Вчера Ринат Ахметов внезапно решил выйти из медиабизнеса и остановить свои 11 каналов. Официальная причина – риск официально стать олигархом. From-UA решил узнать, что думает о реальных причинах такого решения политолог Руслан Бортник.
- Тут на самом деле не такой простой ответ, как кажется на первый взгляд, поскольку мы видим, что Ринат Ахметов и его группа пока заявили о том, что они передают лицензию, а не активы. Мы понимаем, они не могут быть реализованы, то есть без активов, без финансирования, без техники, в конце концов, без журналистов — это просто пустой звук. Это означает, что эти коллективы не будут функционировать, а государство потеряет еще один достаточно серьезный рупор информации, ведь речь идет не только о политических каналах, но и о значительной части развлекательных каналов.
Кроме того, я не исключаю, что это элемент такого давления и шантажа на украинскую власть, апелляция к закону об олигархах. Это фактически демонстрация того, что или меняйте закон об олигархах, или вы потеряете финансирование со стороны крупного бизнеса своих медиапроектов. Ведь последние месяцы Ахметов финансировал фактически информационную политику власти, потому что он давал деньги на СМИ, контент и смысл которого определялся на Банковой, на который сам Ахметов влиял минимально. Поэтому попытка поставить власть перед выбором: или вы даете свободу и не пытаетесь каким-то образом прессовать бизнес, или вы потеряете инструмент поддержки.
Решение это непонятно. Оно может быть как инструментом давления на власть, это до конца не понятно, так и попыткой оптимизации бизнеса и, возможно, даже ухода Ахметова и его бизнеса из украинской политической системы, это тоже нельзя исключать. Кроме того, здесь есть финансовый аспект очень важный. Таким образом группа Ахметова, наверно, еще и экономит средства, поскольку за прошлый год они инвестировали в эту медиагруппу приблизительно 300 млн долларов, и ежемесячно она до сих пор потребляет десятки миллионов долларов. А с учетом того, что активы Ахметова декапитализировались на 40-70-% после захвата Мариуполя, после начала войны, возможно, таким образом Ахметов оценивает перспективы Украины, считает, что война будет длинная, и не считает, что этот инструмент в ближайшее время необходим, поскольку медиа всегда используют для лоббирования политических интересов, а сегодня и в ближайшее время в Украине политической конкуренции не будет — тоже еще один аргумент.
Этому примеру Ахметова могут последовать, кстати, и другие украинские олигархи. Говорят уже и о Пинчуке, и о многих других, кто может таким же образом поступить. Если бизнес уйдет из медиа, то государственные ресурсы много себе не приобретут. Это означает, что аудитория начнет растекаться по социальным медиа, ютубу, телеграм-каналам, ища качественный продукт.