1. Внутренняя политика
1.1 В Хабаровске прошли массовые протесты после задержания местного губернатора
1.2 Секс-скандал может существенно повлиять на дальнейшие перспективы либеральной оппозиции в России
2. Внешняя политика
2.1 Белорусские власти стремятся обвинить Россию во вмешательстве в избирательную кампанию
3. Экономика
3.1 Потанин и Дерипаска усилили борьбу за «Норникель»
1. Внутренняя политика
1.1 В Хабаровске прошли массовые протесты после задержания местного губернатора
На прошедшей неделе в Хабаровске прошли массовые акции протеста, вызванные задержанием губернатора региона Сергея Фургала. Напомним, в конце прошлой недели Фургал был задержан сотрудниками ФСБ и доставлен в Москву. Его обвиняют в организации заказных убийств в середине 2000-х.
В 600-тысячном городе на акции протеста вышло до 30 тысяч человек, что, к примеру, в рамках Киева, равносильно протесту 150 тысяч человек. Митингующие скандировали потенциально довольно опасные лозунги: «Это наш край!», «Мы здесь, власть!», «Свободу Фургалу!» и «Уходи, Москва!». И хотя к настоящему времени протест за отсутствием организаторов сошёл на нет, и не оказал никакого влияния на ход дела Фургала, сам факт его весьма показателен.
Во-первых, впервые местные жители так сильно отреагировали на задержание их губернатора. Ранее местные власти находились в несколько отстранённом от населения положении и регулярные аресты и посадки мэров и губернаторов на ситуации в регионах никак не сказывались. В Хабаровске же жители начали массово активно протестовать против задержания их губернатора. Это создаёт для власти дополнительные вызовы в части дальнейшего влияния на элиты в регионах.
Сам Фургал хотя и имеет определённую популярность в Хабаровске, однако вряд ли его можно назвать сколько-нибудь выдающимся управленцем. Протесты значимы скорее как выражение недовольства населения в связи с попыткой федерального центра из далёкой Москвы навязывать свою волю регионам, что является традиционным вызовом для такой большой страны, как Россия.
В этой связи можно прогнозировать, что хотя протест из-за снятия Фургала практически наверняка закончится ничем, в дальнейшем Кремль будет внимательнее подходить к вопросу взаимодействия с региональными элитами. В свою очередь это приведёт либо к нарастанию напряжённости на местах, или к укреплению федерализма и более эффективному распределению полномочий между центром и регионами, что будет скорее выгодно для России.
1.2 Секс-скандал может существенно повлиять на дальнейшие перспективы либеральной оппозиции в России
В среде российской либеральной оппозиции произошёл громкий секс-скандал, способный существенным образом сказаться на её политическом будущем. Ряд журналистов МБХ-медиа, финансируемого беглым олигархом Михаилом Ходорковским оппозиционного СМИ, а также ряд бывших сотрудников издания, были обвинены в грубом отношении к женщинам, моральном давлении, запугиваниях, избиениях и изнасилованиях, в том числе групповых.
Скандал начался после откровений в Твиттере одной из жертв, к которой подключились другие девушки. В избиениях и изнасилованиях были обвинены шеф-редактор МБХ-медиа Сергей Простаков, фоторедактор издания Андрей Золотов, главред самиздата moloko plus и спецкор сайта «Такие дела» Павел Никулин, глава интернет-проектов Сбербанка Сергей Миненко и СММ-менеджер Сбербанка Руслан Гафаров (ранее работавшие в МБХ-медиа). Отдельно в приставаниях и изнасилованиях мужчин был обвинён ведущий оппозиционного телеканала Павел Лобков.
В результате скандала Простаков сложил с себя полномочия шеф-редактора, а сотрудники Сбербанка были отстранены от работы на время проведения расследования. Данный скандал характерен не столько потому, что обнажил грязное бельё либерально-оппозиционной группы, сколько потому, что либеральные журналисты долгие годы были активными поборниками соблюдения прав человека, в публичной плоскости боролись с харрасментом и публично обличали правящие круги за грубое отношение к женщинам.
Как следствие подобного лицемерия и двойных стандартов по позициям либеральных оппозиционеров был нанесён довольно серьёзный удар. В результате протестное движение с большой долей вероятности будет и далее атомизироваться, а его лидеры явно не смогут в ближайшее время выступать с позиции моральных авторитетов и отстаивать столь популярные в настоящее время на Западе профеминистские идеи.
2. Внешняя политика
2.1 Белорусские власти стремятся обвинить Россию во вмешательстве в избирательную кампанию
В Белоруссии, в которой в настоящее время проводится президентская избирательная кампания, всё активнее звучат обвинения в адрес России в связи с возможным вмешательством в ход выборов.
Так, в эфире белорусского государственного телеканала «Беларусь 1» был показан фильм о так называемом деле «Белгазпромбанка». В фильме высказывались обвинения, что через банк проводилось отмывание денег, в чём открыто обвинялись руководители белорусского «Газпрома», руководство Центробанка и замминистра финансов Андрея Круглова, а также ряд российских частных лиц из так называемого «панамского досье». Также утверждается, что часть этих денег была пущена на финансирование протестов белорусской оппозиции, активизировавшиеся в последнее время.
На этом фоне неоднократные заявления белорусского президента Александра Лукашенко о постоянном иностранном вмешательстве в избирательную кампанию и готовность до конца отстаивать белорусский суверенитет являются вполне недвусмысленным выпадом в сторону России.
Вместе с тем сама Россия устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова отрицает своё вмешательство во внутренние дела Белоруссии и, вопреки стереотипам, это действительно может быть правдой. Оппозиция в Белоруссии за годы правления Лукашенко зачищена, националисты массовой поддержкой граждан не пользуются. Равно как и сам бессменный белорусский президент имеет весьма незначительную поддержку, что объясняется низким уровнем социально-экономического развития республики, застоем в общественно-политической жизни и усталостью от Лукашенко.
Как следствие можно предположить, что Москва попросту выжидает, покуда белорусский президент сам не капитулирует и не согласится на все требования России в части развития интеграционных процессов. В условиях ослабления общественной поддержки внутри страны и невозможности по примеру Украины уйти на Запад, сценарий принятия Лукашенко российских условий кажется довольно вероятным в среднесрочной перспективе.
3. Экономика
3.1 Потанин и Дерипаска усилили борьбу за «Норникель»
«Норникель» продолжает оставаться в центре корпоративного скандала между двумя крупнейшими российскими олигархами, Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской.
Напомним, месяц назад на предприятии произошла утечка топлива, спровоцировавшая экологическую катастрофу в регионе, а сотрудники завода были пойманы на сливе опасных отходов в реки. В результате, Роспотребнадзор выписал «Норникелю» штраф в размере 148 млрд рублей (около $2 млрд) в качестве компенсации за причинённый экологии ущерб. «Норникель», находящийся в и без того тяжёлом положении на фоне спада экономики из-за коронавируса, признал справедливым штраф лишь в 10 млрд рублей и пообещал судиться с регулятором.
Ключевой же точкой, вокруг которой схлестнулись интересы олигархов, является выплата «Норникелем» дивидендов за 2019 год и существующая структура собственности предприятием. 30,4% акций принадлежит Потанину, 27,8% — РУСАЛу Дерипаски. На фоне мирового спада и падения цен на алюминий эксперты Bloomberg прогнозируют падение валютной прибыли РУСАЛа на 46%. При этом долг компании составляет $3,8 млрд.
При выплате дивидендов по старой схеме, РУСАЛ получил бы $270 млн, что позволило бы стабилизировать ситуацию. Однако основной акционер Потанин предложил в этом году резко ограничить выплаты дивидендов и пустить все средства на компенсацию ущерба и модернизацию производства. В этом случае РУСАЛу грозит кассовый разрыв, который непонятно как компания сможет покрыть. Как следствие РУСАЛ Дерипаски выступил с инициативой о смене потанинского руководства и выборе нового менеджмента, а также пересмотре дивидендной политики компании.
В настоящее время наиболее вероятным кажется приход сторон к некоему компромиссу, позволяющего обоим сторонам прийти к взаимовыгодному решению. Тем не менее, опасность нового витка корпоративной войны за «Норникель» исключать, что наверняка негативно скажется на всей металлургической отрасли.