Удар по феодалам. Что ждет Кличко, Филатова и Терехова ТАРАС КОЗУБ

Противостояние между центром и региональными элитами, приостановленное после начала масштабного вторжения России, возобновилось после отведения войск РФ из-под Киева и с севера Украины. Это проявляется в стремлении ограничить рост медийности мэров и местных политиков-"выскочек", прямом ограничении их в возможностях (например, мобильности) и более грубых методах контроля.

Vesti.ua пишут о том, как будут развиваться эти отношения в будущем.

Как строились отношения

Конфликт, который лежит в основе украинской политики, очевиднее всего проявляет себя в отношениях между Киевом и регионами. Здесь он то разгорается, то затухает, полностью не прекращаясь никогда. "Усиление президентской вертикали – постоянный процесс. Он подразумевает ослабление остальных оппонентов, будь то Порошенко, олигархи или региональные элиты", – говорит Vesti.ua политический эксперт Руслан Бортник.

После прихода к власти Владимира Зеленского центр не очень заботился о настройке контактов с руководством мегаполисов. Губернаторы не имели реальной власти, а после завершения реформы децентрализации, вынесенной Киевом "на щит", и вовсе лишились контроля над финпотоками. Немного спасало ситуацию "Большое строительство", курируемое ОГА. Вспышка коронавируса еще усилила отчуждение между Киевом и регионами, ведь мэры крупных городов, по сути, возглавили борьбу с эпидемией, пока в столице продумывали протокол лечения болезни и меняли одного главу Минздрава на другого. В итоге когда из центра спустили жесткие нормы по карантинным ограничениям, отношения крайне испортились: некоторые мэры отказывались выполнять требования и вводить "жесткий" локдаун. 

Киев урок усвоил. С одной стороны, был заменен ряд губернаторов (на место слабых фигур пришли компромиссные), с другой – накануне местных выборов в 2020-м усилился институт "кураторов" областей от правящей партии (депутаты-"слуги" тогда получили название "политически ответственные" и полномочия по настройке сложного механизма взаимоотношений между руководством ОГА и элитами вверенного им региона). 

Региональную политику в Офисе президента стал курировать Кирилл Тимошенко, одним из важных шагов которого стало выстраивание контактов с мэрами, в частности посредством Конгресса местных и региональных властей под эгидой президента (в противовес еще одному инструменту влияния – Ассоциации городов Украины под руководством мэра Киева Виталия Кличко). 

И все же выборы превратили страну в "лоскутное одеяло": советы всех уровней теперь состоят из десятков региональных проектов, парламентские партии, вроде "Батькивщины" и "Голоса", утратили влияние в регионах, стремительно ставших "феодами". А "Слуга народа" в местных советах вступила в очень странные конструкции, включающие идеологически несовместимые политические партии – все ради контроля на местах. Тем не менее ряд элит уже начинали дружить "против центра" – например, в 206-м округе в Чернигове, где весной должны были пройти довыборы (это округ погибшего депутата Рады Антона Полякова), единого кандидата согласовали местные элиты в лице мэра Владислава Атрошенко и Виталия Кличко с его УДАРом. Им стал секретарь горсовета Александр Ломако. Такой страна подошла к большой войне.

"Киев боится федерализации"

С февраля на севере и юго-востоке страны перед мэрами встали задачи физической защиты городов. Ситуация была аховая – в Управлении кадрового обеспечения полиции Черниговской области рассказали, что только в начале войны были уволены более 150 сотрудников по причине "самовольного оставления места дислокации", т. е. полицейские просто выехали из Чернигова. Похожая ситуация была в Сумах, Харькове, городах поменьше. Приходилось контролировать энтузиазм местных жителей. "Обращаюсь к неравнодушным, область контролируется! Нам нужно обеспечить проезд техники, военных, скорых – просим не заниматься самодеятельностью, это вредит и нарушает логистику", – призывал в начале марта мэр Днепра Борис Филатов.

Разные эксперты отводят роли местных советов в организации обороны регионов от 50% до 70%. Однако вскоре после того, как ВС РФ отвели войска из северных регионов и из-под Киева, тлеющий конфликт "центр – регионы" стал разгораться с новой силой. Его обострение случилось в начале июля, когда несколько мэров и представителей местного самоуправления выразили недовольство действиями правительства, обвинив премьер-министра Дениса Шмыгаля в "саботаже и вредительстве". 

Индикатором обострения стал финансовый вопрос: решение Кабмина вернуть все закупки органов местного самоуправления, в т. ч. на армию и тероборону, в систему Prozorro – это усложнило местным властям возможности оперативной закупки товаров и оборудования (бронежилетов, тепловизоров, прицелов и т. п.). "Нам просто мешает премьер-министр. Он торпедирует любые инициативы местного самоуправления, что связаны с приобретением оборудования для нужд ТрО, ВСУ", – высказался тогда Филатов. По данным источника Vesti.ua в Днепре, Киев блокировал движение финансов по той же причине, по которой в 2015-2016 гг. батальоны самообороны были "приквартированы" к ВСУ и Нацгвардии. "Киев боится федерализации, того, что в регионах начнут создавать частные армии или бригады, или того, что мэры просто начнут подкупать военных своими подарками", – говорит наш собеседник.

Инструменты принуждения

Параллельно Офис президента применил инструмент военных администраций. Их прямая цель – организация обороны и защиты регионов. Вторая часть миссии – обуздание мэрских амбиций – не так очевидна. Но есть ряд признаков того, что она существует: к неявным можно отнести борьбу за медийность в регионах между "военным" руководством, назначенным из Киева, и местной элитой. Так, 9 августа команда мэра Харькова Игоря Терехова выставила в Telegram сообщение об обстреле города в 07:35 с минимумом подробностей (серия взрывов, незначительные последствия). Глава военной администрации области Олег Синегубов, "государев" человек по определению, выставил пост через час, оформленный уже детально, с расширенными данными и пострадавшими по городу и области. А главным визави Атрошенко стал глава Черниговской ОВА Вячеслав Чаус, чьей медийности может позавидовать любой телеведущий. "Это же проявляется и в телемарафоне, из него постепенно вымываются спикеры, которые представляют сами общины в регионах, вместо них включают глав военных администраций или своих журналистов. Я, к примеру, Филатова (мэр Днепра. – Авт.) в эфире видел больше месяца назад", – сказал Vesti.ua один из медийщиков, работающий над марафоном.

Наконец, важный инструмент – админресурс. Его центр "включает" в крайних случаях и только к наиболее оппозиционно настроенным мэрам. Первый случай – с тем самым Атрошенко: в середине июня мэра не выпустили в командировку в Польшу, причем Госпогранслужба ничем не мотивировала отказ. Потом – в Швейцарию, причем дважды. "Принято решение об отказе в пересечении госграницы гражданину Украины Атрошенко” – говорится в ответе украинских чиновников", – сообщил сам Атрошенко в Facebook. Поводом стало якобы отсутствие документов, нужных мэру согласно Закону "О мобилизации", то есть фактически мэру отказали на общих основаниях. 

"Мэр дал несколько интервью, что, конечно, заметили в Киеве. Тогда в ОП приняли решение поставить в городе военную администрацию. На первый взгляд, все логично: город приграничный, он сильно пострадал от обстрелов весной, и его нужно готовить к обороне, – говорит Vesti.ua собеседник, знакомый с ситуацией. – Но в планах было сначала дублировать, а потом и вовсе взять на себя управление городом под маркой "подготовки к сложной зиме". Параллельно Александр Ломако (тот самый несостоявшийся кандидат) вместе со всеми заместителями мэра получили повестки в военкомат. Правда, выяснилось, что работа в мэрии сильно подрывает здоровье, а секретарь горсовета имеет троих детей, что дает ему отсрочку. "А еще есть инструменты силовых ведомств, когда, к примеру, начальник СБУ начинает "душить" местных князьков. И, конечно, есть вопрос финансов", – отметил политтехнолог Андрей Золотарев.

Удар по Корбану

У Атрошенко решили, что ключи от города просто так не отдадут, и 8 июля мэр записал видеообращение к президенту. "Ваши подчиненные пытаются отстранить меня, городского голову, от управления, поставив своего человека путем назначения военной администрации, – заявил мэр. – Причина проста: им мешает мэр, которого поддержали почти 80% избирателей". После этого мэру публично ответили в ОП: город обойдется и без него. Посыл передал "профильный" замглавы Офиса Кирилл Тимошенко в Telegram: "Во-первых, напоминаю тем, кто забыл – в Украине идет война. Займитесь уже гражданами, чтобы вас увидели люди, а вы – их проблемы. Для тех, кому сигнал непонятен, найдутся другие пути, как помочь общинам и городам. Без вас", – написал он.

Второй яркий пример – скандал с лишением гражданства Геннадия Корбана, одного из "теневых" руководителей Днепра, и переход в горячую фазу конфликта с мэром города Борисом Филатовым. Корбан – ближайший соратник мэра и один из наиболее влиятельных бизнесменов региона – "читает" ситуацию как "системное недопонимание, возникшее уже в процессе войны между региональными властями и Кабмином", о чем заявил в недавнем интервью. Версию с недовольством Киева общением Корбана/Филатова с конгрессвумен Викторией Спартц, после которого та выступила с критикой руководства Офиса президента, он считает менее вероятной (к тому же после скандала с Корбаном не было вообще никакой реакции со стороны западных партнеров). "Основная проблема мэров – они не доверяют никому: у Корбана осталась психотравма с 2015 года, когда его амбиции (баллотировался в парламент. – Авт.) обернулись посадкой в СИЗО, – напоминает Vesti.ua политтехнолог Андрей Золотарев. – От этой идеи он не отказывался, что вылилось в лишение гражданства". Но важен и еще один момент. В ноябре 2021-го американский аналитический центр Atlantic Council опубликовал статью, выразив обеспокоенность формированием "местных олигархических сетей", на деятельность которых центр якобы закрывал глаза – причем аналитики имели в виду именно деятельность Филатова/Корбана и их "Муниципальной стражи". Так, лишение гражданства могло быть связано и с опасениями ОП по поводу создания в Днепре собственных вооруженных групп ТрО, зависимых от региональных элит.

Позиции Кличко

В поддержку Геннадия Корбана высказались общественные деятели, среди которых и мэр Киева Виталий Кличко. Если учесть, что он в то же время руководит Ассоциацией городов Украины, становится понятным послевоенный "водораздел" между местными элитами: региональной Ассоциацией под лидерством Кличко и "президентским" Конгрессом местных и региональных властей под началом мэра Львова Андрея Садового. Кстати, примечательно, что до публичного конфликта Филатов/Корбан поддерживали именно Конгресс. "Думаю, днепровская команда пыталась встроиться в вертикаль Зеленского. Был момент, уже при Зеленском, когда команда партии УКРОП (финансировалась Корбаном. – Авт.) была очень близка к власти, но с началом войны отношения ухудшились", – считает Бортник.

Отношения Кличко с Офисом президента были обострены еще до начала войны: в начале февраля Кабмин лишил мэра Киева права влиять на назначение глав районных госадминистраций (РГА) в городе, в ответ Киевсовет решил отнять у РГА полномочия, перераспределив их в пользу районных советов. Обмен уколами шел по возрастающей: двум заместителям Кличко – Николаю Поворознику и Петру Пантелееву – вручили подозрения в коррупционных делах. А Кличко вынес на суд Киевсовета обращение к центральной власти с требованием "не допустить политического преследования Петра Порошенко" – тема очень чувствительная, учитывая отношение Банковой к экс-президенту. Конечно, ходят слухи, что Кличко подумывает о президентской кампании. "Но пока они ничем не подтверждены, – говорит Андрей Золотарев. – Его электоральное положение более-менее стабильно, и в Киеве у него хороший рейтинг – альтернативы пока нет. Другой вопрос, будут ли делать на него ставку элиты. Есть вероятность, что на местах после войны выйдут на горизонтальный политический проект, условно "Партия мэров", а ведь они являются главными держателями ресурсов в регионах. До сих пор ни один мэр не лишился своей должности". Между тем не исключен поход в политику и брата Виталия Кличко, Владимира, что может быть также позитивно воспринято избирателем.

В дальнейшей перспективе собеседники Vesti.ua видят усугубление отношений между Киевом и регионами. "Не исключаю, что власть может пойти на снятие некоторых мэров с их должностей – через уголовные дела, лишение гражданства, другие форматы, – говорит Бортник. – Вместо них появятся исполняющие обязанности, а в некоторых городах не исключено введение прямого президентского правления".

Аналитические материалы УИП

  • 11 годовщина второго Майдана в Украине: трезвый взгляд на события с высоты 2024 года.
  • 1000 дней войны в Украине.
  • СЕУЛЬСЬКИЙ ТА ЄВРОПЕЙСЬКИЙ КОНСЕНСУСИ З ПИТАНЬ РОЗВИТКУ: ЧИ МОЖЛИВА СПІЛЬНА ПЛАТФОРМА ПО УКРАЇНІ?
  • Стратегические перспективы независимости Европы в преддверии выборов в США в 2024 году.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 23 – 30 октября 2024 года
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 10 – 16 октября 2024 года.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 26 сентября – 2 октября 2024 года.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 12 – 18 сентября 2024 года.
  • Ситуация вокруг мирных переговоров Украины и РФ. Почему мирный план КНР на самом деле не о завершении войны?