После обысков сотрудниками СБУ, ГБР и ОГП у ряда детективов НАБУ, основаниями для которых стали дорожно-транспортные происшествия с их участием, а также подозрение в возможной связи со страной-агрессором, в Верховной Раде ко второму чтению был внесен законопроект № 12414 и принят. После того как его подпишет Президент, НАБУ и САП теряют свою независимость и переходят в прямое подчинение Генеральному прокурору. К чему это приведет — выяснял «Коммерсант Украинский».
После обысков в НАБУ уже на следующий день Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект № 12414. Как утверждают в НАБУ, в последний момент в него были внесены правки, которые фактически уничтожают независимость НАБУ и САП и фактически подчиняют их деятельность Генеральному прокурору. В частности, законопроект предусматривает, что:
- Генеральный прокурор получает доступ ко всем делам НАБУ или может предоставить такой доступ любому другому прокурору;
- имеет право давать обязательные письменные указания детективам НАБУ и, в случае их невыполнения, менять подследственность, передавая дело другим органам;
- может закрыть расследование по требованию стороны защиты;
- самостоятельно решает споры о подследственности;
- лично подписывает подозрения топ-чиновникам;
- руководитель САП теряет право входить в группу прокуроров — это решает исключительно Генеральный прокурор.
Фактически в случае принятия этого законопроекта руководитель САП становится номинальной фигурой, а НАБУ теряет независимость и превращается в подразделение Генпрокуратуры. Антикоррупционная инфраструктура Украины, выстроенная с 2015 года, будет разрушена, — отметили в НАБУ накануне голосования.
Все решает Генпрокурор
НАБУ лишается монополии: Генпрокурор может передавать их дела другим органам — это ослабляет независимость детективов. Генпрокурор получает ключевую роль в определении подследственности (то есть, кто именно расследует дело), включая уголовные производства НАБУ и БЭБ. А по уголовным делам, где фигурируют топ-чиновники, согласование Генпрокурора является обязательным на разных этапах досудебного следствия.
Согласно новой редакции части 5 статьи 284 Уголовного кодекса Украины, теперь окончательное решение о закрытии уголовного производства в отношении отдельных категорий чиновников, а именно — высших должностных лиц, включая действующего или бывшего Президента Украины, членов Правительства и т.д., принимает Генеральный прокурор (или лицо, исполняющее его обязанности).
Если прокурор принял решение о закрытии производства в отношении подозреваемого, участники производства могут обратиться с ходатайством к Генеральному прокурору. Он проверяет обоснованность закрытия и, по результатам рассмотрения ходатайства, принимает одно из двух решений:
- закрыть производство в отношении лица;
- отказать в удовлетворении ходатайства и тем самым оставить дело открытым.
Такая монополизация процесса открывает пространство для политического или личного влияния, может создать «узкое горлышко», когда судьба дела решается кулуарно, без должной прозрачности, — подчеркивают юристы в комментарии «Коммерсант Украинский».
Генпрокурора в Украине назначает Верховная Рада по представлению Президента. Это означает, что он может быть неформально зависимым от политического руководства, которое, как раз, может быть фигурантом дела (Президенты, Премьеры, министры, депутаты). Возникает конфликт интересов: лицо, которое должно контролировать, может быть заинтересовано в «прикрытии», — отмечает адвокат Валентин Середа.
Возможность «снятия» дел через кулуарные договоренности
Ходатайство о пересмотре решения может использоваться не как правовой, а как инструмент давления или торга. Есть риск, что производства могут закрываться «в обмен на лояльность», политические или бизнес-сделки.
Новая норма не предусматривает четкого механизма апелляции на решение Генпрокурора. Если он откажет в удовлетворении ходатайства или закроет дело, обжаловать это фактически невозможно, кроме как через суд — а это длительный и не всегда эффективный путь. Закон не гарантирует, что каждое ходатайство обязательно приведет к объективному пересмотру. Есть риск формальных отписок или бездействия, — подчеркивает адвокат.
Фактически прокурор получает расширенные полномочия контроля над следователями, детективами НАБУ и САП. Генеральный прокурор становится центральной фигурой в управлении антикоррупционными производствами.
Должна быть здоровая конкуренция
Юристы считают, что правоохранительные органы должны быть независимыми друг от друга и даже конкурировать между собой, особенно в расследовании дел против высокопоставленных чиновников. А эти «наезды» на НАБУ и САП — фактически единственные независимые структуры — ни к чему хорошему не приведут, убежден адвокат Олег Леонтьев.
Все очень просто: чтобы уничтожить НАБУ и САП, достаточно поставить над ними начальника, который будет готов выполнять любые указания тех, кто его назначил. Это будет очень плохо. Я сам за годы работы в прокуратуре неоднократно видел, как руководители прокуратуры, когда рядовые прокуроры копали резонансные коррупционные дела, их продавали. В НАБУ был процессуальный прокурор из САП, и больше никто не имел доступа к делам, а теперь туда залезет Генпрокурор и его окружение. А контингент в прокуратуре сегодня непростой: до военных действий было 350 человек, а в Офисе Генпрокурора сейчас штат раздут до 2000, и всем надо есть. Все будет очень плохо, — отмечает Леонтьев.
Главное — жесткий контроль со стороны ОП, кого можно трогать, а кого нет. И все дела, которые ранее расследовали НАБУ и САП, будут пересмотрены и «похоронены», другими словами — «проданы».
Неуспешная борьба с коррупцией
С самого начала создания антикоррупционных органов в Украине (2014-2016 годы) Украинский институт политики проводил исследования, которые свидетельствовали о печальных перспективах: как подобные структуры в других странах, создание ВАКС, САП, НАБУ вряд ли принесет эффективный результат.
Мы видим на практике, что кардинальные результаты в борьбе с коррупцией не достигнуты, несмотря на пиар и долгие рассказы о важности создания ВАКС, САП, НАБУ и тому подобное. За это время фактически была создана параллельная вертикаль структур: НАБУ собирало информацию, САП передавала в ВАКС. Но эта вертикаль была построена из «тех же материалов» — тех же людей, кто представлял различные политические, экономические или социальные группы. Стала инструментом давления на украинские элиты со стороны наших западных партнеров, но не стала элементом очистки украинского общества от коррупции, — отметил директор Института политики Руслан Бортник в комментарии «Коммерсант Украинский».
В результате десятки миллиардов гривен, потраченные за эти годы, оказались напрасными. Они лишь создали политические проблемы для власти, которая в условиях войны реагирует на это жестко и быстро.
Мы видим, что эта свобода антикоррупционных органов, возможность их ориентироваться на посольства и элиты — заканчивается. Реформа не ликвидируется, но сама инфраструктура переподчиняется тем правоохранительным органам, от которых ее когда-то отделили, — добавил Бортник.
Украинцы ничего не почувствуют после этих изменений — для них это никак не отразится. А вот отношения украинской власти с либеральной частью Европы и демократами США, которые использовали антикоррупционные структуры для влияния на украинские элиты, могут ухудшиться, прогнозирует политик.
Напомним, что 21 июля сотрудники СБУ, ГБР и ОГП провели не менее 70 обысков и обыскали более 15 работников НАБУ. По информации из НАБУ, следственные действия проводятся без надлежащих судебных постановлений. Основаниями для этих мероприятий в подавляющем большинстве случаев стали дорожно-транспортные происшествия — два из них произошли в 2021 году и одно в 2023-м, и по которым велось следствие. А некоторым инкриминируют возможные связи с представителями спецслужб РФ.
Кроме этого, начата внеплановая проверка состояния охраны государственной тайны, инициированная СБУ. Она касается работников НАБУ, которые имеют доступ к гостайне и проводят негласные следственные (розыскные) действия. По ее результатам СБУ может получить информацию о текущих и запланированных НАБУ и САП оперативных мероприятиях и следственных действиях. Разглашение этой информации может сорвать следственные мероприятия и текущие расследования, заявили в НАБУ. А также продолжается плановая проверка Госспецсвязи, охватывающая техническую инфраструктуру НАБУ.