Встреча Трампа и Климкина была важна для Белого дома

Сомнительно, что встреча П.Климкина с президентом и вице-президентом США стала возможна из-за денег. Она не смогла бы случиться, если бы в ней не было политического интереса команды Д.Трампа.

Сомнения относительно 400 тысяч долларов.

Не стоит полностью исключать версию «оплаты» за организацию встречи. Потому что это политика, потому что в ней бывает всякое. Возможно, что кто-то «заработал». В этой истории настораживает два момента.

Во-первых, сразу подряд в коротком промежутке времени две встречи на высшем уровне – с двумя наивысшими должностными лицами США. Обычно таких встреч не бывает. Даже встречи с одним из высокопоставленных чиновников такого уровня добиваются немало времени. График работы у них – очень плотный, всё согласовывается заранее через соответствующие службы. Даже встреча министра с министром не случается просто так вдруг. А тут вдруг кто-то «настолько могущественный», что смог волшебно всё решить и сказочно подкорректировать графики президента и вице-президента США?

Если кто-то такой «могущественный» и есть, то это кто-то из руководства команды Д.Трампа. Причём, для удовлетворения желаний министра иностранных дел Украины П.Климкина можно было бы отделаться и одной встречей. Например, для «отчёта» в СМИ ему было бы достаточно фото с Трампом.

Во-вторых, если есть некто «могущественный», кто за определённую плату может легко изменять графики президента и вице-президента США, то почему этой «платной услугой» П.Климкин и руководство Украины не воспользовались ранее? Ведь таким образом можно было организовать встречу Климкина с Трампом ещё до того, как тот встретится с российским министром иностранных дел С.Лавровым. Но этого не случилось. Вместо этого было трое суток «сидения» П.Климкина в Вашингтоне. Было открытое письмо к президенту Д.Трампу, в котором его политические противники настоятельно рекомендовали ему: встретиться сначала с представителем Украины, а потом уже – с представителем РФ.

В-третьих, почему вообще Климкину организовали такой «аншлаг в Белом доме» после упомянутого открытого письма Трампу от оппонентов с настоятельной рекомендацией порядка встреч? Что для руководства Украины – воплощение «двухпартийной поддержки», то же для команды Д.Трампа – «двухпартийный раздражитель». (http://blogs.korrespondent.net/blog/politics/3849011/).

Данное обращение – это уже не первый политически бестактный жест от Украины в адрес Трампа. В марте была очередная активизация скандала, связанного с П.Манафортом. И тогда же Верховная Рада фактически бросила вызов Трампу, проигнорировав его в тексте своего обращения к Конгрессу США с просьбой предоставить Украины статус основного союзника вне НАТО. (http://blogs.korrespondent.net/blog/politics/3830178/).

Инструмент команды Трампа.

С точки зрения внутриполитической борьбы в США внезапная встреча П.Климкина с президентом и вице-президентом выглядит как инструмент команды Д.Трампа. В чём его смысл?

Вскоре после того, как Р.Тиллерсон вступил в полномочия госсекретаря США, команда Трампа нанесла первый «контрудар» по своим оппонентам в лице «двухпартийной оппозиции», озвучив параметры госбюджета на 2018 год. (http://blogs.korrespondent.net/blog/politics/3820884/).

А через несколько дней (в начале марта) был предпринят ещё один шаг, который уже превратил «контрудар» в «наступление». Речь идёт о пересмотре бюджета США на текущий 2017 года. (http://blogs.korrespondent.net/blog/politics/3822743/).

С того времени вся стратегическая инициатива во внутриполитической борьбе в США находится у Д.Трампа и его команды. А оппоненты вынуждены «обороняться», пытаются вернуть «инициативу», но пока безуспешно. Президентская команда не дала возможности им воспользоваться химической атакой в сирийской провинции Идлиб 4 апреля. (http://blogs.korrespondent.net/blog/world/3837083/).

Одним из наиболее значимых внутриполитических «фронтов» в США является условно «российский фронт». За время президентства Д.Трампа отношения США с РФ не ухудшились, но и не улучшились. С одной стороны, оппоненты Трампа активно поддерживают тему связей самого президента, бывших и нынешних членов его команды с Россией. С другой стороны, наблюдается высокая интенсивность официальных контактов администрации президента Д.Трампа с руководством РФ в апреле-мае. Кроме телефонных разговоров, встречи Тиллерсона в Москве с С.Лавровым и президентом В.Путиным, встречи Лаврова в Вашингтоне с госсекретарём и президентом. Более того, апрельские встречи в Москве фактически осуществили «перезапуск» отношения между руководством США и России после химической атаки в Сирии. (http://blogs.korrespondent.net/blog/world/3839251/).

А вот в отношениях с Украиной интенсивности и такого качества официальных контактов нет. Присутствует ощущение то ли «штиля», то «охлаждения».

Именно в таком контексте, на таком фоне и произошёл трёхдневный визит руководителя МИД Украины П.Климкина в США. О визите и встречах Лаврова в Вашингтоне было известно заранее. Отсюда и сам многодневный визит Климкина, и ставшее продуктом этого визита обращение «двухпартийного раздражителя» к Трампу с настоятельными рекомендациями.

Понятно, что в данном контексте не могло быть и речи о том, чтобы команда Д.Трампа выполняла рекомендации своих оппонентов. Это было бы равносильно, если бы из-за пустяка сами вернули сопернику стратегическую инициативу, которую отобрали в конце февраля и удерживали в непростых ситуациях.

На время визитов Климкина и Лаврова в США пришлось ещё одно важное событие: увольнение Д.Коми с должности директора ФБР. Сенатор Д.Маккейн и другие оппоненты Трампа из «двухпартийной оппозиции» восприняли это как попытку помешать расследованию возможного вмешательства России во внутреннюю политику США.

П.Климкин, «осаждавший» Вашингтон уже третьи сутки, оказался «кстати», «ко времени». Команда Д.Трампа организовала ему и послу Украины В.Чалому показательное посещение Белого дома, встречу с самим Трампом и переговоры с вице-президентом М.Пенсом. И при этом не возражали против обнародования фото встреч (хотя в случае с визитом С.Лаврова утверждалось, что якобы неправильно освещать встречи президента с чиновниками низшего ранга). Более того, сам Д.Трамп посетовал, что американские СМИ не освещали его встречу с украинским министром П.Климкиным.

Зачем были организованы эти показательные события?

Во-первых, чтобы создать видимый баланс политики президентской администрации в отношениях с Россией и Украиной. Иначе дисбаланс становится заметным. С Россией решали вопросы. А Климкину организовали небывалую для просто министра встречу - сразу с президентом и вице-президентом. Хоть и без результатов, но зато выглядит как эффектно!

Во-вторых, широкий приём для украинского министра иностранных дел П.Климкина в Белом доме – это своеобразная небольшая «компенсация» оппонентам Трампа за увольнение Д.Коми и за проигнорированные «настоятельные рекомендации».

В-третьих, приём П.Климкина создаёт оправдания для возможной отсрочки президентов США и Украины на несколько месяцев.

Самое интересное и важное в данной истории – это отсутствие встречи П.Климкина с Р.Тиллерсоном, архитектором внешней политики администрации Д.Трампа и политического наступления на оппонентов в самих США.

 

Владимир Воля