"Повторяем ошибку 90-х". Почему вновь поднялась тема крымскотатарской автономии и за что ее критикуют

В публичное пространство неожиданно вернулась тема необходимости создания крымскотатарской национальной автономии в Крыму и внесения соответствующих изменений в Конституцию.

Инициатором возобновления дискуссии стал глава Меджлиса крымскотатарского народа народный депутат нескольких созывов Рефат Чубаров.

Выступая на первом парламентском международном саммите "Крымская платформа" (КП) в Загребе Чубаров заявил, что пришла пора переформатировать закрепленную в Конституцию автономию на полуострове по "национально-территориальному признаку", признав ее "формой самоопределения" крымских татар в составе Украины.

Эту идею лидеры крымскотатарского движения продвигают уже давно, причем после аннексия Крыма Россией разговоры эти усилились. При каждом удобном случае крымскотатарские активисты поднимают "автономный" вопрос, и как раз таким стал проект Офиса президента (ОП) "Крымская платформа", запущенный в прошлом году.

Власти, однако, выражая готовность обсуждать идею, воплощать ее не спешат. На нынешнее заявление Чубарова чиновники вообще не отреагировали.

Тем временем идея (несмотря на то, что она не носит практический характер пока продолжается аннексия полуострова), вызвала масштабную дискуссию в экспертов среде. Ряд политологов ее жестко раскритиковали (главный их аргумент - пример аннексии Крыма показал, что любая автономия чревата сепаратизмом, а потому никаких автономий в Украине быть вообще не должно). 

Подробности - в материале "Страны".

С приветом из Загреба

На первом парламентском международном саммите "Крымская платформа" (одноименное "ответвление" проекта, запущенного ОП в 2021 году) судьба полуострова, аннексированного Россией, была одним из главных вопросов. Ему была по сути посвящена одна из панелей - "Реинтеграция оккупированных территорий и гарантии неповторения российской агрессии", в числе спикеров которой был глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.

В своем выступлении он призвал изменить Конституцию в части, касающейся статуса в Украине Крыма, переведя его из "простой" автономии в национально-территориальную. Попросту говоря - создать на территории полуострова крымскотатарскую автономию.

"Мы должны внести изменения в Конституцию Украины, где четко определить крымскую автономию как автономию, которая создана по национально-территориальному признаку, как форма самоопределения коренного народа Крыма - крымскотатарского", - заявил Чубаров.

Собственно, "источником автономии", по его мнению, является "неотъемлемое право коренного народа (крымских татар - Ред.) этого полуострова на самоопределение в составе независимого украинского государства".

На самом деле глава Меджлиса вернулся к давней истории. Он, кстати, сам об этом напомнил в своей речи, сказав, что крымские татары просили власти Украины решить вопрос с автономией "на протяжении 23 лет", то есть, еще с 90-х годов.

Примечательно, что после захвата Москвой полуострова лидеры крымскотатарского движения не поставили крест на идее. Напротив, они увидели в этой ситуации окно возможностей.

Киев использовал непростые отношения российских властей с оставшимися на полуострове крымскими татарами для удерживания международного внимания на проблеме полуострова и в целом усиления давления на Россию.

И в этой внешнеполитической игре властям нужна была поддержка руководства Меджлиса, у которого, к тому же, отличные связи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, турецким истеблишментом и есть немалые связи в мусульманском мире. При таком раскладе сказать сходу "нет" настойчивым призывам создать крымскотатарскую автономию ни экс-президент Петр Порошенко, ни нынешний глава государства Владимир Зеленский не могли.

Тем не менее, дальше разговоров - даже в специально созданных рабочих группах - дело не шло.

Хотя движение по крымскотатарской повестке все ж есть. Так, в мае 2021 года все тот же Рефат Чубаров сказал в интервью турецкому агентству "Анадолу", что в планах Меджлиса - лоббирование минимум трех законов: о коренных народах, статусе крымскотатарского народа и создании крымскотатарской автономии. Причем принять их предлагалось пакетом, то есть три сразу, но этого не произошло.

Закон о коренных народах был принят в июле 2021 года. Второй сейчас готовится, что подтвердил в ходе загребского мероприятия председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук (и Чубаров выразил надежду, что этот проект скоро будет зарегистрирован). А вот по изменению Конституции ощутимого движения пока нет. 

Устами эксперта

Официальной реакции на заявление Чубарова по крымскотатарской автономии не последовало. Участвовавшая в той же панели народный депутат от "Слуги народа" Евгения Кравчук никак не прокомментировала слова главы Меджлиса.

В 2019 году Зеленский, отвечая на вопрос об крымскотатарской автономии, сказал, что "не уверен", что она может упростить вопрос возвращения аннексированного полуострова (в те времена одним из аргументов против называлось то, что идея национальной крымскотатарской автономии может ухудшить отношение к Украине со стороны славянского большинства населения полуострова)..

В 2021-м - уже после принятия закона о коренных народах - президент, комментируя тот же вопрос, сказал, что видит разработку законопроекта об автономии задачей для "Крымской платформы", которая должна "изучить законодательство, изменения в законодательство и предложить президенту Украины уже согласованный с коренным населением Крыма законопроект".

И если верить Стефанчуку, эта работа еще не закончена.

В контексте же темы крымскотатарской автономии любопытно мнение политолога Юрия Романенко, который как раз не прошел мимо заявления Чубарова.

На своей странице в Фейсбуке эксперт высказался категорически против вообще сохранения за Крымом автономного статуса, так как это создает основание для сепаратизма на полуострове.

"Главный урок, который дала эта война заключается в том, что Украине больше  не нужны никакие автономии. После войны у Крыма не должно быть никакой автономии. Потому что сепаратизм в Крыму произрастал из его особого статуса", - написал Романенко.  

По его мнению, крымские татары не имеют "особых оснований на автономию".

"Их вклад в отстаивание независимости Украины не превышает вклад других народов. Они отстаивают свою независимость, и эта цель обозначена в программных документах Меджлиса", - пишет эксперт.

Автономию же крымских татар на полуострове несет опасность проблем в отношениях Киева с союзнической им Турции, считает Романенко.

"Мы сразу должны исходить из того, что создавая какую-либо автономию, мы повторяем ошибку 90-х и спустя пару десятилетий получим новую проблему. Только теперь уже в отношениях с Турцией", - считает политолог. 

"Поэтому Украина должна прекратить все поползновения по поводу любых автономий. В рамках децентрализации у местных властей достаточно полномочий, чтоб чувствовать себя хорошо. А с учетом закона о коренных народах, крымские татары вообще в шоколаде, чтобы не чувствовать себя какими-то ущемленными", - резюмирует эксперт.

Ему сразу же взялись оппонировать, например, народный депутат восьмого созыва Андрей Денисенко.

"Крымскотатарская автономия необходима для установления исторической справедливости и защиты прав народа, который империя зла уничтожала так же, как и украинский, и который требует поддержки и помощи Украины. Национальное возрождение угнетаемых Москвой народов - это одна из важнейших миссий Украины. Прежде всего кырымлы (собственное название крымских татар)" - написал Денисенко в комментариях под постом Романенко.

В свою очередь, журналист и продюсер Алексей Мустафин написал на своей странице в Фейсбуке: "Российский либерал заканчивается на украинском вопросе (теперь просто закончился). Украинский эксперт - на крымскотатарском".

Романенко счел, что речь о его посте и отреагировал резко.

"Мустафин и прочая публика вдруг открыла для себя спустя семь лет мое отношение к крымскотатарской автономии. Я говорил тогда, сейчас и буду говорить, что только идиоты будут поддерживать создание очередной автономии в Украине после всего, что произошло. Вы будете говорить миллионам ветеранов, что они воевали за то, чтобы отдать Крым крымским татарам на том основании, что они в 15 веке захватили его вместе с Портой. А потом в 1783 году потеряли по причинам, которые широко известны. Я понимаю, что многие из вас просто космонавты, которые истово верят в этот бредовый нарратив. Но я вам гарантирую, что общество будет крайне остро реагировать на создание любых автономий в Украине. Какими бы бредом вы это не оправдывали. Вы просто не чуете почву под ногами и вкрай ох@ели, учитывая сколько украинской крови пролито на этой войне", - написал Романенко.

Принимай медленно

Как считает политолог Руслан Бортник, украинское руководство не отреагировало на призыв Чубарова, будучи "слишком загруженным войной и ее последствиями".

"Не исключено, что инициатива лидеров крымскотатарского движения воспринимаются через призму их отношений с экс-президентом Порошенко, к команде которого часть из них принадлежит (как Мустафа Джемилев - Ред.) или формально принадлежала, как Чубаров (состоял во фракции "Блока Петра Порошенко в Раде восьмого созыва - Ред.). Порошенко же остается оппонентом властей. Поэтому пока в ОП не просчитают, насколько идея автономия сейчас выгодна Украине и конкретно команде Зеленского, ее будут игнорировать", - говорит политолог Бортник "Стране".

Он считает, что можно было бы говорить совсем о другом отношении властей, если бы инициатива исходила от первой замминистра иностранных дел Эминэ Джапаровой - этнической крымской татарки.

"Я не исключаю, что ОП в какой-то момент сам вернется к этой идее крымскотатарской автономии и более того проведет соответствующий законопроект в парламенте. Это будет как в случае признания Чеченской Республики Ичкерия временно оккупированной РФ, что позволит эскалировать ситуацию вокруг Крыма и расширит поле для маневра, например, требовать от России еще до деоккупации полуострова выполнения права на самоопределение крымских татар", - комментирует политолог Бортник изданию.

А вот политолог Вадим Карасев объясняет молчание властей тем, что полномасштабная война с Россией уменьшила для ОП нужду в лояльности лидеров крымскотатарского движения.

"Сейчас Зеленский особо не нуждается в посредниках для общения с Эрдоганом, саудитами и другими внешнеполитическими игроками, с кем дружны эти лидеры. Сдерживающий эффект для России от совместной работы с крымскими татарами тоже потерял привлекательность. Теперь ее сдерживает и давит весь Запад во главе с США. Представителей крымскотатарского народа, конечно, зовут на "Крымскую платформу", но привлекать их к большой международной игре, как нужно было раньше, уже не стремятся. Так что, понятно и логично, почему на заявление Чубарова нет серьезной реакции", - настаивает политолог Карасев.

Соответственно, особого рвения в принятии важных для Меджлиса законов со стороны властей он также не ожидает.

Аналитические материалы УИП