В Украине почувствовали ветер перемен?

На днях первый Президент Украины Л. Кравчук выступил за «государственный автономный статус для Крыма» в составе Украины и «особый статус» для Донбасса. Изюминки этому выступлению придал и тот факт, что оно было показано в эфире 5-го канала нынешнего Президента Украины П. Порошенко, а сам Кравчук еще недавно ратовал за завершение АТО и силовое подавление сепаратизма на Донбассе.

Поэтому часть наших политиков сразу начали говорить об очередной «зраде», а аналитики и СМИ о подготовке общественного мнения к сливу украинских интересов на Донбассе и в Крыму.

Думаю, не все так сложно и просто одновременно.

После «Круглых столов национального единства» весны-лета 2014 года Л. Кравчук фактически отошел (был отодвинут) от переговорных процессов. И в отличие от тех же «минских» Л. Кучмы или даже В. Медведчука, оказался на окраине украинских и околоукраинских политических процессов. И одной из ключевых мотиваций для нынешних заявлений является как раз попытка самоактуализации и возвращения в нынешнюю высокую политику; предложение самого себя переговорным сторонам в рамках американо-российского и нормандско-минского диалога в качестве возможного переговорщика. При этом крайне маловероятно, что Кравчука кто-то уполномочивал выступать с такими идеями и предложениями.

Но здесь интересно другое – почему именно сейчас?

Леонид Макарович безусловно является одним из наиболее опытных и информированных политиков Украины – главным «профессиональным флюгером Украины» (при всем уважении), который всегда тонко и точно «держит нос по ветру», умудрялся сохранять свое влияние при всех украинских президентах. И поэтому, смена его позиции и «миротворчество» является следствием того, что, наверное, по умозаключению Кравчука, сегодня наступил благоприятный момент для такого рода взглядов и идей. А высказанное им мнение, без сомнения, базируется на позиции части западных политических элит.

Кравчук, в отличие от большинства нынешних украинских политиков, обладает «тонким политическим слухом» и выступлении Д. Байдена в Верховной Раде, и последние комментарии Госдепа, Германии и Франции относительно необходимости выполнения Минских соглашений воспринимаются им как готовность запада искать выходы из «украинского кризиса», договариваться с российским руководством и идти на определенные компромиссы с РФ. Не зря же первый Президент так тщательно подбирал слова характеризуя Путина, и искал неконфликтные формулировки.

Хотя, по моему мнению, предложения Л. Кравчука опоздали как минимум на 1,5 года (я говорил о «Крымском кондоминиуме» и «Суверенизации Донбасса» еще в 2014 году), сама постановка вопроса продуктивна для рационализации политической дискуссии, поиска реальных путей разрешения конфликта, завершения «украинского кризиса». И в этом случае на стороне Первого Президента будет не только значительная часть рационально и честно мыслящих политиков, государственных служащих и экспертов, но и украинский народ – более 60% которого выступают за мирное политическое разрешение вопросов Крыма и Донбасса.

 

Руслан Бортник,

Директор УИАМП