Сегодня Верховная рада будет голосовать за резонансный пакет безвизовых законов.
Среди самых проблемных следует отметить:
Законопроект №2540а о внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов наложения ареста на имущество с целью устранения коррупционных рисков при его применении. Законопроект №2541а о внесении изменений в уголовный и гражданский кодексы Украины относительно совершенствования института специальной конфискации с целью устранения коррупционных рисков при ее применении. И проект Закона о Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
Начнем с последнего. Согласно данному законопроекту в Украине будет создана очередная антикорупционная институция, которая «обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере выявления и розыска активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве, и / или управления активами, на которые наложен арест или которые конфискованы в уголовном производстве».
Глава данного агентства выбирается путем конкурсного отбора комиссией в которую входят: три делегата от ВР, по одному от ГПУ, НАБ, Минфина, Минюста и «лицо, определенное председателем центрального органа исполнительной власти , реализующего государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации ( отмыванию ) доходов, полученных преступным путем , финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»
По всей видимостью основной целью данного агентства будет возвращение арестованных активов прошлой власти за границей, а также управление и реализация активов арестованных внутри страны.
Согласно законопроекту №2540а имущество может быть арестовано по решению следственного судьи или суда, если «существуют достаточные основания полагать, что оно связано с уголовным правонарушением или лицом , которое подозревается , обвиняется в его совершении уголовного преступления» Что такое достаточные основания остается неясным.
Несмотря на то, что данные законы принимаются под требованием ЕС, в украинских условиях они могут использоваться, явно не для тех целей, для которых они задумывались. Эти антикоррупционные законы могут стать государственным инструментом рейдерских захватов.
Кроме того они могут использоваться для борьбы с политическим конкурентами, а точнее с их спонсорами, ведь нормы данных законопроектов при «ручных» судах позволяют государству что называется отжимать бизнес, у неподконтрольных олигархов. Это и вызывает сопротивление некоторых фракций, находящихся у «кормушки» ФПГ. Ведь данные законопроекты могут очень сильно ударить и по самим депутатам. Это и привело к внесению правок, коверкающих законопроект. В частности можно вспомнить нормы, которые делают невозможным конфискацию имущества у третьих лиц, а также легализуют «небольшие» взятки.
Однако все же это более глобальная проблема выборочного применения европейских законодательных практик в украинских политических условиях, которые уродуют и извращают даже самые перспективные инициативы.
Эксперт УИАМП Николай Стребков