Авторы публикации
Политическая карта Украины, формирующаяся по итогам выборов в Украине, редко когда отображает реальный баланс политических сил. Она больше напоминает кривое зеркало, в котором что-то отображается, но чтобы понять, что именно, необходимо проанализировать результаты выборов с учетом всех нюансов. Особенно это касается местных выборов по нынешней пропорциональной системе, в которых те или иные партии в регионах выступают чаще всего франшизой для всеукраинских и региональных экономических и политических элит
Первый вывод – сегментированность украинской системы власти по результатам местных выборов значительно усилилась. В местные советы разных уровней прошли более 20 политических партий (на выборах 2010-го года – 10-12). Более того, ни одна из политических сил на уровне областных советов и крупных городов (кроме Харькова) не смогла добиться абсолютной победы (50% + 1 голос), также мало случаев, когда результат оказывался более 35%. Поэтому повсюду в Украине нас ждет сложный процесс формирования местных коалиций. И это – один из ключевых вызовов для нынешней политической системы.
В результате о фактической конфигурации нового политического баланса на местах можно будет судить только через месяц-два – после первых заседаний местных советов и формирования коалиций, избрания глав и секретарей советов, распределения контроля над комиссиями, землями, бюджетами территориальных общин. И то с большой поправкой на ситуативность таких коалиций, прогнозируемость конъюнктурных сговоров между разными (даже антагонистическими) политическими силами ради получения контроля над теми или иными денежными потоками. Уверен, что здесь нас ожидают еще многочисленные сюрпризы.
Если проанализировать официальные данные выборов по крупным городам и областным советам, можно констатировать, что формальным победителем выборов стала президентская партия «Солидарность», средний результат которой по стране составил от 19% до 25%. В 14 из 23 областей эта политическая сила стала первой, в семи – второй. И только в Запорожской и Днепропетровской областях и нескольких крупных городах (например, в Харькове) она показала невысокий результат. Но эти достижения меркнут по сравнению с результатами других партий власти на местных выборах: 36% голосов Партии регионов в 2010-м году (20 побед в 27 регионах) и «оранжевой» коалиции в 2006-м (19 побед).
В итоге даже БПП «Солидарность» практически нигде не сможет самостоятельно сформировать коалиции. Доминирующей партия стала только в Киевском городском и Винницком областном советах, а в остальных вынуждена будет договариваться с другими победителями выборов. А как показывает ситуация в парламенте, это непросто даже в среде якобы единомышленников.
Необходимо принять во внимание, что влияние президента и его команды выходит за рамки «Солидарности», а включает в себя также «Наш край», «Еднисть», «Винницкую европейскую стратегию», «За конкретные дела», а также некоторые другие региональные проекты и франшизы на юго-востоке Украины – в суме не менее 30% голосов в Украине.
Если проанализировать информацию о ходе переговоров по формированию коалиций, можно предположить, что команде президента удастся сформировать пропрезидентские коалиции как минимум в Киеве («УДАР – Солидарность» + «Еднисть»), Житомирском (БПП + НП + «Батькивщина» + РПЛ), Черновицком, Хмельницком (БПП + «За конкретные дела»), Николаевском и Кировоградском (с «Нашим краем») и Черкасском областных советах.
Группа «Приват» также шла на выборы несколькими колоннами. Ее политическим ядром стала партия УКРОП, показавшая предварительно 6-й всеукраинский результат (в среднем около 9% голосов) и преодолевшая барьер в 14 областях.
В сферу влияния этой группы также входит партия «Видродження» (шесть областей + безусловная победа в Харькове), региональные проекты и франшизы. Поэтому совокупный рейтинг «Привата» составляет не менее 20% и сопоставим с показателями «Солидарности». Но «Приват» при этом сохранил партнерские отношения и потенциал к созданию местных коалиций и с другими победителями выборов – партиями «Батькивщина», «Свобода», «Самопомич», РПЛ.
Поэтому есть вероятность, что «приватовские» коалиции могут появиться во Львовском областном совете и горсовете («Самопомич», УКРОП, РПЛ, «Батькивщина», «Гражданская позиция», НРУ, «Свобода»), Харьковских горсовете и облсовете, Закарпатском облсовете («Единый центр», «Видродження», «Партия венгров Украины»), Волынском облсовете («Батькивщина», «Свобода», РПЛ), Полтавском облсовете («Батькивщина»).
Укрепила свои позиции и «Батькивщина» во главе с Юлией Тимошенко (не преодолела барьер только в Харьковской области; средний рейтинг по стране – более 13%). Коалиции «красносердечных» могут появиться в Ивано-Франковском и Тернопольском облсоветах («Свобода», УКРОП, «Самопомич», «Воля»); в Ровенском облсовете ( РПЛ и УКРОП), в Киевской области («Самопомич», РПЛ, УКРОП и «Свобода»), в Черниговской области ( РПЛ).
«Оппозиционный блок», несмотря на значительное улучшение результатов по сравнению с парламентскими выборами (преодолел барьер в 14 регионах, второй рейтинг в стране – 14%), скорее всего, сможет сформировать большинство только в Запорожском и Днепропетровском областных советах (вместе с «Аграрной партией»), Одесском горсовете (с «Доверяй делам» и Морской партией).
Системной оппозицией во многих местных советах, кроме «Оппоблока», рискует стать и «Самопомич», которая хотя и показала хороший результат – прошла в 14 советов областного уровня, но набрала в среднем только 7% голосов (8-е место) и вряд ли сможет претендовать на роль центра притяжения в процессах формирования местных коалиций.
Кроме того, нужно учитывать и другие факторы, которые могут влиять на расстановку политических сил на местных уровнях. Речь идет об аресте Геннадия Корбана и анонсе новых арестов от президента; минских соглашениях и Конституционной реформе в части децентрализации; принятии бюджетов на 2016 год. Все эти события могут как системно (в рамках макрорегионов и регионов), так и точечно (в городах и селах) влиять на конфигурацию местных коалиций.
Даже по предварительным итогам местных выборов мы видим, что усиление политического влияния группы «Приват» спутало карты президентской команде, создает значительные трудности для формирования пропрезидентских коалиций. Особенно эти трудности очевидны с учетом возросшего влияния «Самопомочи», «Батькивщины», «Оппоблока», а также попыток региональных элит играть самостоятельную игру.
Руслан Бортник