В аннотации к вышеуказанному докладу сказано, что он является оценкой потенциальных угроз национальной безопасности США в 2018 году. Структурно, документ разделён на 24 части, описывающие положение на стратегически важных направлениях, таких как развитие и нераспространение ядерного оружия, киберугрозы, терроризм и т. п., а также – в различных регионах планеты.
Глобальные угрозы, описанные в первом разделе, проходят красной нитью через весь документ. Поэтому, в своём обзоре мы не будем подробно останавливаться на каждом разделе, проанализировав лишь наиболее важные аспекты прогноза американской разведки относительно сильнейших государств планеты и важнейших зон конфликтов.
Для Украины, по выводам национальной разведки США, сохраняется риск внутренних потрясений, которые могут быть использованы РФ для изменения прозападного курса Киева, а убеждённость населения в провале реформ, снижении стандартов жизни и росте коррупции может привести к досрочным президентским, или парламентским выборам. При этом, конфликт на Донбассе, вероятно, не будет разрешён. Для него будут характерны периодические обострения. Полномасштабное наступление любой из сторон в 2018 г. маловероятно. А Украина, почти наверняка, не вернёт контроль над Донбассом в 2018 г. Россия продолжит усилия по военной, политической и экономической дестабилизации Украины, нацеленные на замедление и, по возможности, разворот попыток европейской и евроатлантической интеграции Киева. Кроме того, она будет подрывать единство позиции Запада по санкциям. С текущим уровнем санкций РФ научилась справляться.
К числу глобальных угроз и «акторов (субъектов), готовых к агрессии» американские разведчики относят Россию, Китай, Иран, и Северную Корею. Последние два государства, при этом, роль глобальных угроз американским интересам заслужили лишь благодаря возможности проводить кибероперации против США. Кроме того, в качестве отдельной угрозы отмечены терроризм и организованная преступность.
Во всех разделах доклада, кроме узкоспециализированных (климатические изменения, международная преступность, проблемы миграции, и т. п.), прямо или косвенно упоминаются Россия и Китай. Сведя важнейшие прогнозы американских аналитиков, касающиеся этих государств, получаем следующую картину.
РОССИЯ
-
Станет «наиболее боеспособным и агрессивным» источником угрозы в 2018 г.
-
Разработала новую ракету средней дальности, нарушающую, по заявлениям США, Договор о ядерных силах средней дальности.
-
Будет проводить «смелые подрывные кибероперации» против США и их союзников, включая Украину. Отмечается, что кибероперации останутся в приоритете Москвы из-за низкой стоимости и сравнительно малого риска.
-
Продолжит распространение информации, подрывающей доверие между демократическими обществами и ослабляющей американо-европейское партнёрство. При этом, плановые выборы в странах Запада (в том числе – выборы 2018 в США) названы критическими точками приложения силы (операций влияния) для Москвы.
-
Разрабатывает противоспутниковые системы, с целью снижения военной эффективности США, а также – продолжает запускать спутники, проводящие «подозрительные» действия на орбите (имеются ввиду спутники военного назначения, противоречащие договорённостям о недопущении милитаризации космоса).
-
Продолжит поиск возможностей для продвижения собственных интересов за границей, отстаивания сферы влияния на Постсоветском пространстве, и подрывая евро-атлантическое единство.
-
Сосредоточит основные силы на противостоянии США в Европе и Евразии, уделяя меньше внимания «внешним регионам», и заключая ситуативные союзы с противниками, а также – традиционными партнёрами США, чтобы ускорить переход к многополярному миру.
-
Медленное экономическое развитие, ставшее результатом санкций, не приведёт к уступкам Москвы по Сирии, Украине, или другим ключевым вопросам международной безопасности.
КИТАЙ
-
Продолжит использовать кибершпионаж и кибератаки для реализации своей концепции национальной безопасности.
-
Продолжает модернизацию ракетно-ядерных сил, разрабатывая и поставляя на вооружение системы, увеличивающие мобильность вооружений. Среди разработок: гиперзвуковой глиссер (уже испытан) и новая ракета подводного базирования JL-2 (в разработке).
-
Как и РФ, разрабатывает и испытывает противоспутниковое вооружение, а также – «подозрительные» (предположительно – боевые) спутники.
-
Может замедлить экономический рост по мере снижения спроса на китайском рынке недвижимости.
-
Продолжит активную внешнюю политику, особенно – в Азиатско-тихоокеанском регионе, что выразится в сохранении территориальных претензий в Восточно- и Южно-китайском морях, отношениях с Тайванем, а также – активной экономической экспансии по всему региону.
-
Продолжит продвигать инфраструктурные проекты, вроде Нового шёлкового пути, с целью экономической экспансии в Евразии, Африке, и АТР.
-
Сохранит напряжённость в отношениях с Индией, вызванную пограничным спором в гималайском регионе. Не смотря на договорённости об отводе сил от границы, риск непреднамеренной эскалации существует.
Важнейшими, с точки зрения международной безопасности, зонами конфликтов мы склонны считать Сирию и Украину. Учитывая объём и тональность прогнозов относительно этих стран, авторы доклада придерживаются аналогичного мнения. Рассмотрим их прогнозы в отношении этих зон конфликтов подробнее.
СИРИЯ
-
Течение конфликта резко изменилось и теперь преимущество в нём принадлежит правящему режиму, предоставляя возможности для дальнейшего закрепления России и Ирана в Сирии.
-
В 2018 конфликт будет продолжаться, даже если Дамаску удастся отвоевать большинство городских районов страны, что снизит его интенсивность.
-
Сирийская вооружённая оппозиция больше не способна добиться отстранения Б. Асада от власти, или преодолеть тенденцию на собственное военное поражение.
-
Россия и Иран планируют закрепиться в Сирии надолго, получив права военного базирования, контракты на послевоенное восстановление инфраструктуры, а также – разработку запасов нефти и газа.
-
Россия не в состоянии заставить Б. Асада покинуть пост президента Сирии. Тем не менее, его участие в мирных переговорах вполне возможно.
-
ИГИЛ в Сирии терпит поражение, но его усилий, всё ещё, достаточно для поддержания подпольной сети и ведения террористической деятельности.
УКРАИНА
-
Сохраняется риск внутренних потрясений, которые могут быть использованы РФ для изменения прозападного курса Киева.
-
Внутренняя нестабильность угрожает экономическому восстановлению Украины и может привести к изменению её внешнеполитических приоритетов, что усилит противостояние России с Западом.
-
Убеждённость населения в провале реформ, снижении стандартов жизни и росте коррупции может привести к досрочным президентским, или парламентским выборам.
-
Оппозиционные лидеры будут использовать общественное недовольство для ослабления президента П. Порошенко в преддверии выборов 2019 г.
-
Конфликт на Донбассе, вероятно, не будет разрешён. Для него будут характерны периодические обострения. Полномасштабное наступление любой из сторон в 2018 г. маловероятно. Тем не менее, намерения любой из сторон могут измениться при подозрении противника в желании нарушить status quo.
-
Россия продолжит усилия по военной, политической и экономической дестабилизации Украины, нацеленные на замедление и, по возможности, разворот попыток европейской и евроатлантической интеграции Киева.
-
Украина, почти наверняка, не вернёт контроль над Донбассом в 2018 г.
-
Россия будет подрывать единство позиции Запада по санкциям. С текущим уровнем санкций она научилась справляться.
Другие зоны конфликтов, отмеченные в докладе, - Ирак, Йемен, и Афганистан. Американское разведывательное сообщество прогнозирует развитие ситуации в этих странах по инерционному сценарию с сохранением вооружённого противостояния. При этом, роль Ирана в конфликтах в Ираке и Йемене будет оставаться значительной, или даже расти, в рамках его внешнеполитических амбиций и «прокси-войны» с Саудовской Аравией.
Терроризм
Важнейшая террористическая угроза, по мнению аналитиков американской разведки, исходит от таких суннитских террористических группировок, как ИГИЛ и Аль-Каида. В докладе отмечено, что в 2018 году они будут продолжать оперировать во всём мусульманском мире, с наибольшими очагами в зонах вооружённых конфликтов в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене и Афганистане.
Кроме того, «доморощенные экстремисты» названы главной террористической угрозой внутри США. Под ними подразумеваются американцы, завербованные суннитскими террористическими организациями для совершения терактов на территории Соединённых Штатов.
Ещё одной террористической угрозой интересам США на Ближнем Востоке названа ливанская шиитская группировка Хезбалла, поддерживаемая Ираном.
Прочие угрозы
Помимо вышеперечисленных, доклад рассматривает в качестве угроз интересам США глобальное потепление, растущие миграционные потоки, вызванные вооружёнными конфликтами, развитие и распространение новых технологий (в первую очередь – их попадание к противникам Соединённых Штатов и последующее развитие), низкие темпы глобального экономического роста, и организованную преступность.
Выводы
Проанализировав вышеизложенные, а также не вошедшие в обзор положения доклада Д. Коутса, можно сделать вывод о том, что разведывательное сообщество США рассматривает инерционный сценарий развития событий на мировой арене в 2018 г. в качестве наиболее вероятного. Тенденция на усиление американо-российского и американо-китайского противостояния сохранится, ни один из локальных вооружённых конфликтов не будет разрешён, а глобальные климатические изменения и развитие технологий наподобие искусственного интеллекта несут в себе явные угрозы не только для США, но и для остального человечества. В этих условиях, ноткой оптимизма может стать, разве что, разгром ИГИЛ. Впрочем, как мы видим из доклада, эта террористическая организация не исчезла, а лишь изменила методы борьбы.
Даниил Богатырёв,
специально для УИАМП
На английском языке https://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/Coats_03-06-18.pdf