Хуже, чем в Джидде: чем закончился мирный саммит Украины на Мальте

В эти выходные на Мальте прошла третья встреча в рамках мирного саммита Украины. Встреча проходила, в частности, с лидерами стран Глобального Юга на уровне советников по внешней политике и национальной безопасности. Из открытых источников известно о разработке пяти пунктов украинской формулы мира. Среди них – ядерная безопасность и восстановление территориальной целостности Украины

Vesti.ua поговорили с экспертами и рассказывают, как прошел мирный саммит, чем он отличается от предыдущих и что означает отсутствие Китая.

О чем вообще договаривались на саммите?

Согласно официальным заявлениям, рабочие группы проработали 5 из 10 пунктов украинской формулы мира президента страны Владимира Зеленского. В частности, официальные источники сообщают о следующем:

  1. Ядерная безопасность: полный вывод российского персонала, оружия и оборудования с Запорожской АЭС и передача контроля станции Украине.

"План предусматривает усиление роли МАГАТЭ в контроле за соблюдением правил эксплуатации ядерных установок, определение технических условий для безопасного возвращения ЗАЭС под контроль Украины, изучение механизмов ответственности за несоблюдение международно признанного принципа ядерной безопасности", – написали в Офисе президента.

  1. Энергетическая безопасность: разработка модели энергетической устойчивости, которая позволила бы предотвратить нарушения энергетической безопасности.
  2. Продовольственная безопасность: установление международных гарантий безопасности для бесперебойного снабжения продовольствием.
  3. Возвращение заложников и депортированных украинцев: создание групп и давление на Россию с целью предоставления ООН и МККК беспрепятственного доступа к украинским пленным.
  4. Соблюдение Устава ООН и восстановление территориальной целостности Украины.

Что касается последнего пункта о восстановлении территориальной целостности, то его предлагают реализовать по следующему сценарию:

  • реформа Совбеза ООН и ограничение права вето;
  • усиление роли Международного суда Организации Объединенных Наций путем признания обязательной юрисдикции суда во всех спорах по поводу нарушений Устава ООН и обеспечения немедленного исполнения его решений;
  • создание системы раннего предупреждения о действиях, нарушающих суверенитет и территориальную целостность государств.

Как видим, на саммите не обсуждали другие пять пунктов украинской формулы мира. Среди них, в частности, и ключевые:

  1. Вывод российских войск и прекращение боевых действий.
  2. Возвращение справедливости.
  3. Противодействие экоциду.
  4. Недопущение эскалации.
  5. Фиксация окончания войны.

Больше участников, но без Китая: "зрада" или "перемога"?

По официальным данным, в мирном саммите приняли участие дипломаты из 66 стран, а также международных организаций. В частности, к саммиту присоединились делегации стран Азии, Африки и Латинской Америки. Украинскую делегацию на Мальте снова возглавлял глава Офиса президента Андрей Ермак. Для сравнения: на августовском саммите в Джидде (Саудовская Аравия) приняли участие представители около 40 стран.

"Именно рост числа участников является главным достижением этого саммита. Это показывает, что интерес к Украине сохраняется. Также мы видим дальнейшую структуризацию процесса. От предыдущих диалоговых работ мы переходим на уровень рабочих подгрупп, где постепенно начинают формироваться какие-то концепции, проекты документов", – говорит политолог Руслан Бортник.

В этот раз список стран не публиковали. Но известно, что, в отличие от Саудовской Аравии, на Мальте не было представителей Китая. А их участие в прошлый раз подавали как главную "победу" саммита. Представители Китая не смогли объяснить, почему отсутствовали на этой встрече. Они только заявили, что имеют "последовательную и четкую позицию по поводу кризиса в Украине".

"Мы не увидели на этом саммите Китай, который присутствовал в прошлый раз. Может быть, Пекин не видит сегодня целесообразности в этом. Поскольку Украина не готова обсуждать другие мирные планы на саммите, включая и китайский в частности. Мы не можем сегодня говорить, что встреча на Мальте завершилась каким-то большим успехом. Страны Глобального Юга не заявили о полной поддержке Украины и остаются скорее наблюдателями в этом процессе", – говорит Бортник.

На вопрос, готовы ли представители стран работать с украинским мирным планом, политолог отвечает: "Представители Глобального Юга выдвигают свои идеи, тестируют украинское руководство и украинскую позицию готовности к компромиссу. 10 шагов мирного плана президента Зеленского они не принимают".

Победы не будет?

Сказать действительно сложно. Ведь главной целью этого саммита, как и двух предыдущих, было в первую очередь найти общий язык со странами, не являющимися союзниками ни Украины, ни РФ. В частности, речь идет о странах уже упомянутого ранее Глобального Юга, Азии, Африки и Южной Америки.

Кроме того, не было сделано заявлений по поводу следующей встречи. Ведь, как ожидалось, итогом переговоров должно стать соглашение о "глобальном саммите по урегулированию войны в Украине". Если проще, то должны были собраться руководители стран-участниц и начать действовать в рамках украинского мирного плана.

"Мирный план Зеленского – это программа-максимум, безупречная модель. Но нужно быть реалистами. Если получится одержать стратегические победы на поле боя, этот план могут рассмотреть. Если нет – мирный план будет просто определенной целью, а в ближайшее время мы будем вынуждены думать о какой-то более реалистичной модели поведения", – объясняет Бортник.

Сама идея мирного саммита важна. Но не с точки зрения завершения войны, а с точки зрения напоминания миру, что война в Украине продолжается. Особенно актуальна она становится на фоне событий в Израиле, который забрал на себя значительную часть информационного поля мира. Показательна также реакция России на такие переговоры. Москва в очередной раз подвергла критике хозяев саммита и участников. И в который раз на это не обратили внимания.

Главная проблема этих встреч – разница в видении окончания войны между Украиной и странами-участницами. Ведь Киев представляет безапелляционный мирный план, в то время как другие страны пытаются довести дело до компромисса. Фактически на этом все переговоры и заходят в тупик.

"Фактически это консультации – ни в коем случае не переговоры или саммит. Саммит Украина только готовит и стоит перед выбором. Если Украина и дальше безапелляционно будет продвигать свой мирный план, то существует риск, что большинство стран Глобального Юга просто потеряют к этому обсуждению интерес. Если же мы дадим сигнал о готовности к компромиссным моделям, это может оставить в игре страны Глобального Юга", – заключает Бортник.

Аналитические материалы УИП