В Украине продлен режим военного положения и всеобщей мобилизации.
16 апреля 2025 года Верховная Рада Украины на пленарном заседании поддержала инициативу Президента Украины Владимира Зеленского о продлении правового режима военного положения и всеобщей мобилизации. Соответствующие законопроекты №13172 и №13173, поданные главой государства, были включены в повестку дня и приняты в целом.
Законопроект №13172 — «О продлении срока действия военного положения в Украине» был поддержан 357 народными депутатами Украины.
Законопроект №13173 — «О продлении срока действия общей мобилизации» получил поддержку 346 народных депутатов Украины.
Против обоих решений выступил только один народный депутат — Алексей Гончаренко, представитель фракции «Европейская солидарность».
Это уже 15-е продление режима военного положения и общей мобилизации с момента их введения в феврале 2022 года. В соответствии с принятыми законами, действие военного положения и мобилизационных мероприятий продлено ещё на 90 суток — до 6 августа 2025 года включительно.
Законы вступят в силу после их официального подписания Президентом Украины и опубликования в официальных источниках.
В то же время это голосование в Верховной Раде стало важным сигналом новой Администрации США о сохраняющейся политической устойчивости Владимира Зеленского, а также о его способности контролировать внутренние парламентские процессы — даже на фоне растущего давления со стороны международных партнёров.
Голосование за продление военного положения в Парламенте показало высокую степень консолидированности действующей власти. Поддержка инициативы главы государства абсолютным большинством голосов свидетельствует о том, что внутри страны пока сохраняется прочный политический контроль и действенная вертикаль принятия решений со стороны Офиса Президента.
С учётом особенностей украинского законодательства и избирательного процесса, реализация выборов в 2025 году уже становится крайне затруднительной. Минимально возможные сроки:
- 90 дней для парламентских выборов — это означает старт кампании в начале ноября 2025 года;
- 120 дней для президентских выборов — с началом в декабре 2025 года.
Ранее представители украинской власти заявляли, что подготовка к выборам может потребовать до 6 месяцев, что фактически исключает их проведение в 2025 году при сохранении режима военного положения.
То есть с большей долей вероятности выборы в этом году в Украине по формуле Президента США Д. Трампа (остановка боевых действий, выборы в Украине, подписание мирного соглашения) уже не состоятся.
Таким образом, продление военного положения в Украине на полный срок в текущей политико-дипломатической обстановке может интерпретироваться как демонстративный курс власти на отказ от проведения выборов в 2025 году. Это решение прямо расходится с позицией Администрации Президента США Дональда Трампа.
Ситуация вокруг мирных переговоров о завершении войны в Украине.
Несмотря на дипломатическую активность США, процесс завершения войны в Украине демонстрирует признаки стратегического тупика. Ни Украина, ни РФ не проявляют реальной готовности к взаимным компромиссам.
Публичный оптимизм Вашингтона, представленный в заявлениях Президента США Д. Трампа и его спецпредставителя С.Уиткоффа пока не подтверждён конкретными договорённостями и результатами. Формально переговорный процесс продолжается, однако его содержательная часть остаётся крайне ограниченной.
Фактически инициатива Президента США Дональда Трампа по запуску переговорного трека сталкивается с нарастающим сопротивлением обеих сторон, что вызывает его личное раздражение, в связи с чем наблюдается ужесточение риторики новой Администрации США в отношении как украинского, так и российского руководства. Так во время брифинга в Белом Доме Президент США Дональд Трамп открыто обвинил в развязывании войны всех ключевых участников, включая экс-президента США Д. Байдена и президентов Украины и России: «Эта война не должна была начаться. И Байден мог её остановить. И Зеленский мог её остановить. И Путин не должен был её начинать. Виноваты все».
Отдельно Д.Трамп прокомментировал действия Президента Украины Владимира Зеленского, подчеркнув, что тот изначально рассчитывал на внешнюю военную помощь: «Зеленский всегда ищет возможность купить ракеты. Когда начинаешь войну, нужно быть уверенным, что сможешь её выиграть. Особенно войну против того, кто в двадцать раз больше тебя. А затем надеешься, что тебе просто дадут немного ракет».
Также Д.Трамп пояснил, что под «ошибкой», о которой он говорил в контексте ударов по г.Сумам, он имел в виду сам факт начала войны: «Ошибка — это допустить эту войну. Не знаю, компетентен ли Зеленский. У нас была очень жёсткая сессия с этим парнем — он всё просил больше и больше». Ранее заявление Президента США Д.Трампа о «ужасе» в связи с российским ударом по Сумам прозвучало расплывчато и без конкретики. «Это ужасно, мне сказали, что они совершили ошибку…» — так прокомментировал Президент США удар по г. Сумы, при этом он не упомянул и не обвинил РФ напрямую. Такой «мягкий» подход Д. Трампа связан с тем, что он не хотел повредить и без того сложному процессу переговоров по Украине с РФ. В частности, вполне возможно, что в Украине во многом рассчитывали на то, что трагедия в г.Сумах могла создать эффект «новой Бучи» как внутри страны, так и среди мирового сообщества, послужив формальным поводом для отказа от переговоров с РФ, как это было во время Стамбульского мирного формата в апреле 2022 года. Но Д. Трамп дал понять, что эта трагедия не станет поводом для сворачивания переговоров с РФ.
Параллельно с ухудшением атмосферы в диалоге с Киевом, переговоры США с Российской Федерацией также демонстрируют отсутствие практических результатов. Несмотря на визит главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева в США и поездку спецпредставителя Президента США Стивена Уиткоффа в Москву, никаких ощутимых договорённостей достигнуто не было.
11 апреля Стивен Уиткофф, спецпредставитель президента США, прибыл в Москву и провёл переговоры спрезидентом РФ Владимиром Путиным, в присутствии помощника президента РФ Юрия Ушакова и главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева. Это была третья встреча с начала года. Переговоры длились более 4 часов.
По словам С.Уиткоффа, «стороны достигли понимания» и «на горизонте появилась мирная сделка»: «Это касается так называемых пяти территорий (вероятно, имеется ввиду – Крым, Запорожская, Херсонская, Донецкая и Луганская области), но на самом деле речь о гораздо большем: протоколы безопасности, статья 5 НАТО, гарантии. Партнёрство создаёт стабильность».
Он также выразил уверенность, что «мир возможен», а «американо-российские отношения можно перезапустить через коммерческое взаимодействие».
Но расхождения сохраняются. Несмотря на оптимизм С.Уиткоффа, в России пока не подтверждают близость соглашения. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
«Пока нет чётких очертаний соглашения, но есть политическая воля двигаться в этом направлении».
Глава МИД РФ Сергей Лавров также сообщил, что «ключевые параметры соглашения не согласованы».
В Украине особое беспокойство вызвало упоминание «пяти территорий». Зеленский уже отреагировал:
«Это вопросы вне компетенции господина Уиткоффа. Признание захваченных территорий — красная линия для Украины».
Каждый раунд переговоров сводится к попыткам Москвы вывести из-под санкций очередной банк или корпорацию в обмен на шаг навстречу. Создаётся впечатление, что Россия ищет лишь способ «пробить брешь» в санкционной политике. При этом Кремль даже отказывается обсуждать вопрос ядерного сдерживания, считая, что именно в этой сфере у него остаётся стратегическое преимущество.
По сути, российская позиция сводится к следующему: любые уступки возможны только в обмен на стратегические уступки со стороны США. США раздражает подобная тактика.
Отдельно стоит отметить, что с украинской стороны усиливаются признаки и проявления публичного недовольства Президентом США Д. Трампом и его моделью переговоров с РФ. Несмотря на ранее продемонстрированную готовность к частичным уступкам в обмен на сохранение американской помощи, риторика Киева становится всё более жёсткой. Украина по-прежнему требует от США не просто поддержки, а принципиальной позиции в отношении суверенитета и безопасности.
Высказывания С.Уиткоффа вызвали резкую реакцию представителей украинской власти. Президент В. Зеленский заявил, что С.Уиткофф «обсуждает вопросы вне своей компетенции» и подчеркнул, что признание оккупированных территорий неприемлемо: «Для Украины это красные линии».
Глава комитета по международным делам Верховной Рады Александр Мережко (Слуга народа) назвал заявления Трампа "абсурдными" и "российской пропагандой":
«Это всё равно что сказать, что 11 сентября было просто "ошибкой" Аль-Каиды». А депутат Марьяна Безуглая призвала к разрыву дипломатических отношений с США.
Ранее Президент Украины В.Зеленский дал большое интервью телеканалу CBS News в программе «60 минут» (с которой у Д.Трампа давний конфликт и судебный иск), он открыто занял жёсткую и недвусмысленную позицию, в отношении мирных переговоров, заявив, что РФ является агрессором, а Украина — жертвой. Он раскритиковал стремление Администрации США сохранять нейтралитет и указал на доминирование российских нарративов в американском политическом дискурсе. После выхода интервью Трамп резко раскритиковал канал CBS News и призвал лишить передачу лицензии.
Показателем того, будет ли украинская власть в конечном итоге все же действовать в фарватере новой Администрации Д. Трампа — это состоится или не состоится подписание сделки по использованию природных ресурсов, которая в настоящий момент затормозилась. Представители Украины, включая премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля и министра финансов Сергея Марченко, прибудут в Вашингтон 25 апреля для продолжения переговоров.
Торможение заключения соглашения по природным ресурсам мешает США двигаться вперёд в вопросе мирных переговоров. Несмотря на экономическую форму, документ носит геополитический характер — он фиксирует Украину в западной орбите, а США предоставляет аргументы в диалоге с Россией. Вашингтон выстраивает модель, в которой Украина становится экономически зависимой, но политически управляемой территорией в сфере влияния Запада.
Для США подписание этого соглашения — необходимое условие начала основного раунда переговоров между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным. Оно позволяет продемонстрировать американскому обществу, что помощь Украине начала «возвращаться», а Москве — показать зафиксированные геополитические границы.
Без подписанного документа США не готовы выходить на прямые переговоры с Кремлём. Сделка также укрепит контроль Вашингтона над Киевом и значительно сократит внешнеполитическую самостоятельность Владимира Зеленского, усилив зависимость от США, а также приведёт к внутриполитическому ослаблению его позиций.
Несмотря на попытки Украины пересмотреть условия, вероятность подписания соглашения остаётся высокой.
Отставка посла США в Украине Бриджит Бринк как часть более широкой переориентации Украины на новую администрацию Дональда Трампа.
Отставка посла США в Украине Бриджит Бринк в апреле 2025 года стала результатом нарастающих разногласий с администрацией президента Дональда Трампа и ухудшения отношений с Офисом Президента Украины Владимира Зеленского.
Б.Бринк назначенная на пост в мае 2022 года была назначена при Джо Байдене и активно представляла курс Демократической партии — ставка на жёсткое сдерживание РФ, масштабную военную помощь Украине, акцент на правах человека и институциональные реформы. Текущая республиканская администрация, напротив, фокусируется на переговорах, контроле расходования средств и реалистичном подходе к окончанию войны.
Отставка Бриджит Бринк отражает более широкую переориентацию американской политики в отношении Украины и свидетельствует о начале нового этапа в двусторонних отношениях, где приоритет смещается от военной поддержки к дипломатическим инициативам и экономическим соглашениям. В дипломатии замена ключевого представителя в стране — это явный сигнал о смене акцентов. Новый посол, вероятно, будет куда ближе к логике Трампа и его команды — и это поможет ускорить согласование таких проектов, и подписание соглашения по использованию природных ресурсов и др.
Это также сигнал украинским политическим и деловым элитам: что изменились правила игры. Теперь успех в отношениях с США требует новых подходов и новых связей, уже в рамках республиканского мейнстрима.
Боевые действия.
За неделю российские войска захватили еще 33кв.км. украинской территории и теперь контролируют – 112,578кв.км. В Курской области украинский плацдарм сократился еще на 25 кв. км. После потери почти всей территории Суджанского выступа Украинский плацдарм в Курской области был фактически разделён на две изолированные части. Северный участок, включая г.Суджу, был отрезан от основных сил ВСУ, что затруднило снабжение и координацию. Оставшиеся украинские подразделения в районе Олешни и Горналя оказались в изоляции и под постоянным давлением российских войск. В Курской области Украина сейчас контролирует около - 30 кв. км.
В Донецкой области российские войска, значительно продвинулись в районе трассы Курахово – Запорожье, они наступают сюда западнее Константинополя со стороны н.п.Разлива. Также РФ продвинулась южнее н.п.Богатыря в н.п.Раздольном. Цель РФ - атаковать н.п.Отрадное, чтобы блокировать логистику н.п.Богатыря (как это происходит с Константинополем).
На Покровском направлении войска РФ продвинулись в п.н.Надеждинке у границ Днепропетровской области.
На Торецком направлении – войска РФ наступают в районе н.п.Сухой Балки, южнее г.Торецка.
В районе г.Часова Яра российские войска штурмуют северные микрорайоны города, где еще сохраняется контроль украинских войск.
На Лиманско-Оскольском фронте в Харьковской и в Луганской областях. Так войска РФ продвинулась в н.п. Екатериновке и наступают в сторону н.п.Боровой.
На севере Украины на границе Сумской области, войска РФ расширяют зону наступления и прорывается к н.п.Локне, которая находится около н.п.Юнаковки - важном населенном пункте на трассе на Суджу. Минобороны РФ заявляет о захвате села Журавка в Сумской области.
Курская наступательная операция постепенно трансформировалась в оборонительные действия на направлениях Сумской и Харьковской областей. На этой неделе Главнокомандующий Вооружённых сил Украины генерал Александр Сырский официально заявил, что российские войска фактически начали наступательные действия на этих участках фронта. Это заявление прозвучало как объявление о начале нового масштабного наступления, однако ситуация на местности имеет иную природу.
Речь идет, скорее, о продолжении боевых действий, начавшихся в рамках Курской операции. Российские силы, преследуя отступающие украинские подразделения, заходят в пограничные районы Украины — прежде всего в Сумскую область. Таким образом, боевые действия разворачиваются "по инерции", перетекая с территории Курской области РФ в приграничные регионы Украины.
Попытки проникновения отмечаются и в Харьковской области. Однако пока это не выглядит как отдельная и масштабная стратегическая кампания, а скорее — как продолжение фронтовой активности в рамках более широкой операции.
Россия контролирует порядка 50 кв. км на территории Сумской области — преимущественно в зоне пограничных сёл. Заявлено о занятии Журавки и ряда других населённых пунктов, однако украинская сторона пока не подтверждает установление стабильного контроля над этими территориями. Тем не менее факт присутствия российских подразделений в пределах Сумской области уже не вызывает сомнений. До города Сумы остаётся более 30 километров.
При этом не наблюдается признаков подготовки к стремительному наступлению на сами города Сумы или Харьков.
Учитывая прежние заявления президента РФ Владимира Путина о необходимости создания "санитарной зоны", наиболее вероятный сценарий — это попытка России захватить приграничные территории Украины на глубину 20–30 км вдоль линии от Харьковской до Черниговской областей. Цель — отодвинуть линию фронта и лишить ВСУ возможности использовать артиллерию, дроны и другие средства поражения по российской территории. Можно ожидать, что 2025 год станет годом интенсивных боёв в Сумской, Харьковской, а, возможно, и Черниговской областях. Но пока это не масштабное стратегическое наступление, а продолжение инерции Курской кампании.
Карта боевых действий.
Донецкая область.
Курская область.
Руслан Бортник, Оксана Красовская, Андрей Тимченко
для Украинского Института Политики