Между модернизацией и вестернизацией

Украина остается крайне не модернизированной страной, с растущим отрывом от ведущих стран мира практически во всех областях: от политической системы, права и образования до технологий и медицины. При этом отставание в отдельных отраслях, по оценкам экспертов, уже достигло 50-70 лет.

При этом, часто, у нас «модернизацию», умышленно или нет, путают с вестернизацией: интенсификацию экономического производства, создания более эффективных институтов социального участия в выработке политики, формирование открытого общества с динамичной социальной системой подменяется бутафорскими и декларативными действиями как то очередной «проевропейской» порцией законодательства, открытием своих рынков или способствованием усиленному потреблению западных технологий (вместо участия в их разработке).

В свое время этой дорогой прошли страны Африки – бывшие европейские колонии, большая часть из которых сегодня входят в топ-25 наименее развитых и бедных стран мира. И поэтому совсем не удивительно встретить где-нибудь на улицах Киншасы подростка в рваных шортах, старым автоматом Калашникова и продукцией Аpple в руках, или читать заявлений местных политологов о том, что Руанда является венцом демократии потому, что 58% депутатов парламента - женщины. Технологические высотки в Саудовской Аравии или ОАЕ тоже не заменят модернизации. Неужели такая «модернизация» ждет и нашу страну?

Сейчас нужно откровенно говорить, что украинская наука преимущественно находится вне контекста передовых тенденций мира, а государство и общество уже почти превратились в элементарный сырьевой придаток и сорокамиллионный рынок потребления часто некачественных (потому что дешевых) товаров, произведенных в других странах.
Именно как примитивный рынок - мы и интересны другим государствам и транснациональным компаниям, которые определяют параметры современного мира.

Как ни парадоксально это звучало, но со времен брежневского застоя, когда УССР занимала 9 место в мире по критерию человеческого развития, сейчас Украина находится в состоянии цивилизационного регресса - 81 место в мире в 2015 году (69-я в 2010 г.).

Украинский политикум, к сожалению, остается в плену авторитарной парадигмы мышления, препятствует модернизации страны.

Почти все политические партии и лидеры - от коммунистов до националистов - продолжают мыслить почти сплошь коллективными категориями масс: "народ", "нация", "обычный/усредненный украинец", «национально-освободительной борьбы», «исторической судьбы» и прочее. Такое мышление присуще именно авторитарной парадигме, которая почти не различает конкретного человека - суверенного индивида.

Обезличенный подход в современном украинском обществе формирует социальную отчужденность личности и гражданина, делает невозможным формирование реальной действенной государственной политики, и, тем более ее реализацию, создает неблагоприятные условия для реализации потенциала личности и социума в целом.
Эту «коллективную пирамиду» необходимо перевернуть и перейти к индивидуализированного понимание общества и социальных процессов, обеспечению прежде всего индивидуальных прав человека.

Следует говорить не голословные фразы о "нацию" и "социальную справедливость", а об обеспечении в обществе общих для всех стандартов прав человека и гражданского патриотизма. Не о "возрождении языка и культуры", а о праве конкретного человека на использование родного языка и этнической самоидентификации.
Государство в лице чиновника должно апеллировать не к «нациям», "Украинам", "патриотам", "крестьянам", "предпринимателям", "атошникам" и т.д., а к конкретным индивидам, их интересам и пожеланиям.

Рационализирован индивидуализм, который регулируется государственными правовыми стандартами, убежден: это - будущее демократической модернизации нашей страны.

При этом такой подход собственно украинские корни. Народная поговорка "моя хата с краю" демонстрирует врожденный индивидуализм украинский, на основе которого правовое государство имеет воспитать гражданскую ответственность.
Ведь общественная добровольная и рационализированная соответственность - и является идеологическим стержнем современных демократических обществ.

 

Руслан Бортник, УИАМП