26 октября эксперты Украинского института анализа и менеджмента политики провели пресс-конференцию на тему «Реформа дерегуляции: причины, ход, последствия» в информационном агентстве УНИАН. В ходе мероприятия было представлено исследование № 5 «Реформа дерегуляции» из цикла «Цена реформ».
Представляя исследование, политологДаниил Богатырёв отметил, что идущая с 2015 года реформа дерегуляции является одной из наиболее масштабных реформи затрагивает такие сферы как законодательное регулирование ведения бизнеса, формирование инвестиционного климата, регистрация прав собственности на недвижимое имущество, цены на социально значимые продукты питания, и основы безопасности жизнедеятельности человека в обществе.
По словам эксперта, сокращение количества контролирующих функций и мораторий на проверки подтолкнули бизнес к экономии на качестве продукции и безопасности. В частности, Д. Богатырёв привёл статистические данные, согласно которым, в октябре 2016 г. 40% продукции на полках украинских магазинов составлял контрафакт. Кроме того, политолог отметил отрицательную динамику выполнения планов дерегуляции на 2015 – 2016 и 2016 – 2017 гг. Второй из них был выполнен менее, чем на половину. О неудовлетворительных итогах реформы дерегуляции, по словам эксперта, говорят и низкие места Украины в международных рейтингах. Так, в рейтинге конкурентоспособности в цифровой среде Украина занимает 58 место из 63, а согласно рейтингу «BureaucracyIndex 2018», количество бюрократических процедур, необходимых для оформления сотрудника в нашей стране на 31% превышает средний показатель.
В завершение, Даниил Богатырёв отметил, что на реформу дерегуляции было потрачено 4 года и несколько десятков миллиардов гривен,а её результатами стали увеличение количества фальсификата на полках магазинов, рост цен на некоторые товарные позиции до 200% и миллиардные потери от рейдерства.
Следующим слово взял директор УИАМПРуслан Бортник. Он отметил, что конец избирательного цикла – хороший момент для того, чтобы подвести итоги идущих реформ. Эксперт анонсировал издание Украинским институтом анализа и менеджмента политики сборника исследований «Цена реформ», который может пригодиться политикам при составлении предвыборных программ.
«В отличие от других исследованных реформ, которые касаются лишь отдельных групп граждан и лишь время от времени, реформа дерегуляции касается каждого» - отметил Р. Бортник. По словам эксперта, эта реформа, безусловно, была нужна нашей стране, но проводить её следовало иначе. Руслан Бортник заявил, что применённая модель дерегуляции могла бы сработать в странах, где есть сформированный конкурентный рынок, а в Украине она привела лишь с формированию «бандитского» рынка.
Кроме того, по мнению директора УИАМП, нельзя было проводить дерегуляцию в тех сферах экономики, где существуют естественные монополии, наподобие «Нафтогаза» и «Укрзализныци».
Далее с оценкой реформы дерегуляции выступил политический консультант Николай Спиридонов. Он напомнил свои прогнозы 2016 года, относительно того, что дерегуляция цен на продукты питания приведёт к повышению цен на социально-значимые товарные позиции. Эксперт напомнил, что по оценкам ООН, 60% населения Украины живёт за чертой бедности (то есть, существует меньше чем на 5 долларов в день).
По мнению Николая Спиридонова, дерегуляция была бы уместна в сфере упрощения налогового бремени и процедуры оформления сотрудников для предпринимателей. Что же касается дерегуляции цен на продукты и перевозки, она показала отрицательный результат. Эксперт отметил, что необходимо выработать базовый пакет продуктов, цены на которые контролируются государством, и сохранять эту практику до тех пор, пока уровень жизни населения Украины не возрастёт.
Продолжая обсуждение исследования, экономический эксперт Юрий Гаврилечко обратил внимание на то, что его временные рамки могут быть расширены, так как Украина начала проводить дерегуляцию ещё во время переговоров о вступлении в ВТО. Тогда наша страна взяла на себя обязательства по отказу от массы советских ГОСТов, полагая, что на её рынок зайдут западные инвесторы, намеренные вложить средства в перерабатывающую промышленность.
«Однако выбранный инструмент не отвечал целям и задачам, в результате чего, вместо притока инвестиций в Украину хлынул поток товаров, причём – самых некондиционных, которые не продавались в Европе из-за несоответствия тамошним стандартам» - констатировал эксперт.
Он также обратил внимание на то, что за время независимости, все проведённые реформы были «вещами в себе», вместо того, чтобы быть встроенными в единую систему. Реформа дерегуляции, по мнению Ю. Гаврилечко, не стала исключением. «Прежде, чем проводить дерегуляцию, необходимо было провести демонополизацию» - заключил он.
В продолжение дискуссии, политтехнолог и социолог Сергей Нуждин отметил, что реформа дерегуляции пока проходит незамеченной для общества. По его словам, оно заметит последствия данной реформы лишь через 5 – 10 лет, когда существенно снизится качество предоставляемых услуг.
«Проблема рейдерских захватов не исчезла. Она снижает позиции Украины в мировых рейтингах. Открыть бизнес стало проще, а вот защитить его невозможно» - заявил эксперт.
Обсуждая тему дерегуляции, политолог Владимир Воля отметил, что данная реформа не придёт к своему логическому завершению до тех пор, пока в Украине не будет создана независимая судебная система. Он также заострил внимание на росте числа рейдерских захватов в сельскохозяйственном секторе, который может быть результатом несовершенства законодательной базы.
«Дерегуляция не всегда положительно отражается на здоровье нации. Согласно последним сообщениям, треть молочной продукции не отвечает стандартам и является подделкой» - заявил Владимир Воля. По его словам, нельзя отказываться от государственной регуляции в тех сферах, которые непосредственно касаются здоровья нации.
Политолог Владислав Дзвидзинский отметил, что при осуществлении перехода контроля государства над различными областями жизнедеятельности его граждан от командно-административной к рыночной модели, в Украине не был учтён положительный иностранный опыт.
«Речь идёт о независимых судах, о законодательной базе. Когда Кабмин объявил начало процесса дерегуляции, он не учёл того, что у нас законодательное поле не выполняет тех контрольных функций, которые возложены на него в других государствах. Необходимо, чтобы закон чётко определял рамки, в которых могут работать товаропроизводители» - подытожил эксперт.
В продолжение дискуссии, политолог Александра Решмедиловаконстатировала, что реформа дерегуляции затрагивает очень широкий круг вопросов и заострила внимание на положении частных предпринимателей.
«Бизнес в Украине – ещё тот челлендж. Государство не содействует предпринимателям. Если бизнес приносит прибыль своему владельцу, рано или поздно, за ним придут. Не имеет значение, что будет написано на куртках бойцов «маски-шоу». Таким образом, государственные институции давят на предпринимателей, отбирая наиболее лакомые куски» - заявила А. Решмедилова.
Она также отметила, что, исходя из показателей бюджета-2019, в Украине выстраивается силовое, полицейское государство.
Политический аналитик Денис Гаевский в своём выступлении заявил, что: - «Если целью реформы было выдавить людей в эмиграцию за рубеж, то она была достигнута».
Кроме того, он заострил внимание на нелепых инициативах об отмене всех законов и постановлений, принятых в советскую эпоху. По словам эксперта, в случае воплощения подобных идей, недействительным может быть признан жилищный кодекс и многие другие нормативные акты, что, впоследствии, приведёт к появлению нового благодатного поля для коррупции.
В качестве итога, политолог Владислав Дзвидзинский констатировал то, что по сравнению с 2014 – 2015 годами процесс дерегуляции идёт на спад, и политики начали о нём забывать. Поблагодарив всех экспертов, зрителей и слушателей, он завершил презентацию.