Изменения руководства ГПУ, СБУ и САП не последние кадровые решения: в Украине формируется новый баланс власти

Последние кадровые перестановки в правительстве, СБУ, ГПУ, САП, других силовых структурах и на региональном уровне являются маркером формирования нового баланса власти – “Команды 3.0” – периода президентства В. Зеленского.

Команда 1.0” – “стартаперы” - 2019-2020 гг. – А. Богдан, А. Гончарук, Д. Разумков, С. Трофимов, Р. Рябошапка, А. Данилюк, А. Аваков и другие – это смесь союза друзей, партнеров и попутчиков президентском и парламентской победы В. Зеленского и “Слуги Народа”, замешанный на меритократических принципах в том виде, в котором их понимал Президент.

Команда 2.0.” – “ковидная” - 2020-2022 гг. – правительство Д. Шмыгаля - это вынужденный временный союз с крупным украинским бизнесом и региональными элитами (местные выборы) на фоне, отсутствия поддержки запада и экономического кризиса периода начала пандемии.

И наконец-то “Команда 3.0.” – “военная” – с 24.02.2002 – усиление вертикали Президента (за счет внутренних игроков) и новый тактический баланс с США, ЕС, НАТО. Этот новый баланс обусловлен критическим влиянием западных партнеров на секторе безопасности (военная помощь) и экономической стабильности (финансовая помощь); получением Украиной статуса кандидата ЕС и необходимостью выполнения условий для обретения полноценного членства.

Ведь даже нынешнее назначение на должность главы Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) А. Клименко, которое, должно было завершить длительный период конкуренции между ОП и западными структурами относительно контроля над антикоррупционной вертикалью, нельзя считать завершением процесса. Формально назначение главы САП стало возможно после отставки Генпрокурора И. Венедиктовой. При этом, Офис президента сохранил за собой блокирующую для антикоррупционной вертикали должность Генпрокурора (новым главой ОГПУ становится А. Костин, который ориентирован на Президента и его окружение).

Но по факту данный кадровый размен в полной мере не устраивает ни ОП, который достаточно долго сопротивлялся передаче, САП в руки западных партнёров, и пошёл на этот шаг, явно вынужденно; ни западных партнеров, влияние которых на САП, НАБУ будет всегда ограниченно ОГПУ. А на кону стоит политическая репутация украинской власти и представителей западных партнёров, занимающихся Украиной и, огромные средства, ресурсы, поступающие от западных стран в качестве помощи Украине. Именно их и должны контролировать антикоррупционныее структуры.

Это недовольство проявляется в волне информационных атак на А. Костина, продолжающихся даже после его назначения. Ему вспоминают и проваленный конкурс на главу САП, («забраковали» международные эксперты по критерию “добродетельности”), обвиняют в коррупции и посещении АР Крым после аннексии, связях со скандально известным Окружным административным судом Киева (ОАСК), который якобы должен был легитимизировать В.Януковича после оккупации Киева войсками РФ. Также его независимость подвергают сомнению, называя его «человеком А. Ермака» и многое другое. Является ли это своего рода заявкой партнёров на эту должность или же новому Генпрокурору указывают на то, кого необходимо больше слушать покажет время. Также сложно прогнозировать смогут ли антикоррупционные органы, беспрепятственно выполнять свои обязанности или при необходимости их действия будут блокироваться со стороны ОГПУ.

Но как итог, система власти в Украине остаётся комбинированной. Поскольку существенное влияние в таких структурах как Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАЗК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционной прокуратуры (САП) (более ориентированы на влияние западных партнёров), Генеральный штаб (ВСУ) и пока Конституционный Суд (КСУ) – украинские политические и экономические элиты - Офису Президента не принадлежит. И в дальнейшем стоит ожидать, что западные партнёры в лице будут усиливать свое влияние на Офис Президента, Государственное бюро расследований (ГБР),), Службу безопасности Украины (СБУ), Офис Генерального прокурора (ОГПУ).

 

Руслан Бортник

Аналитические материалы УИП

  • Ситуация вокруг мирных переговоров Украины и РФ. Почему мирный план КНР на самом деле не о завершении войны?
  • Президентская избирательная кампания в США: относительно дебатов экс-президента Д. Трампа и вице-президента К. Харрис.
  • Вторая годовщина Харьковской контрнаступательной операции ВСУ.
  • Крымская модель для Украины: как менялся этнический состав полуострова исторически, включая период его аннексии Россией?
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 29 августа – 4 сентября 2024 года.
  • 10 годовщина Иловайского котла: как он повлиял на будущее Украины и войны в ней?
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 15 –21 августа 2024 года.
  • Церковный вопрос: запрет УПЦ отложен на будущее…
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 11–17 июля 2024 года.