Российское вторжение: 100 дней войны в Украине.

С точки зрения первых 100 дней войны тактическое преимущество осталось за Украиной и её партнёрами. Россия не смогла использовать эффект неожиданности и наиболее подготовленную часть своей армии для достижения быстрой капитуляции Украины. Но стратегически украинскому государству, экономике и вооружённым силам нанесён очень большой ущерб, что обязательно негативно скажется на украинских возможностях в будущем. РФ также удалось оживить НАТО и консолидировать "западный мир" вокруг США, спровоцировать невиданную волну санкций против себя, но призраки энергетического и продовольственного кризисов, геополитическое многообразие мира, не позволяют Западу полностью изолировать и быстро разрушить Россию.

Надо понимать, что украино-российская война — это только часть глобального противостояния между США и их союзниками и Россией, и её союзниками за право и правила определять новый мировой порядок. Именно так эту войну воспринимают все глобальные государства.

Своим вторжением в Украину РФ планировали сломать старый миропорядок, в котором ключевые международные политические, финансовые, торговые институты находятся под контролем США и западных партнёров. Своих целей она не достигла, но и не отказалась от них.

Сама война перешла в затяжную фазу, в которой ключевую роль сыграет консолидированность украинского общества и готовность терпеть разные невзгоды и кризисы, прежде всего энергетического и продовольственного и ценового характера.

Теперь война в Украине может закончиться только тогда, когда один из участников войны победит или все стороны войны убедятся в невозможности победы. Если же говорить о датах окончания украино-российского этапа этого глобального противостояние, то она может длиться до 3-х лет. И в зависимости от результатов войны (победы или поражения России) может трансформироваться в ещё большую дестабилизацию в Европе или в России. Результатами этой войны также станут глобальное политическое переформатирование, формирования новых политико-экономических и военных союзов (и усиление старых) в мире, продовольственный и энергетический кризисы, волны беженцев, разрушение Украины и сотни тысяч жертв, ускоряющийся военно-технологический и энергетических прогресс.

Война уже нанесла огромный ущерб глобальной экономике и отдельным странам. Самый большой ущерб понесла Украина. По разным оценкам на сегодняшний день потеряно от 30% экономики. Прогноз падения ВВП составляет 30–45%. Прямые убытки уже превышают $600 млрд. По расчётам Министерства экономики Украины, в этом году потери ВВП Украины составят не менее $112 млрд, к 2030 году – ориентировочно $1,2 трлн. При этом возросли расходы на социальные нужды, гуманитарные нужды, на разминирование. Сейчас Украина нуждается в поддержке бюджета в объёме до $5 - $7 млрд ежемесячно.

Значительные потери несёт и сама Россия. К 7 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству наложенных на неё санкций, обойдя Иран. Западные санкции заблокировали РФ доступ к значительной части золотовалютных резервов. 5 апреля министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс заявила, что Запад заморозил 350 млрд долларов валютных резервов России (более 60 %). По непроверенным данным война России может обходиться до 20 млрд долл. в день. Европейский банк реконструкции и развития спрогнозировал падение российского ВВП по итогам 2022 года на 10%. Соответственно уровень номинального ВВП России по итогам 2022 снизится с 1,7 трлн долл. (в 2021г) до - 1,53 трлн долл. Минэкономики РФ представил свой прогноз, согласно которому ВВП РФ в 2022 году сократится на 7,8%

В результате войны мировой ВВП может потерять 1% - это около 1 триллиона долларов с учётом того, что мировая экономика в 2021г. выросла до 94 трлн долларов. Кроме того, уровень мировой инфляции увеличится на 2 %. На мировых биржах резко растёт стоимость сырья. Уже сейчас цена на нефть подошла к своему историческому рекорду в 124 доллара за баррель Brent, а расходы ЕС на импорт нефти и нефтепродуктов в этом году могут достичь 420–430 млрд евро, что на 180–190 млрд евро больше, чем в 2021 году. Вместе с импортом газа расходы ЕС могут достичь 750 млрд евро (+360 млрд к прошлому году).

Кроме того, война в Украине способствует ухудшению продовольственной безопасности.  На данный момент в портах Украины заблокированы около 1,5 млн тонн зерна. Всего из Украины необходимо вывезти приблизительно 20 млн тонн зерна старого урожая. Больше всего от продовольственного кризиса ожидаемо пострадают развивающиеся страны, которые в большей степени зависят от импорта продовольствия. По данным ООН, запасов пшеницы в мире осталось на 10 недель. Если не сработает «хлебное перемирие», которое сегодня пытаются реализовать некоторые западные страны, Турция и Китай, то война может привести к значительному росту цен на продовольствие, голоду, политической дестабилизации, волнам беженцев из Африки и Ближнего Востока. Последствия будут наиболее сильными в Северной Африки, Египте и Тунисе, поскольку их зависимость от импорта зерна из Украины и России наиболее высока.  

Сам факт вторжения России в Украину является беспрецедентным примером для других стран в отношении возможности и целесообразности или нецелесообразности решения своих внешнеполитических проблем вооружённым путём. Россия попыталась перечеркнуть старый мировой порядок. Вернуть мир в период Второй мировой войны, до создания Организации Объединённых Наций. И формирования соответствующей архитектуры международных соглашений. В современном мире это вызывает дополнительные риски и угрозы ядерного столкновения. Фактически мир вошёл в режим, предваряющий возможную третью мировую войну, на пороге которой сегодня мир стоит. И мы можем констатировать, что для Украины эта война стала Отечественной, а для мира фактически идёт третья мировая, гибридная война. Эта война имеет геополитический характер. Она может завершиться в любой момент, как только решат это в Кремле или будет достигнут какой-то новый геополитический баланс, а может продолжаться десятилетия. Россия пытается через Украину заставить Запад, прежде всего США и Великобританию, согласиться на новый раздел мира. А Запад и США пытаются максимально истощить Россию. Создать условия для внутреннего кризиса в этой стране и через разгром и раздел России, раздел её богатейших ресурсов решить глобальные проблемы кризиса мировой экономики. В тоже время война подталкивает военно- технологический прогресс, подталкивает переход к зелёной экономике. Стала фактически триггером формирования новых экономических и военных блоков. В какой-то мере это играет на руку развивающихся стран Юго-Восточной Азии.

В целом война России против Украины не достигла своих целей - капитуляции украинского правительства. Это тактическая украинская победа, но пока не стратегическое российское поражение. Ведь Россия пока и не отказалась от этих целей и продолжает попытки их достигнуть войной на истощение. Возможно, война только начинается и может длиться очень долго. Теперь на первый план выходят не только армия, но и экономика, социальная стабильность.

Для вооружённых сил всего мира в условиях современной войны можно извлечь несколько уроков. Первый урок в том, что решать международные конфликты военным путём - это неэффективно, дорого, опасно. Второй урок - нынешняя архитектура мировой безопасности и международных отношений абсолютно неэффективно - игнорируется большими и сильными государствами, не может защитить слабых и саму себя даже. Её необходимо модернизировать. Третий урок - война в Украине, также как и войны в Афганистане или Йемене, показывают, что несмотря на огромный военно-технический прогресс часто ключевым фактором победы остаётся моральный дух армии и общества. И даже перед лицом намного более технологически развитого врага, консолидированные армия и общество могут одержать победу. И четвёртый - мы все на земной шаре очень зависимы друг от друга несмотря на расстояния, между нами. И даже если война случилась в Сирии или Украине, её продовольственные, энергетические и другие последствия почувствуют народы и государства во всем мире. У нас больше нет национальных или региональных проблем - все проблемы людей глобальные. И нам всем вместе надо думать, как их решать.

 

Руслан Бортник, директор УИП