Переломный момент или тактический ход? Визит Кита Келлога в Беларусь и его возможные последствия
В конце июня 2025 года, на фоне продолжающейся войны в Украине и устойчивого дипломатического тупика между Россией и западными союзниками, Минск внезапно оказался в центре внимания мирового сообщества — здесь состоялось событие, которое ещё недавно казалось маловероятным. В Беларусь 21 июня с официальным визитом прибыл Кит Келлог, специальный представитель США по Украине. Насколько серьёзен этот жест Вашингтона и может ли встреча стать «разворотным пунктом» в отношении Белоруссии и США, или же речь идет о тактической акции на фоне застоя в мирном процессе по Украине и санкционных войн, касается ли это Москвы и ее сотрудничества с Минском пока до конца не ясно.
Примечательно, что впервые с 2020 года столь высокопоставленный американский дипломат оказался в резиденции официально «непризнанного» частью стран ЕС и НАТО главы РБ Александра Лукашенко, после длительного периода критики и осуждения характера выборов в Беларуси со стороны США. Поэтому сам факт этой встречи сразу же породил множество вопросов и домыслов относительно подлинных мотивов и последствий этого диалога.
Белорусские власти распространили видео беседы Китта Кэллога и Александра Лукашенко, в котором Лукашенко довольно тепло приветствовал американскую делегацию: «Какие люди к нам приехали! Да ещё и с такой миссией…» подчеркнув, что « Я очень надеюсь, что наш разговор будет очень искренним и открытым. Иначе какой смысл встречаться? Если мы будем умничать и хитрить друг перед другом, мы не добьемся результата» «Вы наделали много шума своим приездом. Но я удивляюсь, почему… Разве мы не можем вести нормальный диалог…». Таким образом официальная риторика выглядела — нарочито дружественной и с явными надеждамина нормализацию отношений и диалог со стороны Беларуси.
Официальная и неофициальная повестка визита.
Официально К. Келлог и А.Лукашенко обсуждали «международную проблематику, ситуацию в мире, региональные вопросы и белорусско-американские отношения». Минск и Вашингтон позиционировали переговоры сугубо дипломатическими. А.Лукашенко говорил о «нормальном диалоге» и обсуждении двусторонних отношений, мировой ситуации и региональных вопросов. Никаких конкретных соглашений не публиковалось. К.Келлог вместе с Белым Домом так не дали официальных комментариев, хотя и было заявлено, что обсуждались вопросы войны РФ против Украины, а также мирные усилия Президента США Дональда Трампа.
Но эта встреча все же имела конкретные практические последствия. В результате переговоров (или в качестве «жеста доброй воли» для их организации) было достигнуто соглашение об освобождении 14 политических заключённых — не только граждан Беларуси, но и представителей сразу шести стран: двое граждан Японии, трое граждан Польши и двое латышей, а также граждане Эстонии, Швеции и США. После более 5 лет заключения был освобождён Сергей Тихановский, белорусский оппозиционный блогер, один из лидеров протестов 2020 года, муж Светланы Тихановской, кандидата на выборах президента Республики Беларусь 2020 года. Этот шаг явно продемонстрировал готовность Минска к частичной разрядке и гибкости в обмен на дипломатическое участие Вашингтона. Для США и их союзников освобождение иностранных граждан имело дополнительное символическое значение: оно создавало прецедент и позитивное информационное обрамление для дальнейших переговоров по гуманитарной и политической повестке.
В неофициальном ключе, некоторые из американских источников говорят, что К.Келлог воспринимал эту поездку как «шаг, который может способствовать началу переговоров об окончании войны России против Украины». Советник главы Офиса Президента Украины М. Подоляк прямо заявил, что цель визита — «расширить диалоговое окно с Россией», намекая на альтернативные каналы коммуникации в условиях застывших прямых переговоров.
В целом переговоры американской делегации с главой Беларуси длились около - 6 часов. Из этого можно предположить, что США в своих интересах могут выделять определенную роль для А. Лукашенка, но какую?
Не исключено, что США и Россия на фоне европейских санкций ищут новые каналы связи и способы экономического сотрудничества: Белоруссия может стать «офшором» или нейтральной площадкой для ряда сделок и переговоров.
В частности, СМИ сообщали о готовящейся «грандиозной сделке» между США и Минском, предусматривающей освобождение десятков политзаключённых в обмен на смягчение американских санкций (прежде всего по банковскому сектору и экспорту калия). Россия безусловно может стать выгодополучателем смягчения санкционного режима с учетом ее доминирующего влияния на белорусскую экономику
Концепция «офшора» подразумевает, что на фоне жестких санкций Россия и США могут использовать Белоруссию для экономического сотрудничества, а также для политического диалога.
Визит К. Келога в Беларусь де-юре не отменяет санкции, но де-факто показывает готовность США контактировать с Минском, не добиваясь смены власти или смена политического курса страны. Это «сдержанный прорыв», свидетельствующий о готовности переоценивать политическую ситуацию в регионе. Келлог стал наиболее высокопоставленным американским чиновником, посетившим Минск в последние годы (ранее в 2020-м приезжал тогда госсекретарь М. Помпео). Это может означать также признание де-факто властных полномочий Александра Лукашенко и постепенное снятие политический изоляции после многих лет непризнания и игнорирования. Что на фоне решений по Афганистану или Сирии уже не выглядит столь радикально или нереалистично.
Политический и разведывательный контекст
Политическая составляющая визита противоречива. С одной стороны, США демонстрируют интерес к Лукашенко как к переговорщику, сигнализируя о готовности учесть и его точку зрения (некоторые американские комментаторы даже заявляют, что обсуждали с Лукашенко «незримую роль посредника» между Россией и Украиной). С другой стороны, Вашингтон по-прежнему ориентирован на поддержание санкций против режима за выборы и подавление протестов 2020 года. В долгосрочной перспективе США нацелены на ослабление российского влияния и формирование «демократической Беларуси, вышедшей из-под российского доминирования».
Разведывательный аспект. Ситуация с безопасностью также могла быть одной из тем обсуждения, если не ключевой
Оценивается планируемая осенью серия военных учений «Запад-2025» с участием России и Белоруссии как угроза ближайшим странам НАТО (страны Балтии или Польша) или новым наступлением на Украину с севера, как это уже было в 2022 году, о чем постоянно заявляет украинская сторона. Именно обсуждение военных учений в контексте отношений с Западом было одной из причин контактов сторон. США, вероятно, интересовались сведениями о масштабах и мотивах этих учений: угрожают ли они восточным союзникам, или планируются лишь демонстративно. Разумеется, официально подобные «разведывательные» цели не заявляются, но генерал К.Кэллог очевидно смог поинтересоваться белорусскими планами глядя прямо в глаза Лукашенко. Такая высокая «политическая разведка» также могла стать сигналом для Минска от США о необходимости исключения военной эскалации во время учений.
Также необходимо отметить, что некоторые ключевые чиновники администрации Президента Беларуси имеют давние связи с республиканской партией США и с семьёй 45-го президента США Дональда Трампа. Это могло сыграть ключевую роль в организации визита.
В частности, речь идёт о Наталье Петкевич, которая долгое время занимала ключевые посты в белорусской администрации: ранее — пресс-секретарь Александра Лукашенко, затем первый заместитель главы Администрации президента. В мае 2025 года она была назначена вице-премьером правительства Беларуси.
Стоит отметить, что Наталья Петкевич на протяжении ряда лет жила в Соединённых Штатах Америки вместе со своим мужем Андреем Дапкюнасом, который в тот период занимал пост постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединённых Наций (ООН) в Нью-Йорке.
Тем не менее визит Келлога указывает на то, что могут проявиться общие интересы США и Беларуси, чтобы задействовать высшие связи и обходить формальные барьеры.
Этот жест можно также рассматривать как попытку расширить диалог с белорусским руководством, что фактически означает признание Лукашенко. По сути, Вашингтон впервые за годы существенно ослабил табу на контакт с ним. Такая политика отвечает более широкой стратегии Запада: предоставлять Беларуси альтернативные векторы влияния, чтобы уменьшить её зависимость от Москвы и Пекина. В идеале это может дать Лукашенко «пространство для манёвра» между Россией, Западом и Китаем и затруднить возможное использование Беларуси Россией для поднятия ставок в противостоянии с НАТО.
Но в целом, Минск продолжает культивировать образ «нейтральной полосы» между Россией и Западом. Однако эта стратегия должна быть очень выверенной. А.Лукашенко опасается «забегать вперёд» в отношениях с США, пока российско-американские переговоры находятся на паузе. Резкие «зигзаги» могли бы вызвать гнев Кремля, у которого сегодня гораздо больше рычагов влияния на Беларусь, чем раньше. Поэтому пока Минск осторожно балансирует: с одной стороны демонстрируя готовность сотрудничать с Западом (путём либерализации отдельных санкций, обменов заключёнными), а с другой – не нарушая ключевых интересов Москвы.
Региональный контекст и роль Венгрии.
В контексте визита К.Келлога в Беларусь внимание привлекает и европейский, а точнее - «венгерский трек» в белорусской дипломатии. На протяжении последних двух лет министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто как минимум трижды посетил Минск: первый раз на форум в Минске в феврале 2023 г., затем осенью 2023 г., а также 29 мая 2024 г. Это особенно заметно на фоне санкций Евросоюза, которые ограничивают контакты с белорусским режимом. Но ничего не дали ЕС кроме потери любого влияния на Беларусь, дополнительных кризисов в сфере миграции и безопасности. По словам Сийярто, «чем меньше санкций – тем больше сотрудничества», а Венгрия готова увеличивать экономические связи с Беларусью «в тех сферах, на которые санкции не распространяются». Нынешняя встреча Келлога и Лукашенко совпала с тем, что Сийярто передал Лукашенко соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере. Кроме того, дипломатия Венгрии работает и на европейском уровне: по заявлению посла Беларуси в Будапеште, Венгрия лоббирует снятие части санкций ЕС с Минска.
Положение Венгрии в Евросоюзе делает её важным фактором Минск надеется уменьшить свою международную изоляцию за счет улучшения связей с Венгрией и полагает, что Венгрия поможет ослабить санкции ЕС против Беларуси. С одной стороны, это открывает Минску «окно» в Европу: через Венгрию может происходить неформальный диалог с ЕС. С другой стороны, польские и балтийские партнеры скептически относятся к усилиям Венгрии, опасаясь, что любые уступки Минску грозят ослаблением давления на А.Лукашенко и означают риски для их безопасности.
Для Запада венгерский вектор может стать каналом переговоров и демонстрации влияния: через Будапешт Вашингтон также может проводить свою новую политику в отношении Минска в обход основного антироссийского лагеря. Для России укрепление отношений Белоруссии и Венгрии также выгодно: это даёт Москве партнёра в ЕС, который противодействует жёсткому подходу Брюсселя. Таким образом, «венгерский трек» служит двойной игрой: с одной стороны, — это дипломатия разрядки и экономическое сотрудничество, а с другой стороны, — продвижение прагматичных интересов США и ЕС в регионе, снижение рисков безопасности, проистекающих из противостояния между РФ и Западом.