В контексте аудита президентом Д.Трампом внешней политики США возможна встреча госсекретаря Р.Тиллерсона с сирийским президентом Б.Асадом.
Для этого складывается достаточные и необходимые обстоятельства.
Ожидается, что 12 апреля госсекретарь США посетит с визитом Россию. Будут обсуждаться многие вопросы международной политики, которые составят «повестку дня» будущей встречи американского и российского президентов.
Среди этих вопросов будет сирийский тематический блок, и главными в нём будут не вопросы борьбы с ИГИЛ, а вопросы послевоенного политического урегулирования в Сирии.
Заявления
12 ноября 2016 года уже после победы на президентских выборах Д.Трамп в интервью «The Wall Street Journal» заявил, что США должны «заострить внимание на борьбе с «Иламским государством», а не на вытеснении сирийского президента Башара аль-Асада». «Моё отношение было таким: вы воюете с Сирией, Сирия борется с ИГИЛ, и вы должны избавиться от ИГИЛ. Действия России в настоящее время полностью совпадают с действиями Сирии. Сейчас есть Иран, который становится мощным (из-за нас), который объединяется с Сирией. … Мы поддерживаем повстанцев против Сирии, но не имеем ни малейшего представления, кто эти люди. … В конечном итоге мы боремся с РФ, боремся с Сирией».
Уже 30 марта 2017 года постоянный представитель США при ООН Никки Хейли заявила: «Здесь нужно решить, что для нас важнее. Мы корректируем свои приоритеты. Для нас больше не является приоритетом сидеть и ждать, пока Асад уйдет. … Считаем ли мы его помехой? Да. Будем ли мы сосредотачиваться на том, чтобы он ушел? Нет. Мы сосредоточимся на оказании давления, чтобы можно было начать изменения в Сирии».
Также, 30 ноября госсекретарь США Рекс Тиллерсон посетил с визитом Турцию, где обсуждал различные «сирийские» вопросы с президентом Р.Эрдоганом и министром иностранных дел М.Чавушоглу. В частности, Тиллерсон отметил, что будущий политический статус Б.Асада в долгосрочной перспективе определит сам сирийский народ.
Таким образом, можно говорить о том, что тема борьбы с ИГИЛ для администрации Трампа уходит на второй план, поскольку США и их союзники уже почти осадили столицу игиловцев города Ракка, а её взятие завершится до конца лета. На первый план выходит тема устойчивого перемирия в Сирии и последующего политического урегулирования. Об этого Тиллерсон говорили в Турции, которая за последние 6 месяцев стала одним из главных участников процесса сирийского урегулирования, став главным посредником от оппозиционных Асаду сил.
Примечательно, что теперь позиция Вашингтона и Анкары совпадает. 20 января вице-премьер-министр Турции М.Шимшек заявил: «Мы считаем, что в страданиях сирийского народа, несомненно, виноват Асад. Но мы должны быть прагматичными и реалистичным. Факты на земле резко изменились, так что Турция больше не может настаивать на урегулировании без Асада, это нереально».
«Шаг назад» как приглашение
Слова, сказанные Н.Хейли и Р.Тиллерсоном, ещё раз подтверждают что в перспективе США не согласятся с пребыванием Асада у власти на послевоенный период.
Вместе с тем, Белый дом продемонстрировал, что он сделал «шаг назад», чтобы ослабить политическое напряжение. Ослабление давления на Б.Асада создаёт больше возможностей для многосторонних переговоров по будущему послевоенному устройству Сирии.
Но самое важное: снято препятствие для переговоров между США и президентом Б.Асадом. Такие переговоры позволят США существенным образом усилить свою роль в урегулировании сирийского кризиса, в ближневосточной политике в целом.
Западные государства не признают Б.Асада легитимным сирийским президентом, но это вряд ли сможет повлиять на позицию президента США. Более того, встрече госсекретаря США будет не только «в духе» Д.Трампа, но и в «стиле Тиллерсона», о котором речь шла в одной из предыдущих статей. Такая встреча – не просто правильный ход с деловой точки зрения, но и стратегически важна для Белого дома. Потому что наличие прямого контакта с Асадом не сделает того союзником США, не разрушит его прочных связей с Россией, Ираном, но зато даёт возможности больше понимать и больше влиять на процессы. Это ценный статус переговорщика, имеющего прямой (!!!) контакт со всеми участниками конфликта и процесса.
Когда и где состоится встреча?
Варианта – два.
Либо Р.Тиллерсон встретится с Б.Асадом во время своего визита в Россию. В апреле.
Либо госсекретарь США посетит Сирию. Апрель-май. Это вариант окажется предпочтительней для Тиллерсона, поскольку снимает фактор российского влияния и повышает уровень доверительности, конфиденциальности.
Владимир Воля