Церковный вопрос: запрет УПЦ отложен на будущее…

Реальная процедура по запрету УПЦ начнётся уже после завершения всех избирательных процессов в США.

Законопроект 8371 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности в Украине религиозных организаций», новое название – «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» (далее — закон 8371), был принят Верховной Радой 20 августа во втором чтении: «за» — 265 депутатов, «против» — 29, воздержались — 4, и 24 не голосовали. Закон вступит в силу после подписи Президента и через 30 дней после публикации.

Сложилось впечатление, что под давлением команды экс-президента П. Порошенко и неолиберального крыла, ориентированного на демократов в США и Великобритании, которые несколько недель блокировали работу Парламента, в какой-то момент в Офисе Президента решили принять закон по УПЦ. Таким образом, команда власти решила выбить у П. Порошенко из рук «патриотический козырь», лишив его возможности пиариться на этой теме.

Считается, что закон 8371 открывает путь к запрету деятельности УПЦ в Украине. Однако на самом деле прямого политического запрета УПЦ закон не содержит, а предлагает только дополнительное основание для обращения в суд.

Закон 8371 вносит изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозные организации» 1991 года (Закон о религии 1991 года) и Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» 2003 года (Закон о государственной регистрации).

Статья I.1.2 законопроекта 8371 добавляет в статью 16 Закона о религии 1991 года новую часть:

«В случаях, предусмотренных настоящим Законом, деятельность религиозной организации может быть прекращена в судебном порядке по иску центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере религии, или прокурора. Эта норма предоставляет полномочия центральному органу исполнительной власти или прокурору ликвидировать религиозную организацию только путем обращения в суд».

Согласно предложенной процедуре, если возникают подозрения относительно религиозной организации, Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести проводит религиоведческую экспертизу для определения подчинённости в канонических и организационных вопросах центрам влияния религиозной организации (объединения), связанной со страной-агрессором ( РФ).

Если в ходе экспертизы обнаруживаются нарушения, организации выдается предписание на их устранение. Если организация не устраняет эти нарушения, Госслужба может обратиться в суд с административным иском о запрете деятельности такой организации в Украине.

Запрет деятельности церкви может быть объявлен только после вынесения решения суда и его подтверждения в апелляции.

В январе 2023 года Госслужба по этнополитике и свободе совести уже вынесла вердикт о наличии "церковно-канонической связи" УПЦ с Московским патриархатом. Но будет ли это заключение основанием для подачи в суд или потребуется дополнительное исследование? Скорее всего, будет необходимо новое исследование, которое, возможно, перепишут со старого.

Религиозным организациям, в отношении которых будет установлена связь с РПЦ, предоставят около 10 месяцев (9 добровольных +1 после выводов) для того, чтобы они смогли совершить ряд действий, свидетельствующих о том, что они уже не имеют таких связей. Если условия не будут выполнены, после этого срока Государственная служба по этнополитике и свободе совести может обратиться в суд для прекращения деятельности религиозной организации.

В закон были внесены изменения, которые позволяют прекращать деятельность религиозной организации по решению суда, если уполномоченные лица этой организации осуждены за преступления против национальной безопасности Украины или за преступления, указанные в статьях 161, 258–258-6, 436–438, 442, 447 Уголовного кодекса Украины. Эти статьи касаются нарушений равноправия граждан (включая религиозные убеждения), мошенничества, легализации незаконно полученного имущества, терактов, пропаганды войны, отрицания российской агрессии, геноцида и наёмничества.

Закон 8371, по сути, отложил вопрос о запрете УПЦ на будущее. Но сам факт принятия этого закона может ужесточить публичный дискурс в украинском обществе в отношении религиозного вопроса, что, в свою очередь, может усилить давление на структуры УПЦ на местном уровне.

Фактически вся процедура реального запрета УПЦ начнётся в мае—июне 2025 года, к этому времени в США завершатся все избирательные процессы. После этого для команды власти в Украине станет понятно, насколько новая Администрация Белого дома будет положительно или отрицательно относиться к вопросу УПЦ. В зависимости от этого процесс её запрета может как ускориться, так и быть приостановлен. Напомним, что потенциальный вице-президент от республиканцев Джеймс Вэнс неоднократно публично осуждал давление на Украинскую Православную Церковь и призывал даже ограничить военную помощь Украине из-за этого.

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады представило свои выводы по закону 8371

 В частности, эксперты отмечают, что:

Системный анализ представленного на рассмотрение законопроекта свидетельствует о неучете в его положениях отдельных требований Конституции Украины, несоответствия с некоторыми ратифицированными Верховной Радой Украины международными договорами Украины и несогласованности с другими законодательными актами.

Отсутствие юридической определённости в положениях законопроекта может влиять, в частности, и на объективность проведения религиоведческой экспертизы и «издания предписаний по устранение нарушений, выявленных по результатам проведения религиоведческой экспертизы» (ч. 1 ст. 30 Закона в редакции проекта).

В контексте рассматриваемого предложения проекта соблюдение юридической определенности особенно важно, поскольку предложенное предписание является основой для проведения «религиоведческой экспертизы деятельности религиозных организаций по выявление подчиненности в канонических и организационных вопросах с центрами влияния религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой находится за пределами Украины в государстве, которое совершает вооруженную агрессию против Украины»

Относительно указанного, целесообразно также уточнить, что именно подразумевается под «подчинением в канонических вопросах».

Согласно нормам международного права, защита нацбезопасности не может быть основанием для ограничения права на вероисповедание. Согласно Европейской конвенции по правам человека (в статье 9 § 2), свобода исповедовать свою религию или убеждение не подлежит ограничению с определением "национальная безопасность".

Это упущение далеко не случайно (отмечают в ГНЭУ), наоборот, отказ создателей Конвенции включить именно этот мотив в перечень законных оснований вмешательства отражает первостепенное значение религиозного плюрализма как "одной из основ демократического общества" и того факта, что государство не может указывать лицу, во что оно должно верить, или принимать меры, направленные для того, чтобы заставить ее изменить убеждения.

«Предусмотренное статьями 3 и 4 прекращение деятельности юридического лица (Русской православной церкви), которая, к тому же, не зарегистрирована в Украине, свидетельствует об отсутствии правового урегулирования вопроса прекращения деятельности на территории Украины иностранной религиозной организации».

***

Очевидно, что большинство политических бонусов от запрета УПЦ получит команда экс-президента П. Порошенко. Напомним, что экс-президент П. Порошенко был главным инициатором создания в своем роде альтернативной УПЦ церкви - православной церкви Украины ПЦУ.  В случае запрета УПЦ, в ПЦУ ожидают приток верующих в свою структуру. Также состоится передел церковного имущества УПЦ.

Помимо прочего, не исключено, что в результате принятия закона по УПЦ часть бывшей ОПЗЖ (где УПЦ рассматривают как свою основную электоральную базу) отколется от неформальной парламентской провластной коалиции.

В таком случае «Слугам Народа» придётся формировать новый союз с «Европейской Солидарностью». Таким образом, фигура П. Порошенко начнёт набирать политический вес, сначала в Парламенте внутри страны, а потом, возможно, и на международном уровне.

 Для РФ ситуация вокруг УПЦ – это также выигрышная тема для новой волны внутренней антиукраинской пропаганды и мобилизации. На оккупированных территориях РПЦ активно переподчиняет себе приходы УПЦ.

 

Примечание:

УПЦ зарегистрирована в государственных органах как «Українська Православна Церква», без приставки «Московського Патріархату».

В мае 2022 года УПЦ объявила о своей полной юридической самостоятельности и о прекращении контактов с РПЦ.

 

 

Красовская Оксана

для Украинского Института политики