Бывший советник Офиса президента Украины Алексей Арестович предложил обменять оккупированные земли страны на членство в НАТО. По его словам, этот сценарий будет похожим на разделение Германии. При этом, Украина не будет отказываться от своих территорий и начнет переговоры об их возвращении дипломатическим путем.
Такова позиция Арестовича относительно вопроса о том, как Украина может быстро стать полноценным участником НАТО. По его мнению, для этого потребуется отказаться от некоторых территорий. Он выразил это мнение в ходе беседы с российской журналисткой Юлией Латыниной.
По его словам, идея отказаться от 20% территории, которая временно находится под контролем Российской Федерации, не выглядит столь плохой, если это позволит Украине немедленно стать членом Альянса.
«80% территории мы удерживаем. Получается, большей частью государства, как они нам обещают, прекращаем войну и вступаем в НАТО. Многие могут сказать, что это суперисторический шанс», — заявил он.
Такой вариант, отметил Алексей Арестович, будет крайне похож на историю с разделенной Германией, то есть вариант «ФРГ-ГДР».
На оккупированные территории гарантии НАТО распространяться не будут, однако Украина в таком случае не будет полноценно отказываться от своих земель. Их будут возвращать иным путем, без военного вмешательства.
Он также считает, что если продолжить воевать в будущем за все территории, то это будет стоить Украине 200 тысяч человеческих жизней среди мужчин и экономика окончательно будет разрушена.
В Офисе президента никак не отреагировали на заявление бывшего советника, однако у украинской власти есть четкая официальная позиция касаемо оккупированных территорий. Без полного возвращения границ 1991 года и речи не может быть об окончании войны.
Интересно, а как отнеслись к этим высказываниям Арестовича в экспертном сообществе Украины, и как отреагировала на них общественность страны? Может ли такая позиция получить поддержку большинства или это чересчур болезненное допущение для украинцев?
Разобраться в этом помогли Caliber.Аz украинские эксперты.
Директор Украинского института политики Руслан Бортник отмечает, что, во-первых, это не идея Арестовича.
«Она звучит сегодня со многих сторон. Тот же экс-госсекретарь США Киссинджер заявил полгода назад, что Украину можно принять в НАТО для того, чтобы она дальше не продолжала войну. Мы, украинские эксперты, с начала войны говорим о том, что такой сценарий потенциально возможен, и Украина может быть принята в НАТО для того, чтобы это стало гарантией безопасности для страны в будущем и послужило компенсацией потерь украинского общества. Это было бы дополнительным мотивом того, почему Украина должна идти на какие-то компромиссы с Россией в отношении мира.
Но эта идея сегодня не поддерживается обществом. 70-80% украинцев сегодня настаивают на том, что надо сначала освободить все оккупированные территории и только потом начинать любые переговоры. Поэтому эта идея с разделением, по немецкому или корейскому сценарию, достаточно популярна в западных и украинских экспертных кругах», - говорит Бортник.
Арестовичем она вбрасывается публично, наверное, для того чтобы вызвать дополнительное внимание к себе, чтобы в какой-то мере синхронизироваться с частью западного консервативного мышления, считает он.
«Но эту идею сложно реализовать без решения власти, без широкой информационной кампании, без поддержки лидеров мнений. Вариант Кореи и Германии предусматривал создание формально двух независимых государств. ФРГ установила с ГДР дипотношения в 1973 году, открыла там посольство. В данном же случае мы имеем дело с оккупацией украинской территории, с ее захватом без создания даже каких-то квази-государственных субъектов. Поэтому корейско-немецкий вариант ближе к реалиям 2014 года, когда на территории Украины существовали так называемые непризнанные «ДНР» и «ЛНР». А сегодня эти территории Украины объявлены Москвой частью России», - говорит директор института.
Попытка осуществить такой сценарий может быть предпринята через несколько лет, полагает он.
«В случае, если война продлится еще годы, рано или поздно наступит истощение сторон – военное, политическое, информационное. И общество станет более склонно к заключению подобного рода компромисса. Тем более, что этот компромисс не предусматривает отказ Украины от территорий – он просто предусматривает вынесение этого вопроса за рамки диалога.
Мне кажется, что более реалистичный сценарий для Украины сегодня - это перемирие, при котором боевые действия останавливаются хотя бы на некоторое время, Украина не признает какой-либо статус за оккупированными территориями, но не ведет больше активных боевых действий по их освобождению, в то же время получает гарантии безопасности и членство в ЕС и, менее вероятно, в НАТО - как элемент компенсации потерь и послевоенного восстановления Украины. Россия получает какие-то договоренности на более высоком политическом уровне. И ситуация замораживается до смены руководства сторон по Карабахскому сценарию, до 44-дневной войны. Потенциально, со временем, это перемирие может стать более стабильным миром, как это случилось в ситуации с двумя частями Кореи или Японии и СССР. Или через какое-то время война вспыхнет с новой силой.
Очень важно понимать, что война в Украине это такая себе «матрёшка». Она имеет несколько уровней. Уровень геополитический – это противостояние России с Западом и конкуренция между США и Китаем. Внутренний, региональный уровень – российско-украинская война. И это еще в какой-то мере следствие продолжающегося распада Советского Союза. Он идет внутри и российского, и украинского обществ, порождая противостояние либеральных и консервативных, имперских и космополитичных элит внутри наших обществ.
Поэтому, чтобы полноценно завершить эту войну, необходимы синхронные и эффективные действия сразу на всех этих трех уровнях. Потому что, если один уровень будет упущен, любые договоренности не будут реализованы. Случится ситуация, которая существовала в Украине с 2014-го по 2022 год, когда были подписаны, ратифицированы и даже поддержаны Советом безопасности ООН Минские соглашения, но они так и не были реализованы, поскольку не охватывали все эти три уровня противостояния, и многие стороны, которые остались за кулисами, продолжали ломать и разрушать эту переговорную площадку. Крайне важно решить вопрос безопасности для всех участников войны. Также крайне важно решить вопрос экономического восстановления и вообще экономических отношений между сторонами после войны. И эти два блока вопросов будут решающими, если мы захотим заключить именно политическое соглашение о полноценном мире», - считает Бортник.
В свою очередь, украинский историк, кандидат наук Олег Купчик принципиально не согласен с Арестовичем.
«Захваченные российскими войсками украинские земли являются неотъемлемой частью Украины. В ООН эти земли обозначены как территория Украины. Другое видение противоречит украинскому законодательству и международному праву. Последнее же содержит принцип нерушимости границ, который является залогом мирного сосуществования государств. Этот принцип был преступно нарушен РФ по отношению к Украине еще в 2014 году и связан с российским вооруженным захватом Крыма и отдельных частей Донецкой и Луганской областей.
Поэтому у захваченных российскими войсками украинских земель статус оккупированных территорий. И политическое разрешение российско-украинской войны может состоять только из вывода российских войск с территории Украины, подписания мирного договора, согласно которому подлежат наказанию россияне, виновные в военных преступлениях и преступлениях против человечности, а также должна состояться выплата российской стороной репараций Украине. Другого способа политического разрешения российско-украинской войны не существует», - считает Купчик.
Как показывает опыт, умиротворение агрессора лишь поощряет его к дальнейшей агрессии, напоминает он.
«Пример этому - начавшееся в 2022 году российское полномасштабное военное вторжение в Украину. Поэтому надо думать о еще большем усилении санкций против РФ и о предоставлении Украине большего количества оружия, в частности, современных систем ПВО, самолетов F-16 и ракет большего радиуса действия», - говорит он.
Для него очевидно, что лишь военное поражение России позволит Украине восстановить территориальную целостность и быть принятой в НАТО, а европейским странам дальше жить беспечно.
«Сегодня уже известно, что в 2022 году «территориальные аппетиты» российского агрессора выходили далеко за территорию Украины и были связаны с оккупацией других стран Восточной Европы.
Более того, умиротворение российского агрессора (да еще и за счет жертвы), не только не будет принято украинским обществом, но в дальнейшем несомненно приведет к возобновлению захватнической политики РФ не только в Украине, но и в Европе. Но в следующий раз Россия подготовится уже лучше», - заключил Купчик.
Caliber.Az