Спустя пять лет после окончания трагических событий на Майдане, Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине (ММПЧУ), которая была размещена в марте 2014 года, 19.02.2019 представила информационную справку об ответственности за убийства и насильственные смерти во время протестов на Майдане.
Справка основана на результатах мониторинга судебных заседаний, решений судов и анализом предоставленной информации адвокатами жертв, подозреваемых, обвиняемых, представителями правительства и из общедоступных источников. Выводы включались в
исследование при условии соблюдения стандарта доказывания «наличие достаточных оснований».
В документе обобщена информация о ходе расследований и судебного преследования виновных в убийствах и насильственных смертях 98 лиц. Все жертвы погибли или получили смертельные ранения в январе-феврале 2014 года, когда протесты переросли в ожесточенные столкновения после принятия парламентом ряда законов, которыми была ограничена свобода мирных собраний и выражения мнений, а также введена уголовная ответственность за экстремизм и захват административных зданий.
Сотрудники мониторинговой миссии предлагают разделить убийства протестующих на пять отдельных эпизодов.
Вот краткое описание каждого из эпизодов.
Убийства четырёх протестующих 21-22 января 2014 года
16 января 2014 г. парламент принял пакет законов, которыми было введено ограничение свободы мирных собраний и выражения мнений и введена уголовная ответственность за экстремизм, клевету и захват административных зданий. 19 января 2014 г. участники митинга протеста против этих законов встретились с силами милиции на полпути к парламенту.
Юрий Вербицкий, вместе с ещё одним участником протестов был похищен утром 21 января из больницы, где он находился вследствие полученных травм из-за столкновений с милицией. После пыток и допроса, был отпущен в лесу, но из-за холода и повреждений не мог идти и замерз. Второй мужчина сумел спастись.
Сергей Нигоян был убит выстрелом картечью из охотничьего оружия. Михаил Жизневский и Роман Сеник – умерли от ранений, причиненных пулями, которые обычно используются милицией для остановки автомобилей. Все трое погибли в первой половине дня 22 января 2014 г.
Управление Специальных Расследований (УСР) установило 14 членов группы «титушек», вероятно причастных к похищению, пыткам и убийству Юрия Вербицкого. По состоянию на февраль 2019 года 12 из них скрываются от правосудия. Один из группы, после предъявления обвинения, скрылся, дело второго находиться в суде, и не завершено.
Касательно Сергея Нигояна, Михаила Жизневского и Романа Сеника, по состоянию на февраль 2019 года следователи УСР не установили подозреваемых.
Убийства протестующих, правоохранителей и лица, не участвовавшего в протестах, 18 февраля 2014 года в г. Киеве
Владимир Захаров умер от отравления угарным газом во время пожара в офисе Партии регионов.
Протестующие: Владимир Кищук, Игорь Сердюк и Сергей Шаповал были застрелены.
Сергей Дидыч умер от травмы головы, полученной в результате наезда на него милицейского грузовика, которым незаконно завладел другой протестующий.
Иван Наконечный, Анатолий Нечипоренко, Андрей Корчак и Артем Мазур умерли от ранений, полученных во время столкновений.
Антонина Дворянец и Зураб Хурция были затоптаны насмерть, когда протестующие бежали от наступающих отрядов «Беркута».
Яков Зайко умер от сердечного приступа, спасаясь бегством от наступающих отрядов «Беркута».
Сотрудники милиции: Максим Третяк, Иван Теплюк, Виталий Гончаров и Дмитрий Власенко были застрелены недалеко от Майдана Независимости.
ММПЧУ отмечает, что в некоторых случаях, связанных с убийствами протестующих, суды освобождали предполагаемых исполнителей из-под стражи, не принимая мер,
необходимых для обеспечения их явки в суд.
Виновный в смерти Сергея Дидыча скрылся.
По состоянию на февраль 2019 года следователи УСР не установили лиц, совершивших убийства четверых сотрудников милиции – Максима Третяка, Ивана Теплюка, Виталия Гончарова и Дмитрия Власенко. ММПЧУ отмечает, однако, определенный прогресс в расследовании убийства двух сотрудников внутренних войск – Максима Третяка и Ивана Теплюка. УСР установил, что оружие, примененное членами крайне правой группы
«Правый сектор» при нападении на блокпост, контролируемый вооруженными группами самопровозглашенной «Донецкой народной республики» 20 апреля 2014 года, было тем же оружием, из которого были убиты Третяк и Теплюк и ранены еще трое правоохранителей 18 февраля 2014 года.
ММПЧУ обеспокоена, что расследование поджога здания, а, соответственно, и
установление виновных в смерти Владимира Захарова, не принесло никаких результатов.
Убийства протестующих и правоохранителей во время «антитеррористической операции» 18-19 февраля 2014 года в Киеве
После убийств сотрудников правоохранительных органов неподалеку от Майдана Независимости, СБУ и Министерство внутренних дел начали «антитеррористическую операцию» в центре Киева с целью задержания вооруженных протестующих и
зачистки Майдана.
Протестующие:
- Владимир Бойков, Валерий Брезденюк, Сергей Бондарев, Александр Плеханов, Василий Прохорский, Андрей Черненко, Виктор Швец и Юрий Пасхалин были застрелены; еще два человека умерли позже в больнице от огнестрельных ранений, полученных на Майдане Независимости: Виктор Орленко (умер 3 июня 2015 г.) и
Юрий Сидорчук (умер 28 июня 2014 г.); Владимир Кульчицкий умер от огнестрельного ранения; Дмитрий Максимов умер от взрывной травмы; Александр Капинос умер от открытой черепно-мозговой травмы; Виктор Прохорчук был найден с перерезанным горлом; Александр Клитинский и Владимир Топий погибли во время пожара в Доме профсоюзов; Виталий Васильцов был убит вблизи местности, которую контролировали «титушки». журналист Вячеслав Веремий записывал из такси видео сборов «титушек» возле Софиевской площади. Как только «титушки» заметили его, они
вытащили его из автомобиля, побили и застрелили.
Сотрудники милиции:
- Андрей Федюкин, Василий Булитко, Алексей Иваненко, Виталий Захарченко и Сергей Цвигун были застрелены вблизи Майдана Независимости во время проведения «антитеррористической операции» в Киеве.
Следствие продолжает розыск лиц, которые совершили убийства или деяния, повлекшие гибель протестующих. По версии следствия, они служили в подразделениях правоохранительных органов и органов безопасности, которые принимали участие в «антитеррористической операции» в центре Киева. Часть причастных должностных лиц все еще занимает высокие посты в МВД и не отстранены на время расследования.
Досудебное расследование убийств сотрудников милиции Андрея Федюкина, Василия Булитко, Алексея Иваненко, Виталия Захарченко и Сергея Цвигуна, которое проводится УСР, не установило вероятных подозреваемых из-за характера ранений. Некоторые из жертв умерли от сквозных ранений, другие были убиты выстрелами из охотничьего оружия. Последнее обстоятельство, тем не менее, указывает на возможную причастность протестующих к совершению таких убийств.
Убийства двух протестующих 19 февраля 2014 года в г. Хмельницком
После протестов на Майдане, в городах западной Украины вспыхнули восстания. Утром 19 февраля группа протестующих ворвалась в здание СБУ в Хмельницком. В результате
стрельбы внутри здания, которую открыл сотрудник СБУ, один протестующий в здании и трое протестующих вне его получили огнестрельные ранения, от которых одна из них скончалась. Людмила Шеремет умерла утром от огнестрельного ранения головы перед зданием СБУ; Дмитрий Пагор был застрелен вечером возле черного входа в здание СБУ.
Офицеры СБУ, подозреваемые в содеянных преступлениях, не притянуты к ответственности. Один из них находится в зоне Операции Объединенных сил и находится под защитой Министерства обороны, которое засекретило его фактическое местопребывание. По состоянию на февраль 2019 года расследование убийства Дмитрия Пагора не привело к установлению подозреваемых.
Убийства протестующих и правоохранителей 20 февраля 2014 года в Киеве
Утром 19 февраля 2014 г. активная фаза «антитеррористической операции» в Киеве закончилась, и силы милиции и СБУ отступили на свои позиции вокруг Майдана Независимости. Протестующие предприняли попытку контратаки.
Протестующие:
- Александр Балюк, Георгий Арутюнян, Богдан Вайда, Максим Шимко, Богдан Сольчаник, Андрей Саенко, Виталий Коцюба, Алексей Братушка, Игорь Пехенько, Василий Мойсей, Иван Тарасюк, Игорь Дмитров, Андрей Дигдалович, Назарий Войтович, Сергей Байдовский, Иван Блёк, Андрей Мовчан, Сергей Кемский,
Николай Дзявульский, Валерий Опанасюк, Анатолий Корнеев, Сергей Бондарчук, Игорь Костенко, Александр Щербанюк, Эдуард Гриневич, Олег Ушневич, Анатолий Жаловага, Владимир Жеребный, Роман Вареница, Роман Точин, Юрий Паращук, Игорь Ткачук, Устим Голоднюк, Иван Пантелеев, Роман Гурик, Евгений Котляр, Николай Паньков, Александр Царёк, Владимир Чаплинский, Виктор Чмиленко, Иосиф Шилинг, Леонид Полянский, Александр Храпаченко, Виталий Смоленский,
Богдан Ильков, Владислав Зубенко и Василий Аксенин были застрелены между 9:00 и
12:00 20 февраля 2014 г. на ул. Институтской.
Владимир Мельничук был застрелен приблизительно в 17:00 20 февраля 2014 г.
Сотрудники милиции:
- Сергей Спичак и Владимир Зубок были застрелены около 8:30 20 февраля 2014 г.;
- Сергей Михайлович и Николай Симисюк были застрелены около 9:10 20 февраля 2014 г.
УСР установило 27 сотрудников «Беркута», причастных к убийству 48 протестующих и покушению на убийство 80 протестующих утром 20 февраля 2014 года. УСР не установило индивидуальную ответственность каждого сотрудника «Беркута» за убийства 48 протестующих. Дело пятерых сотрудников находится в суде, но не стоит ожидать быстрого процесса, поскольку дело сложное у запутанное. Вместе с тем, бегство освобожденных из-под стражи подозреваемых в других производствах, связанных с Майданом, даёт основание полагать, что существующие механизмы не всегда могут надлежащим образом обеспечить участие обвиняемых в судебном производстве.
УСР установило, что некоторые протестующие на Майдане использовали оружие против правоохранителей. По словам следователей, протестующие захватили некоторое из этого оружия в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года в арсеналах милиции и СБУ в Ивано-Франковске и Львове, на западе Украины, и позже привезли это оружие в Киев.
Самой главной частью справки является вывод с последующими рекомендациями правительству.
Выводы
– Через пять лет после протестов на Майдане, ММПЧУ отмечает ограниченный прогресс в расследованиях и уголовном преследовании виновных в убийствах и насильственных смертях 98 лиц (включая двух женщин и несовершеннолетнего юноши), совершенных во время тех событий. ответственность за убийства и насильственные смерти
84 протестующих, лица, которое не принимало участие в протестах, и 13 правоохранителей еще не обеспечена.
– Судебные процессы затягиваются. В ходе расследования убийств 17 протестующих и 13 сотрудников правоохранительных органов виновные не были установлены. Только один человек был признан виновным в причинении смерти протестующему. Еще двоих лиц признали виновными в хулиганстве в деле об убийстве другого протестующего.
– Правоохранительные органы не смогли принять меры, чтобы предотвратить бегство из страны подозреваемых, установленных следствием, в результате чего они избежали ответственности. Некоторые лица, подозреваемые в убийствах протестующих, смогли скрыться после того, как суды освобождали их из-под стражи и не применяли эффективные меры обеспечения их участия в судебном производстве.
– Кроме того, процедура уголовного производства in absentia не предусматривает полного пересмотра дела после задержания обвиняемого, как того требуют международные стандарты прав человека. В совокупности с проблемами обеспечения эффективной правовой защиты таких преступников, этот недостаток может привести к неисполнению в других странах решений, вынесенных in absentia.
– Важно замечено, что расследование убийств правоохранителей, совершенных во время протестов на Майдане, было особенно неэффективным. Частично это является результатом отказа Генеральной прокуратуры от уголовного преследования единственного подозреваемого в умышленном убийстве, которого установило УСР, а
также в связи с положениями Закона о недопущении преследования и наказания (закон о неприкосновенности), которым устанавливается запрет уголовного преследования протестующих за преступления, совершенные ими во время протестов на Майдане, включая убийства правоохранителей.
– В совокупности все вышеизложенные недостатки указывают на то, что Правительство Украины сделало недостаточно для обеспечения безотлагательного, независимого и беспристрастного расследования и дальнейшего уголовного преследования лиц, виновных в убийствах, совершенных во время протестов на Майдане.
Рекомендации (особо важные)
! Обеспечить независимое и непредвзятое расследование всех без исключения убийств, совершенных во время протестов на Майдане, включая убийства протестующих и правоохранителей.
! Внести изменения в порядок специального уголовного производства в отсутствие обвиняемого (in absentia) таким образом, чтобы он предусматривал полный судебный пересмотр повторное уголовного производства после того, как преступник будет задержан.
! Внести изменения в законодательство, которые усовершенствуют процедуру получения разрешения на осуществление следственных действий, которые на данный момент могут занимать от нескольких дней до нескольких месяцев.
! Выделить экспертным учреждениям необходимые ресурсы для завершения всех судебных экспертиз, которые проводятся в уголовных делах, связанных с убийствами, совершенными во время протестов на Майдане.
Справка ММПЧУ отображает реальные состояние и достижения расследований убийств на Майдане, поскольку является независимой и незаинтересованной, кроме установления истины, группой экспертов. Факты, приведенные в документе, опровергают заявления многих политиков, но от этого процесс не становиться менее политизированным.
Принимая во внимание громкие заявления, реальные достижения и прошедшее время, очевидно, что сегодняшнее правительство не заинтересовано в результатах честного и открытого расследования. Рекомендации ММПЧУ не окажут влияния на дальнейший ход событий в этой тематике, особенно в преддверии выборов. Возможно, в более подробном расследовании и результатах будет заинтересована следующее правительство.
English:
Ukrainian: