Курский тормоз. Какие сейчас перспективы переговоров Украины и России

С самого начала наступления Украины в Курской области России наблюдатели гадали, зачем Киеву открывать новый фронт, когда на других ситуация сложная.

И наиболее распространенной версией сразу стало то, что Киев таким образом "укрепляет свои переговорные позиции".

Собственно, это уже и официальная трактовка украинских властей. 

Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк заявил, что наступлением в Курской области Украина хочет склонить РФ к переговорам “на своих условиях”.

О таком же мотиве наступления ВСУ ("усиление переговорных позиций") говорит и Путин, заявляя при этом, что после Курска никакого разговора с Украиной вообще не будет.

В тоже время, несмотря на все заявления, пока не очень похоже, что украинская власть в реальности готова к переговорам.

"Страна" еще за несколько дней до начала Курского наступления писала, что за "переговорной" риторикой Киева на самом деле не стоит желание прийти к каким-то компромиссам с РФ для завершения войны в ближайшее время. Ни Украина, ни Запад не предлагают Москве ни остановку войны по линии фронта, ни какие-либо другие условия, на которые бы Кремль, теоретически, мог бы пойти. Установка остается та же - нанести стратегическое поражение России.

И наступление в Курской области это подтвердило. Вряд ли кто-то всерьез рассчитывает, что овладение небольшой по площади частью Курской области может стать "усилением" переговорной позицией. Занятая территория Курской области даже по украинским оценкам составляет 1300 квадратных километров. Это менее 5% территории Курской области. Россия сейчас контролирует почти 110 тысяч квадратных километров, что составляет более 18% территории Украины. Понятно, что никто не будет вести речь о размене 5% территории Курской области на 18% территории Украины.

Потому куда более вероятны другие мотивы наступления.

Во-первых, усложнить достижение любых компромиссов и резко усилить позиции "партии войны" и в Украине, и на Западе, и в России. Что и произошло: на Западе и в Украине успехи ВСУ в Курской области подаются как свидетельство "неминуемости" поражения РФ (а потому зачем с Путиным о чем-то вообще договариваться). Также это используется Украиной для того, чтоб добиться снятия запрета на применение дальнобойных ракет по территории России. В Кремле же теперь обуреваемы желанием отомстить, а потому тоже на переговоры не настроены.

Во-вторых, наступление на Курскую область рассматривается как удар по внутрироссийским позициям Путина и один из шагов в направлении раскачивания и дестабилизации ситуации в РФ (что всегда было главной надеждой Украины на победу в войне). Тем более, что внутри России есть группа, которая этот "пас" активно подхватила, раскручивая спираль "зрады", истерики и паники - z-паблики и их кураторы (подробнее об этом читайте здесь).

Таким образом, общая стратегия Киева и Запада остается неизменной - не идти на компромиссы с РФ, вести войну "вдолгую", работать на дестабилизацию ситуации в РФ. И вторжение в Курскую область в эту стратегию вписывается. Также ставку в плане внутренней дестабилизации России могут делать на межнациональную и межрелигиозную рознь, а также на протесты против новой волны мобилизации, если она будет объявлена.

Впрочем, на каждую стратегию есть своя контрстратегия. В Кремле будут пытаться использовать ситуацию в свою пользу. Например, воспользовавшись переброской части сил ВСУ в Курскую область, усилить натиск на других фронтах. Что уже и происходит. А в ответ на разрешение на удары дальнобойным оружием по российской территории (если оно будет) Москва может пойти на резкую эскалацию с Западом.

Есть ли в таких условиях вообще шансы для переговоров о прекращении войны - анализирует "Страна".

"Усиление позиций"

Версия о том, что вторжение в Курскую область нужно Украине для усиления переговорных позиций появилась в самом начале операции. Вскоре ее фактически подтвердили на Банковой: советник главы ОП Подоляк написал в своем Telegram-канале, что действия ВСУ в Курской области - своеобразное “средство принуждения” к переговорам на украинских условиях.

“Украина не заинтересована в оккупации российских территорий. Но если мы говорим о потенциальных переговорах – подчеркиваю, о потенциальных – нам придется усадить Россию за стол напротив. На своих условиях. Мы совершенно не планируем умолять: “Пожалуйста, садитесь договариваться”. Зато есть проверенные практикой эффективные средства принуждения”, - написал Подоляк.

О такой цели среди прочих говорит и политолог Владимир Фесенко, близкий к Банковой.

“Если украинской армии удастся усилить и закрепить позитивные тенденции на фронте (в Курской области - Ред.), то это безусловно усилит наши позиции на будущих мирных переговорах. Наступление в Курской области и возможные похожие действия в будущем - это наилучший способ принуждения России к мирным переговорам, прежде всего к тому, чтобы Россия отказалась от выдвижения предварительных условий и ультиматумов в адрес Украины”, - написал Фесенко на своей странице в Facebook.

При этом он подчеркивает, что “этот эффект (от наступления на Курскую область - Ред.) скорее на перспективу, чем на сегодняшний день”. То есть переговоры сейчас маловероятны.

Примечательно, что о такой логике Украины говорят и в Москве.

“Противник (то есть Киев - Ред.) стремится к улучшению своих переговорных позиций в будущем”, - заявил 12 августа президент России Владимир Путин. При этом он сказал, что Кремль сейчас не рассматривает возможность переговоров с Украиной вообще.

На фоне “вторжения ВСУ в Курскую область” о диалоге “не может быть и речи”, подтвердил позже позицию Кремля министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Кстати, на фоне этого обмена заявлениями идет в российских политкругах неофициальная дискуссия, насколько вероятны были переговоры, если бы не курская операция.

Экс-главред радио “Эхо Москвы” Алексей Венедиктов в одном из эфиров на Youtube в проекте “Живой гвоздь” утверждал, что до конца года они могли бы начаться, однако наступление ВСУ отложило начало на неопределенное время. 

О том же говорит и российский политик Григорий Явлинский, который в октябре прошлого года встречался с Путиным, чтобы продвинуть идею прекращения огня, сказал, что была надежда на прекращение боевых действий в этом году. Но она, по его словам, которые цитирует The New York Times, рухнула после наступления ВСУ в Курской области.

При этом, что характерно, в Киеве продолжают говорить о переговорах, которые Украина хочет предложить России уже осенью. А Ермак подтвердил намерение пригласить РФ на второй саммит мира.

Но, повторимся, Россия после Курска официально заявляет, что ни в каких переговорах участвовать не будет.

В ожидании нового президента США

Означает ли все это, что переговоры действительно поставлены на паузу?

Отметим, что и до событий в Курской области вероятность каких-либо компромиссов между воюющими сторонами оценивалась как очень невысокая. В первую очередь - из-за несовместимости позиций. Россия требовала отдать ей всю территорию четырех областей, об аннексии которых она объявила в 2022 году. Украинские власти, хоть с лета и начали говорить о переговорах и давать понять о возможности окончания войны без возвращения всех территорий, но дальше очень абстрактных намеков ничего не звучало.

Как писала "Страна", это могло быть дипломатической игрой Киева с целью показать мировому сообществу и, в первую очередь, странам "глобального юга" свою готовность к переговорам и, одновременно, показать, что как раз Россия договариваться ни о чем не хочет (если она от переговоров отказалась бы). Официальной же позиции относительно условий окончания войны Киев не менял - границы 1991 года.

Впрочем, мы также отмечали, что определенные предпосылки к диалогу были. Главным образом потому, что он был выгоден демократам в США накануне выборов. Если б удалось закончить войну в ближайшие месяцы, это бы выбило из рук Трампа один из его козырей.

Однако, наступление в Курской области и без того небольшие шансы на результативные переговоры об окончании войны еще более уменьшило.

“Пока почвы для полноценных переговоров нет. Наступления на Покровск российской армии и на Курск ВСУ - а это все элементы эскалации - отодвигают и усложняют потенциальный переговорный процесс. Повторюсь: сегодня вероятность полноценных переговоров околонулевая”, - сказал Руслан Бортник “Стране”.

Впрочем, дело не только в перипетиях на фронтах. По словам Бортника, невозможно начинать такие переговоры “без четкой американской позиции”.

“А ее никто не может сформировать, так как действующий президент США Байден однозначно уйдет из Белого дома. Значит, нужно дождаться хотя бы избрания следующего президента, у которого будут время и возможности прогарантировать позицию Вашингтона в отношении того или иного решения. Без этого переговоры не могут начаться”, - настаивает Бортник.

По мнению политолога Андрея Золотарева, курские события “породили определенную эйфорию” в Украине относительно хода войны и, соответственно, ослабили позиции тех, кто призывал к скорейшему миру по линии фронта.

“Но изменилась ли ситуация стратегически? На фоне захваченных деревень в Курской области бушует пожар на Донбассе, который уже скоро может захватить Покровск - центр большой агломерации, потеря которой будет иметь гораздо большие последствия по сравнению с успехами в Курской области”, - комментирует эксперт “Стране”.

“Если и была задумка предложить обмен территориями, то Путин ясно дал понять, что не пойдет на это. Это означало бы, что он поддался наступлению Украины. Но Киев тоже не пойдет на переговоры, если не будет хотя бы минимального набора “побед”, что можно было бы предъявить обществу во избежание “зрады”. Даже стамбульский вариант соглашений большая часть политизированного меньшинства видела в таком качестве. Что сейчас они могут принять, исходя не из желания, а реального положения вещей, мне сказать сложно”, - говорит Золотарев.

Впрочем, нельзя сказать, что движения на мирном треке совсем уже прекратились.

Например, в пятницу в Киев приезжал премьер-министр Индии Моди. Он призвал и Украину, и Россию, начать мирные переговоры. По словам главы индийского МИД, большую часть беседы Моди и Зеленский говорили о войне и путях ее прекращения. И вряд ли глава одной из крупнейших мировых держав прилетел в Киев просто, чтоб обменяться мнениями с Зеленским (тем более, что недавно премьер Индии был и в Москве).

Можно предположить, что Моди озвучивал некие предложения по условиям прекращения войны.

Не исключено, что продолжается и непубличный диалог.

Но имеет ли это какие-то шансы перерасти в реальные переговоры об окончании войны на фоне наступления в Курской области?

"Тут все упирается в один вопрос - готовы ли Украина и Запад согласиться с остановкой войны по линии фронта с фиксацией завоеваний РФ? Сейчас они не согласны. И это ключевой момент, который закрывает любое окно для переговоров. Непонимание в дипломатических кругах в этой связи вызывает позиция РФ, которая в последнее время регулярно заявляет, что на остановку войны по линии фронта не согласна, хотя ей никто этого и не предлагает. Позиция Украины и ведущих стран Запада - воевать до победного конца, вызывать смуту в России, после чего нанести ей "стратегическое поражение". И в Украине, и на Западе до операции в Курской области рос скепсис относительно достижимости такой цели. И сейчас скептиков немало. Но их голоса тонут в общем "победном" настроении. И в этом плане перспективы скорейшего окончания войны теперь действительно уменьшились. И России нужно будет еще воевать и воевать, чтоб добиться от Украины и Запада согласия на остановку войны по линии фронта, не говоря уже о чем-то большем. Но, если позиция Киева и западных партнеров изменится, то дело пойдет гораздо быстрее. Причем вне зависимости от того, как отнесется к идее остановки войны по линии фронта сама Москва. Чтоб добиться от нее согласия есть немало рычагов через тот же Китай. Да и внутри РФ немало сторонников такого варианта. Правда, в таком случае, ключевым будет вопрос о членстве Украины в НАТО. Киев и Запад наверняка будут на этом настаивать. Россия, скорее всего, будет против и может изменить свою позицию разве что в обмен на какие-то очень серьезные уступки Запада. Но пока это все теоретические рассуждения, так как до такой стадии переговоров еще очень далеко. Сейчас все решается на поле боя. Как далеко сможет продвинуться украинская армия в Курской области и российская на Донбассе? Смогут ли ВСУ остановить наступление РФ, а россияне вытеснить украинские войска со своей территории? И как быстро? Смогут ли обе страны удержать внутреннюю ситуацию под контролем? И сохранить отношения с ключевыми зарубежными партнерами? Разрешат ли США бить своим дальнобойным оружием по РФ и если да, то какова будет реакция Москвы? Это сейчас и определит развитие событий. И перспективы переговоров в том числе", - говорит "Стране" источник в дипломатических кругах.

Аналитические материалы УИП

  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 27 ноября – 4 декабря 2024 года.
  • Принуждение к миру: новая стратегия Д. Трампа в отношении войны в Украине.
  • Фрейминг В.Зеленского и В. Путина в зеркале информационной войны.
  • 11 годовщина второго Майдана в Украине: трезвый взгляд на события с высоты 2024 года.
  • 1000 дней войны в Украине.
  • СЕУЛЬСЬКИЙ ТА ЄВРОПЕЙСЬКИЙ КОНСЕНСУСИ З ПИТАНЬ РОЗВИТКУ: ЧИ МОЖЛИВА СПІЛЬНА ПЛАТФОРМА ПО УКРАЇНІ?
  • Стратегические перспективы независимости Европы в преддверии выборов в США в 2024 году.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 23 – 30 октября 2024 года
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 10 – 16 октября 2024 года.