Сбылся февральско-мартовский прогноз. Какой теперь смысл во взятии и обороне Ракки? В чем смысл «переезда» в Дэйр-эз-Зор?
В конце февраля, первой половине марта сделал прогноз, что ИГИЛ не даст Вашингтону возможность получить лавры завоевателя своей столицы, то есть сирийского города Ракка. Ранее ИГИЛ на дало сражения турецким войскам и лояльным к ним сирийским отрядам возле городка Дабик, где, согласно пророчествам, должна была произойти решающая битва последней войны перед Днём Суда. Также, прогнозировал, что, возможно, силы во главе с США войдут в город, который не обороняют. Либо ИГИЛ будет оказывать сопротивление только на начальном этапе, а потом город окажется вдруг «пустым».
И вот, основная часть прогноза подтвердилась: ИГИЛ перенёсло свою столицу из Ракки в сирийский Дэйр-эз-Зор, что в 140 км к юго-востоку. Там рядом ещё находится небольшой осаждённый гарнизон правительственных войск Сирии, то есть войск Б.Асада.
Что дальше с Раккой?
Игиловцы её будут оборонять «малыми силами», как сейчас обороняют Мосул. То есть, упорно, до конца. Потому что Ракка – больше не столица, а обычный город.
Использование против коалиции во главе США такого «надёжного средства» как «живые щиты», показало свою эффективность в Мосуле. ИГИЛ не считает с человеческими жизнями, а США – всё так же будут следовать принципам гуманизма.
США не получат важно символа в виде взятия столицы ИГИЛ. Её в общем-то можно был бы интерпретировать и как победу над всем ИГИЛ, после которой победитель добивает оставшиеся разрозненные группы, которые не всегда оказывают сопротивление. Но это пока отодвигается до времени, когда наступит очередь битвы за Дэйр-эз-Зор.
Перенеся столицу из Ракки, лидеры ИГИЛ пока обезопасили себя от разгрома, и соответственно – от обвинения, что они – самозванцы, а не те, о ком говорится в пророчествах.
После падения Ракки весь северо-восток Сирии, где курды составляют большой процент населения, будет свободен от ИГИЛ. И более остро встанет вопрос о том, что дальше? Автономия, федерация, конфедерация? Должны ли курды участвовать в битве за Дэйр-эз-Зор, и какова будет для «цена» такого участия, какова будет «плата» от США?
Почему столица в Дэйр-эз-Зор?
Во-первых, это не маленький город. Из всех городов, которые контролируются ИГИЛ, - самый большой, известный. Имеет хорошее стратегическое расположение.
Во-вторых, Дэйр-эз-Зор имеет хорошие шансы стать «яблоком раздора». В отличие от Ракки, есть высокая вероятность, что там встретятся наземные силы коалиции, возглавляемой США, и войска Б.Асада с его союзниками. В одной точке на карте могут сойтись США, РФ, Асад, Иран, ливанская «Хезболла», сирийская антиасадовская оппозиция и курды.
Будут ли они соревноваться за право осадить и захватить столицу ИГИЛ, или же договорятся о совместном штурме? В этом есть много самых разных по силе и направленности политических аспектов для всех участников сирийской войны.
На окраине Дэйр-эз-Зор уже есть осаждённый гарнизон сирийской армии. В сторону этого гарнизона от Пальмиры пробиваются основные силы. Даже если они не дойдут до Дэйр-эз-Зор раньше, чем силы американской коалиции, то уже сложится пикантная ситуация.
Кроме того, для курдских Отрядов народной самообороны актуализируется вопрос относительно того, целесообразно ли им отправлять свои отряды к Дэйр-эз-Зор, ослабляя защиту своих территорий на северо-востоке. А вдруг Эрдоган решит провести военную операцию ещё восточнее реки Евфрат – «Щит Евфрата -2»?
И ещё – ранее упомянутая «цена вопроса» относительно участия в битве за Дэйр-эз-Зор. Включая возможный развал арабско-курдской коалиции из-за вопроса курдской автономии. Потому что такая автономия может превратить Сирийскую арабскую республику просто в Сирийскую республику.
Однозначно, что для Дэйр-эз-Зор тоже настанет время осады и падения. И лидерам ИГИЛ придётся снова куда-то переносить свою столицу, либо рассеяться и вести подпольную борьбу. Но ИГИЛ без территории – это не то, что предсказано в пророчествах. Хотя, не побеждённый ИГИЛ (хоть и без территории) – это не конец его истории.
Владимир Воля