5 ноября народный депутат от "Европейской солидарности" Алексей Гончаренко написал в своем телеграм-канале, что Зеленский приказал своей команде готовиться к выборам президента 31 марта 2024 года. Это сразу вызвало активное обсуждение как в политических кругах, так и среди пассионарного слоя населения (военных, волонтеров и активистов).
Позднее сам Гончаренко выразил личное мнение, что вероятность выборов – 40%.
Тем не менее вопрос о выборах в Украине обсуждается с весны 2023 года. Ранее власти неоднократно заявляли, что выборы во время войны – невозможны. Впрочем, в последнее время тезисы о возможных выборах все чаще раздаются и от представителей ОП, и непосредственно от Зеленского. Вишенкой на торте стал материал в СМИ о том, что сейчас разрабатывается определенный механизм проведения выборов на прифронтовых территориях.
Vesti.ua собрали всю информацию о возможных выборах: как их предлагает организовать власть, какие варианты голосования существуют и кто может составить конкуренцию Зеленскому.
Эпопея вокруг выборов: краткая история полугодовой дискуссии
Как мы уже сказали ранее, вопрос проведения выборов в Украине продолжается с весны 2023 года. Тогда первой об этом заговорила иностранная пресса. Впоследствии этот вопрос подхватили и украинские политики. Максимально обсуждаемой тема выборов стала после неоднозначного заявления спикера ВР Руслана Стефанчука.
Впрочем, ближе к концу лета тема выборов отошла на второй план. Причина проста – выборы в парламент уж точно не могли пройти вовремя, а до президентских оставалось больше полугода. Так что эту тему отложили в не очень дальний ящик.
Уже через несколько месяцев тема выборов нашла новое дыхание – время от времени СМИ, блогеры и политики выдавали инсайды о том, что власть размышляет о проведении президентских выборов в соответствии с законодательством. А именно – 31 марта 2024 года.
Добавляла этой истории обороты и реакция власти на эти вопросы. Если раньше ответ был однозначный – выборов до конца войны не будет, то уже с началом осени сам Зеленский и его команда начали допускать возможность проведения голосования. И от дискурса о том, нужны ли выборы, власть перешла к теме о том, как их можно организовать.
В последние несколько дней вопрос выборов набрал новые обороты. Сначала о том, что Зеленский отдал приказ своей команде готовиться к выборам президента 31 марта 2024 года, написал Алексей Гончаренко. А потом журналисты NV опубликовали материал, в котором, ссылаясь на источники в парламенте, заявили, что власть планирует создание Временной специальной комиссии (ВСК), которая будет заниматься вопросом возможности проведения выборов на отдельной территории.
В частности, по их данным, чтобы территорию признали такой, где невозможно провести выборы, она должна отвечать, по крайней мере, одному из следующих критериев:
- быть деоккупированной или испытавшей негативное влияние вооруженных формирований РФ во время боевых действий;
- относиться к областям, граничащим с РФ или Беларусью, если там за последние полгода происходили обстрелы со стороны врага, в результате которых погибли и/или ранены гражданские лица;
- если там введен режим ограниченного доступа, в частности и из-за минной опасности.
Больше всего вопросов возникает к первым двум пунктам. Ведь четко непонятно, какие критерии будут определены для "отрицательного влияния вооруженных формирований РФ". Будут ли ракетные удары по этой территории считаться отрицательным влиянием? Ведь в таком случае, как отмечают и источники NV, можно любую громаду исключить из выборов.
Вопрос безопасности – ключевой для выборов
Первая и ключевая проблема выборов во время войны – это, безусловно, безопасность. Начиная от прифронтовых регионов и заканчивая условным Ужгородом – до любого избирательного участка в Украине могут долететь российские ракеты или дроны. "Прилет” в село Гроза – это картина того, что может быть в любом (избирательном) участке, особенно рядом с фронтом", – говорит в разговоре с Vesti.ua один из депутатов от "Слуги народа". По его словам, выборы возможны в 2024 году, но осенью, и то не факт: “Чтобы проводить выборы, надо вносить изменения в госбюджет. Очень странно будет выглядеть, что мы критикуем местные органы власти за нецелевые расходы, а сами тратим деньги на выборы в условиях войны”.
И даже если создать механизм, по которому процесс выборов может прерываться во время тревоги, РФ все равно сможет сорвать их проведение. Для этого им просто нужно поднять носители “Кинжалов” – истребители МиГ, после взлета которых вся страна становится "красной". И в публичном пространстве обсуждается несколько вариантов решения этой проблемы:
- Организовать избирательные участки в укрытиях и подвалах;
- Сделать возможным интернет-голосование и голосование по почте;
- Договориться о временном перемирии и привлечь международных наблюдателей на линию разграничения и избирательные участки.
Если обсуждать первый вариант, его банально сложно реализовать, ведь в Украине просто может не быть такого количества хранилищ. Если говорить о втором, то он более рабочий, но испытывает сложности с юридической точки зрения. Ведь, согласно статье 71 Конституции Украины, выборы должны проходить путем тайного голосования. А, соответственно, в “Дії” или по почте гарантировать тайну голосования невозможно.
Отдельно остановимся на последнем варианте. Временное перемирие между Украиной и РФ на период проведения выборов является одним из самых рациональных и проблемных.
Рациональность в том, что если перемирие будет достигнуто, то выборы можно будет провести по более или менее довоенному сценарию (не считая оккупированных территорий). Кроме того, нынешней весной состоятся выборы президента РФ. И для Москвы тоже важно организовать безопасный процесс проведения выборов. Так что общая договоренность о перемирии на время выборов выглядит более-менее реальной.
В то же время этот вариант является и одним из наиболее проблемных. Первая причина – далеко не факт, что РФ будет выполнять свои обязательства. Все помнят опыт Минских договоренностей. Кроме того, власти могут просто не пойти на какие-либо договоренности с Россией, учитывая все предварительные заявления о запрете на переговоры с действующими властями РФ.
Вопросы явки и легитимности выборов
Не менее важен тот момент, что явка на этих выборах может быть минимальной. Даже в случае, если многие украинцы будут готовы прийти и проголосовать в условиях войны, у многих просто не будет такой возможности. Среди таких категорий населения – военные, которые находятся на линии фронта; люди, проживающие на оккупированных территориях (если не дать им возможность проголосовать, это станет достаточно сильным сигналом о том, что Украина может отказаться от этих людей и территорий, поэтому их участие – обязательно); беженцы, выехавшие за границу.
"Крайне важно обеспечить участие в этих выборах трех больших категорий населения – военных, которых миллион, беженцев и людей, проживающих на оккупированных территориях. Поэтому я считаю, что голосование должно проходить не день, а неделю. Кроме того, я считаю, что должны быть применены и другие формы голосования: голосование через “Дію”, через почту или, возможно, на каком-то правительственном портале через электронную подпись. Это все для того, чтобы максимальное количество людей приняли в этих выборах участие", – объясняет политолог Руслан Бортник.
Еще один вопрос, который задают в ходе дискуссии о целесообразности проведения выборов – это то, как обеспечить честные результаты в условиях полного запрета на критику власти.
"Выборы будут легитимными, если они будут конкурентными. Для этого власти нужно снять ограничения в сфере свободы слова, разрешив вернуться в эфир всем телеканалам. Кроме того, власти нужно разрешить публичную деятельность, то есть разрешить проведение митингов, демонстраций. Если этого не произойдет – выборы не будут конкурентными и, соответственно, не будут демократическими", – говорит Бортник.
Что говорит социология?
Если брать отношение украинцев к проведению самих выборов, то все однозначно. Согласно опросу КМИС, 81% украинцев считают, что национальные выборы должны проводиться после войны, а сейчас они не ко времени. Причем такого мнения придерживается большинство граждан во всех регионах страны. Поддерживают голосование во время войны только 16% респондентов.
Если говорить непосредственно о кандидатах, то здесь социология традиционно различается. Впрочем, если брать тот же КМИС, то отмечается, что уровень поддержки президента и парламента в Украине падает. Так, если сравнивать май 2022-го и октябрь 2023 года, то отмечается, что доверие к Зеленскому (не путать с рейтингом) упало с 74% до 39%. А к парламенту – с 58% до 21%.
"С точки зрения нынешней реальности, главными конкурентами Зеленского являются прежде всего Залужный, возможно, брат мэра Киева Кличко, Порошенко, Притула или даже Арестович. Но это только с точки зрения нынешних условий", – говорит Бортник.
Впрочем, как отмечает политолог, результаты выборов будут обусловлены только ходом войны: "Если будет условное замораживание войны, то значительно вырастет поддержка левого лагеря. Например, Арестовича. И, наоборот, упадет поддержка военного сектора и нынешней власти. Ход войны будет определять архитектуру кандидатов. Поэтому определять хотя бы что-то мы сможем только тогда, когда начнется избирательная кампания" .
Так что, выборам быть?
На данный момент сказать однозначно сложно. С одной стороны, мы видим много инсайдов о том, что власть действительно готовится к выборам президента. С другой стороны, выборы во время войны имеют много проблемных моментов, которые банально невозможно решить.
И даже если власть сейчас действительно активно рассматривает процесс проведения выборов, далеко не факт, что они состоятся. И главная причина – реакция общества, которое активно выступает против проведения выборов. А если против выборов активно выступит и военное сообщество, уже сейчас делающее единичные заявления, то вопрос их проведения, скорее всего, придется перенести на далекое будущее.
Как уже отмечалось выше, вопрос о результатах выборов зависит от ситуации на поле боя. Аналогичная ситуация и с тем, будет ли это голосование вообще. В любом случае, если государство окончательно решит проводить выборы 31 марта, то уже в ближайшее время об этом должно быть объявлено официально.