Гарантии безопасности для Украины, какие возможности обсуждают страны-союзники.

В настоящее время страны-союзники активизировали дискуссию в отношении возможных гарантий безопасности для Украины. Скромный прогресс украинского контрнаступления и последствия неудавшегося мятежа ЧВК «Вагнер» в России заставляют переосмыслить, какой уровень поддержки требуется Украине.

Financial Times (FT) со ссылкой на дипломатические источники ЕС сообщает, что Евросоюз (на Саммите лидеров ЕС) готовится предложить Украине «будущие обязательства в области безопасности», поскольку лидеры блока стремятся согласовать долгосрочные обязательства для Украины.

Франция и Германия, наряду с Великобританией и США, возглавили усилия по согласованию двусторонних соглашений о безопасности, чтобы предоставить Украине долгосрочное финансирование, военные поставки, обучение и разведданные, чтобы помочь ей отразить полномасштабное вторжение РФ и защитить от будущей агрессии.

В проекте заявления лидеров, с которым ознакомилась Financial Times, говорится, что ЕС и его государства-члены «готовы вместе с партнёрами внести свой вклад в будущие обязательства в области безопасности перед Украиной, что поможет Украине защищаться в долгосрочной перспективе, сдерживать акты агрессии и сопротивляться дестабилизирующим усилиям».

В нем добавляется, что работа будет заключаться в том, чтобы «быстро рассмотреть условия такого вклада», принимая во внимание «политику безопасности и обороны некоторых государств-членов», имея в виду нейтральные страны. Текст может быть изменён до его принятия.

Несмотря на то, что это далеко не та взаимная оборона, которую принесёт членство в НАТО, эти обещания призваны обеспечить некоторую временную меру, чтобы успокоить Киев и вселить в него уверенность в постоянной поддержке Запада.

Но даже это встретило сопротивление со стороны Ирландии, Мальты и Австрии, нейтральных государств блока, по словам официальных лиц, проинформированных об обсуждениях, они хотят ясности в отношении того, что повлекут за собой такие «обязательства». Также некоторые государства-члены заявили, что идея «обязательств» определена очень расплывчато, и запросили более формальную схему у внешнеполитического подразделения ЕС.

Тяжёлое, но медленное продвижение украинских войск на фронте против сильно укреплённых российских позиций на оккупированном юго-востоке Украины развеяло в некоторых столицах надежды на быстрый прорыв на поле боя, который мог бы привести к мирным переговорам. В то же время мятеж российского военачальника Евгения Пригожина против высшего руководства страны поднял вопросы о единстве российских вооружённых сил и о том, как Украине лучше всего это использовать.

В НАТО заявляют, что внимательно наблюдает за войной в Украине. Следующий этап противостояния может быть долгим и трудным, но Альянс продолжит делать все возможное, чтобы помочь Украине выиграть ее экзистенциальную борьбу.

Не исключено, что подобный договор и будет зафиксирован между Украиной и несколькими странами. То, о чем пишет Financial Times напоминает концепцию системы международных гарантий безопасности для Украины, предложенную в сентябре 2022года главой Офиса Президента совместно с бывшим генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном.

Ранее УИП проводил детальный анализ этих предложений, также в июле 2022г мы направляли в Офис Президента свою концепцию по гарантиям безопасности.

В частности, в проекте безопасности Офиса Президента, как и в предложенном варианте УИП отмечено, что гарантии безопасности должны быть политически и юридически обязательными для выполнения; кроме военной помощи, договор должен содержать механизмы финансовой, гуманитарной помощи, их объем; санкционную политику в отношении агрессора; стороны должны проводить консультации превентивного характера: регулярные межправительственные форумы/совещания; договор должен содержать чёткий ответ не только для вооруженной агрессии, но и гибридной интервенции, кибератак и т.п.;

В то же время в отличии от нашего варианта в предложенном документе Офиса Президента речь не идет о том, что нападение на Украину должно трактоваться как нападение на страны-гаранторы безопасности, суверенитета и территориальной целостности и автоматическое объявление войны им. В предложенных гарантиях безопасности нет автоматических механизмов предоставления Украине войск или военной помощи в случае агрессии, ничего не говорится о режиме обеспечения ядерной безопасности («зонтики») в случае применения такого оружия против Украины или угрозы ядерным объектам на территории Украины.

Если западными партнёрами за основу будет взят предложенный план гарантий безопасности А. Ермака – А.Расмуссена. Речь будет идти скорее о милитаризации Украины и её углублённом сотрудничестве с НАТО без отказа от будущего вступления в Альянс, но после войны.

Но тонкость вопроса в том, что этот договор, о котором говорят сейчас союзники, на самом деле не про гарантии безопасности для Украины. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы создать условия, при которых Украина будет способна защитить себя сама, но речь не идёт о совместной обороне. При этом набор санкций, сроки поставки и объем помощи не определены.

И если Украина подпишет такой договор, это будет означать, что страна больше не претендует на внешние иностранные военные гарантии безопасности. И скорее всего это не выбор самой Украины и Офиса Президента, а настойчивая просьба западных партнёров, которые на большее сегодня в отношении Украины не готовы идти.

 

Руслан Бортник и Оксана Красовская

для Украинского Института политики