В Нидерландах мы потеряли только иллюзию

Результаты нидерландского референдума в отношении ассоциации с Украиной не стали неожиданностью — скорее наоборот, но всё же вызвали бурную реакцию в политических и экспертных кругах. Вчера и сегодня Интернет буквально кипит мнениями в диапазоне от ненависти и разочарования до явного или тихого злорадства.

Хотя понятно, что результаты этого референдума сложились не сегодня и даже не вчера — их последовательно «ковали» все предыдущие президенты, правительства и парламенты - грабя и разрушая Украину, издеваясь над правовыми нормами.

Конечно, на результаты нидерландского референдума повлиял не только общий имидж Украины в глазах обывателя, но конкретные несчастья последнего времени:

1. Кризис еврооптимизма в Европе на фоне миграционного вала и волны террористических атак;

2. Гибель малоазийского Боинга в небе над Донбассом со 189-ю гражданами Нидерландов на борту;

3. История с выкраденными с нидерландских музеев картинами, которые якобы оказались в Украине в руках представителей добровольческих батальонов, и так и не были возвращены;

4. Регулярные коррупционные скандалы с украинскими политиками (начиная от Лазаренко), «украшением» которых стали оффшоры Президента. О чем регулярно писали ведущие западные СМИ.

Поэтому, несмотря все на жертвы, положенные на алтарь евроинтеграции (в основном мнимые, но последние 2 года — абсолютно реальные), несмотря на всю мотивирующую риторику со стороны европейских партнеров, стало очевидно, что большинство рядовых европейцев (в частности голландцев) и в страшном сне не могут себе представить Украину и украинцев в качестве не то, что соседа по квартире или дому, но даже — и по улице. Потенциальный сосед, чей дом регулярно то тонет, то горит, то разваливается; который демонстрирует циничное игнорирование даже своих законов, чья элита погрязла в коррупции и пытается регулярно украсть то у своего народа, то выпрошенные в долг у других — деньги, чтобы потом банально сбежать с наворованным – вряд ли сможет когда-либо поселиться в фешенебельных районах не только Амстердама, но даже Праги или Будапешта. Таким «соседом» не дорожат, ему регулярно указывают на дверь, и только иногда позволяют потратить деньги на «блага цивилизации» или выполнить грязную работу на заднем дворе...

В итоге, в любом случае сегодня перед украинцами есть выбор: обидеться и попытаться если не сделать, то хотя бы сказать Нидерландам пакость; проигнорировать, и дальше с упорством знаменитого животного ломится в плотно закрытую дверь пока силы не оставят; сделать выводы — стать лучше, начать соответствовать и «заключить этот брак по расчету», раз уж в Европе совсем разучились «по-любви».

Нидерландский прагматицизм в украинском вопросе (а как бы Вы проголосовали на месте голландцев?) должен стать не источником социальной и политической депрессии, а ключевой мотивацией к концентрации всех общественных и государственных усилий на действительно определяющих вопросах нашей жизни - правовой системе, экономике, образовании.

Незавершение процедуры ратификации соглашения о ЗСТ между ЕС и Украиной именно по вине европейцев дает нам шанс и основания начать новый переговорный процесс по улучшению Соглашения для Украины — расширения драконовских торговых квот (многие из которых мы выбираем до дна за несколько первых месяцев года), снятию многочисленных административных барьеров для украинских предпринимателей на европейских рынках — шанс превратить «капитуляцию-2014» в действительно партнерские отношения с ЕС.

Пока что в Нидерландах мы потеряли только иллюзии, но сегодня перед нами стоит более сложный выбор — взять синюю или красную таблетку — забыть или бороться за европейское будущее.

 

Руслан Бортник, УИАМП