Гарантии (НЕ) безопасности?

Офис Президента Украины предложил концепцию системы международных гарантий безопасности для Украины. Рекомендации по гарантиям безопасности для Украины разработаны по поручению Президента Владимира Зеленского их презентовали глава Офиса Президента Андрей Ермак и 12-й Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Руководитель Офиса Президента подчеркнул, что украинцы сорвали планы агрессора и отстояли своё государство, а оккупированные земли обязательно будут возвращены. В то же время необходимо позаботиться о том, чтобы безопасность Украины была полностью обеспечена в будущем.

В проекте Концепции гарантий безопасности разумно указано, что главная задача гарантий безопасности является создание условий, при которых Украина может сама себя защитить. Стратегически правильно и красиво, но это означает и то, что Украина НЕ претендует на внешние иностранные военные гарантии безопасности. И скорее всего это не выбор Украины и ОП, а настойчивая просьба “западных партнеров”, которые на большее сегодня в отношении Украины не готовы идти.

В проекте по гарантиям безопасности в качестве гарантов предлагается рассматривать Евросоюз, США, Великобритания, Канада, Польша, Италия, Германия, Франция, Австралия, Турция, страны Северной, Центральной и Восточной Европы, а также государства Балтии. Отмечается, что данный документ может объединить основную группу государств-союзников и Украину.

Широкая группа международных партнеров, включая Японию и Южную Корею, также должна поддержать набор гарантий невоенного характера, основанных на санкциях конфисковать собственность агрессора, его суверенные фонды и резервы, а также активы его граждан и организаций, находящихся в список санкций. Собранные средства должны быть направлены на восстановление ущерба, нанесенного Украине войной.

Руководитель Офиса Президента А. Ермак подчеркнул, что соглашение о гарантиях безопасности для Украины не является заменой вступления в НАТО – оно является средством обеспечения безопасности, пока это вступление не состоится.

Учитывая уникальное геополитическое положение Украины, наиболее эффективной гарантией безопасности является ее способность защитить себя – предотвратить агрессию.

Гарантии безопасности должны быть утвердительными и четко сформулированными; они будут определять ряд обязательств, взятых группой гарантов вместе с Украиной. Они должны быть обязательными для выполнения на основе двусторонних соглашений, но объединены в рамках совместного документа о стратегическом партнерстве под названием Киевский договор безопасности.

Пакет гарантий содержит как превентивные меры, так и меры, которые должны быть приняты безотлагательно в случае нового посягательства на суверенитет и территориальную целостность Украины.

Договор будет состоять из совместного документа о стратегическом партнерстве, подписанного государствами-гарантами и Украиной (а также двусторонних соглашений между Украиной и государствами-гарантами).

Механизм:

Если Украина стала объектом агрессии, то по ее запросу, гаранты должны будут собраться для коллективных консультаций в течение очень короткого времени (например, 24 часа) и принять решение об активации расширенных гарантий в составе коалиции стран, готовых присоединиться (например, в течение 72 часов).

В результате проведенных консультаций могут быть приняты решения:

Предоставлять Украине финансовую помощь для поддержки ее оборонного бюджета, а также обеспечивать финансовую помощь (в том числе безвозвратную) для восстановления инфраструктуры Украины, которая была уничтожена или пострадала от военных действий.

Направят средства на восстановление, в том числе безвозвратную финансовую помощь, на поддержку и развитие новой оборонно-промышленной базы Украины.

Обеспечить передачу технологий и экспорт оружия.

Тесно будут координировать поставки ресурсов, военного оборудования, амуниции и услуг.

Проводить регулярные учения украинских вооруженных сил.

Начать программу сотрудничества по киберзащите и безопасности и противодействию киберугрозам.

Современные оборонные системы, включая обеспечение Украины комплексными оборонными системами для защиты ключевых населенных пунктов и границ путем развертывания воздушной и морской противоракетной обороны, кибермощностей, передовых радиолокационных комплексов. Эти системы – так называемые средства запрета доступа/закрытия территории (A2/AD) – могут включать сочетание национальных и иностранных систем. В случае угрозы применения силы или агрессии они могут быть быстро дополнены системами вооружения, которые дают ключевые гарантии.

Доступ к программам финансирования ЕС для развития оборонно-промышленного сектора Украины по стандартам ЕС/НАТО и развитию совместно с государствами-членами ЕС новых оборонных возможностей.

Как кандидат на членство в ЕС, Украина может получить привилегированный доступ к финансированию ЕС, главным образом Европейского фонда обороны и Европейского фонда мира.

По образцу стран с обязательным военным призывом Украина должна содержать достаточно большие силы территориальной обороны, включая службы резервистов, которых можно призвать на военную службу. Силы территориальной обороны, включающие всех гражданских лиц в возрасте от 18 лет.

Обеспечат усиленное сотрудничество в сфере разведки, включая постоянный обмен разведданными и начало регулярного сотрудничества между разведывательными службами Украины и государств-гарантов.

Гарантии не должны заставлять Украину ограничивать численность или мощь своих вооруженных сил. Они также не должны быть элементом обмена на определенный статус, как нейтралитет, или налагать на Украину другие обязательства или ограничения.

Детали:

Обращает на себя внимание, что РФ нет среди потенциальных подписантов проекта, гарантий безопасности, как это рассматривалось ранее, что ожидаемо вызовет негативную реакцию в Москве.

В предложенных гарантиях безопасности нет автоматических механизмов предоставления Украине войск или военной помощи в случае агрессии. Очевидно, что западные партнёры пока не готовы давать Украине такого рода гарантии.

Хотя, например, США предоставил военные гарантии безопасности Японии, Южной Кореи и Филиппинам в свое время.

Структура договора предусматривает полноценный санкционный пакет против страны-агрессора, а также может содержать дополнительные компоненты, например, соглашения об обеспечении современными системами ПВО/ПРО, региональные соглашения о безопасности в Черном море и т.д.

Украине необходимы ресурсы для содержания мощных ВСУ, способных противостоять вооруженным силам и другим военизированным формированиям РФ.

Многолетние стабильные инвестиции в оборонно-промышленную базу Украины, передачу оружия и разведывательную поддержку со стороны союзников, интенсивные тренировочные миссии и совместные учения под эгидой ЕС и НАТО.

Гарантии безопасности должны определять ряд обязательств, взятых группой гарантов вместе с Украиной. Гарантии должны быть политически и юридически обязательными для выполнения.

Гарантии безопасности не заменяют стремление Украины вступить в НАТО.

Если наработанные в Киеве предложения по гарантиям безопасности будут поддержаны партнерами, прежде всего западными странами, речь будет идти о милитаризации Украины и ее углублённом сотрудничестве с НАТО без отказа от будущего вступления в Альянс.

Отметим, что Украинский Институт политики (УИП) в июле 2022г. направил в Офис Президента Украины свои предложения относительно гарантий безопасности.

В частности, в проекте безопасности Офиса Президента, как и в предложенном варианте УИП отмечено, что гарантии безопасности должны быть политически и юридически обязательными для выполнения; кроме военной помощи, договор должен содержать механизмы финансовой, гуманитарной помощи, их объем; санкционную политику в отношении агрессора; стороны должны проводить консультации превентивного характера: регулярные межправительственные форумы/совещания; договор должен содержать чёткий ответ не только для вооруженной агрессии, но и гибридной интервенции, кибератак и т.п.;

В то же время в отличии от нашего варианта в предложенном документе Офиса Президента речь не идет о том, что нападение на Украину должно трактоваться как нападение на страны-гаранторы безопасности, суверенитета и территориальной целостности и автоматическое объявление войны им. В предложенных гарантиях безопасности нет автоматических механизмов предоставления Украине войск или военной помощи в случае агрессии, ничего не говорится о режиме обеспечения ядерной безопасности («зонтики») в случае применения такого оружия против Украины или угрозы ядерным объектам на территории Украины.

Очевидно, что над гарантиями безопасности для Украины необходимо продолжать работать и требовать большего от западных партнеров. Ведь без эффективных (и прежде всего военных) гарантий безопасности для Украины вряд ли возможен стабильный мир в Европе.

 

Руслан Бортник, Оксана Красовская