фондовый рынок. И это очевидная заслуга премьера Луиша Монтенегру, который занял данный пост в первой половине 2024. 

Санаэ Такаити (Япония)

В октябре 2025 Санаэ Такаити стала 104-м премьер-министром Японии и первой женщиной на этом посту. Перед Такаити стоит непростая задача – попытаться симулировать экономику Японии, которая уже три последних десятилетия находится в состоянии застоя (“Потерянное тридцатилетие”). В свою очередь усиление конкуренции в Азиатско-Тихоокеанском регионе создает для правительства Такаити дополнительные геополитические вызовы.

Зохран Мамдани (США)

Член Демпартии и социалист Зохран Мамдани уверенно победил на выборах мэра Нью-Йорка, вопреки тому, что изначально не был фаворитом гонки, а также попал в объектив критики Трампа. Сумеет ли Мамдани реализовать свою программу социальных изменений в пределах Нью-Йорка, а Демократическая партия воспроизвести локальный успех в федеральном масштабе – будем наблюдать в 2026.

Хосе Антонио Каст (Чили)

Консерватор и популист, избранный президент Чили Хосе Антонио Каст, символизирует собой постепенный “правый поворот” в Южной Америке. В политической программе Каста – ограничение иммиграции, запрет однополых браков и абортов, при этом Каст является сторонником свободной рыночной экономики. Во внешней политике Каст наверняка будет ориентироваться на администрацию Трампа, разделяя львиную долю убеждений американского президента. 

Джорджа Мелони (Италия)

Для Италии, где правительства меняются с завидной регулярностью, каденция Мелони, которая длится с октября 2022, – серьезное достижение. В уходящем году Мелони избежала серьезных скандалов, а идеологическая близость к Трампу укрепляет ее политические позиции на нынешнем историческом этапе.

Ахмед Аш-Шараа (Сирия)

Окончательно легитимизировался на мировой арене в качестве правителя Сирии – был принят во многих мировых столицах с почестями. При этом в международной прессе крайне редко встречаются критика нового сирийского режима, а также информация о расправах над меньшинствами.

Виктор Орбан (Венгрия)

Добился особых отношений с администрацией Трампа, получив исключение из пакета антироссийских энергетических санкций США. Пытается позиционировать себя в качестве посредника между Трампом и Путиным – именно в Будапеште была запланирована их встреча, которая, впрочем, так и не состоялась до конца 2025. Сумеет ли Орбан продолжить свою политическую линию – станет понятно после апреля 2026, когда в Венгрии должны состояться парламентские выборы. 

Александр Лукашенко (Беларусь)

Сумел наладить диалог с администрацией Трампа, выступая в качестве посредника и консультанта в диалоге США-РФ. Провел несколько раундов помилования политических заключенных, что позволило снять санкции с “Белавиа” и калийных удобрений, производство и экспорт которых являются важной частью белорусской экономики. 

Аутсайдеры года

 

Фридрих Мерц (Германия)

Канцлер Германии столкнулся с беспрецедентным падением рейтингов, установив антирекорд всего за несколько месяцев. Более двух третей жителей Германии недовольны работой правительства и лично Мерца. Экономические и миграционные проблемы нависают дамокловым мечом над правительством Мерца, предопределяя колоссальное падение рейтингов.

Эммануэль Макрон (Франция)

Череда правительственных кризисов во Франции, экономические и миграционные проблемы, невнятная внешняя политика – таков итог 2025 года для Макрона. Равно как и у немецкого коллеги, рейтинги Макрона оставляют желать лучшего. Следовательно, ближайшие полтора года, которые будут последними для Макрона в президентском кресле, он будет крайне ограничен в пространстве для маневров и политических решений. 

Кир Стармер (Великобритания)

Практически все, что ранее было сказано о лидерах Германии и Франции, актуально и для британского премьера. Экономика и мигранты – два “кита”, которые тянут на дно рейтинги Стармера. С немалой долей вероятности 2026 станет последним для Стармера во главе правительства. 

Юн Сок Ёль (Южная Корея)

В целом президенты Южной Кореи (Республики Корея) – это зачастую история с трагическим финалом. От импичментов и тюремных сроков до убийств и самоубийств – классический вариант окончания президентской карьеры в Южной Корее. Исключением не стал Юн Сок Ёль – в январе 2025 года он был арестован и заключён под стражу по обвинению в попытке мятежа. Через несколько месяцев  Конституционный суд единогласно подтвердил его импичмент, поставив жирную точку в президентстве. 

Кхадга Прасад Шарма Оли (Непал)

Присутствующий в активной непальской политике с 1990-ых уже бывший премьер-министр Оли пал жертвой акций протестов, всколыхнувших Непал в сентябре 2025. Протестующие подожгли здание парламента, Верховного суда и резиденцию бывшего премьер-министра. Оли вынужден был спасаться бегством. 

Андри Нирина Радзуэлина (Мадагаскар)

Беглецом стал и президент Мадагаскара Андри Радзуэлина. В октябре 2025 он покинул территорию страны на французском военном самолете, а парламент объявил ему импичмент.

Сирил Рамафоса (ЮАР)

Президент ЮАР стал объектом жесткой критики со стороны Трампа, обвинявшего южноафриканского визави в “геноциде белых”. По распоряжению Трампа ЮАР не приглашена на саммит G20, который пройдет в 2026 в Майами.

Николас Мадуро (Венесуэла)

2025 для Мадуро прошел под угрозой американской военной кампании – администрации Трампа явно не по душе боливарианский режим на своем “заднем дворе”. Никуда не исчезнет данная угроза и в новом году, который может стать последним во главе Венесуэлы для Мадуро. Будь то в результате закулисных переговоров с Вашингтоном и “добровольной” отставки, либо в результате санкционного и прямого силового давления США.

Джордже Симион (Румыния)

Крайне правый румынский политик, сторонник Трампа и соратник Кэлина Джорджеску (чью победу в первом туре президентских выборов аннулировали в 2024 году), выиграл первый тур новоназначенных выборов президента с результатом в 40,96%. Однако несмотря на большой стартовый задел, уступил во втором туре либералу Никушору Дану.

Евгения Гуцул (Молдова)

Серьезные проблемы у уже бывшей главы Гагаузской автономии начались еще в 2024 году, когда против Гуцул были введены санкции США и ЕС – ее обвиняли в угрозе стабильности и демократии Молдовы и получении финансирования от РФ. В августе 2025 суд в Кишиневе приговорил Гуцул к 7 годам тюремного заключения, признав ее виновной в незаконном финансировании политических партий. 

 

Автор: Денис Гаевский

 

Аналитические материалы УИП

  • Мирный план Трампа: первый реалистичный взгляд на завершение украино-российской войны.
  • Ситуация в Украине. 13 -20 ноября 2025
  • Ситуация в Украине ( 8 -15 октября 2025г ).
  • Ситуация в Украине ( 24 сентября -1 октября 2025).
  • Инициатива по глобальному управлению: Китай как инициатор нового миродизайна.  
  • Ситуация в Украине (10 - 17 сентября 2025).
  • «Мы их потеряли»: почему Д. Трамп «отпускает» Индию и Россию к Китаю — и в чём скрытый смысл его сарказма?
  • Ситуация в Украине (27 августа - 3 сентября 2025).
  • Ситуация в Украине (от 15-21 августа 2025).