Об идеологической синхронизации России и Китая.

"Будущее мировое устройство формируется на наших глазах. И в этом мировом устройстве мы должны выслушать всех, принять во внимание каждую точку зрения, каждый народ, общество, культуру, каж дую систему мировоззрений, идей и религиозных представлений, не навязывая никому единой истины, и только на этом основании, понимая свою ответственность за судьбу – судьбу народов, планеты, строить симфонию человеческой цивилизации". - как вы думаете кто это сказал?

Большинство экспертов ответили бы, что это сказал глава Китая Си Цзиньпин.

Но нет. Это сказал президент РФ В. Путин во время выступления на итоговой сессии заседания дискуссионного клуба «Валдай».

Ведь концепция "Сообщество единой судьбы человечества" - Си Цзиньпина, предложенная генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином в ноябре 2012 года на18 Всекитайском съезде КПК, позже презентованая в ООН, является одним из идеологических стрижней современного Китая. Это «Дадзибао» можно увидеть во многих публичных местах в КНР. Корни китайского подхода лежат в конфуцианстве, хотя здесь можно найти связь и с другими мировыми религиями.

И то, что сказал В. Путин, фактически выдвигая свою идею антилиберальной глобализации, удивительным образом перекликается с китайским подходом.

Есть и другие примечательные совпадения, которые, чтобы не перегружать текст, мы не будем здесь анализировать.

В целом, если проанализировать интервью В. Путина оно состоит из двух частей.

Первая часть — это оправдание/объяснение почему Россия совершила вторжение в Украину: это война на упреждение; обвинения Запада в неоколониализме; игнорировании интересов РФ, создании военного кризиса безопасности, наличии враждебных планов по разрушению России и так далее. Это все традиционная риторика, которую в последнее время мы слышим от В. Путина и от российских лидеров, здесь не было ничего нового.

Но что позволяло пресс-секретарю президента РФ Д. Пескову и другим российским комментаторам анонсировать эту речь В. Путина как концептуальную? Концептуальной эта речь может считаться только с той точки зрения того, что В. Путин впервые не только критикует, но и предлагает российскую модель глобализации.

В. Путин говорит, что либеральная политическая глобализация по западным лекалам, вела прежде всего к унификации и подчинению других стран США и их союзникам с использованием технологических, экономических, политических и военных инструментов. Такая глобализация является злом для РФ и других незападных стран. Потому, что она превращала весь остальной мир в сырьевую базу для "золотого миллиарда" (претендовать на место, в котором РФ больше не будет).

И эта либеральная глобализация должна быть изменена и трансформирована в более справедливую международную "интеграцию", которая предусматривает уважение и равноправное отношение к разным моделям политического управлениям, традициям, культурам и так далее. Вмешательство во внутренние дела других государств неправильно.

Эта конвергенция в конечном итоге должна привести к созданию «больших пространств» (термин немецкого философа Карла Шмитта) объединений государств, которые должны стать основой нового многополярного мироустройства.

При этом Организация Объединённых Наций (ООН) может быть сохранена и расширена за счёт участия стран Азии, Африки и других, а Европа и США должны смириться со своим новым статусом уже больше не глобальных лидеров.

Вынужденный отворот РФ от «золотого миллиарда» удивительным образом перекликается с китайским виденьем и китайскими политическими идеями, и по замыслу Москвы, наверное, должен нравится элитам и консервативным общества «второго» и «третьего» мира - прежде всего в Азии, на Ближнем Востоке, Латинской Америке и Африке.

Насколько же эти идеи синхронизированы между РФ и КНР — являются ли они общей платформой, или это просто единомыслие, или в РФ пытаются «понравится» Китаю покажет только время.

 

Руслан Бортник, директор УИП