На пресс-конференции Президента Владимира Зеленского в воскресенье, 25 февраля, глава государства сделал целый ряд резонансных заявлений. Пожалуй, самым резонансным был количество потерь, указанное Президентом. По крайней мере, уже вторые сутки именно это обсуждают в соцсетях. Похоже, что в указанное Президентом число 31 000 украинских военных, погибших во время войны, не все украинцы поверили на сто процентов. Распространен взгляд, что потери гораздо больше. Информатор разбирался в причинах возникшего недоверия.
Президенту нужно было объяснить, как вычислили 31 тысячу потерь
Давайте разбираться. Первый интересный факт: вопрос потерь поставил корреспондент государственного канала "Рада". Некоторые корреспонденты в соцсетях
Но еще больше недоверия вызвали собственно факты, приведенные президентом. Итак, по словам президента, на войне погибли 31 тысяча бойцов ВСУ. При этом россиян погибли 180 тысяч. Недоверие вызывает то, что указанная Президентом цифра отличается от других, объявленных, в том числе госинститутами.
- Данные Генштаба относительно потерь россиян существенно выше объявленных Президентом. По последним данным Генштаба, потери врага составляют уже более 400 тысяч. Возможно Зеленский называл количество убитых, а Генштаб – общие потери.
- Западные источники называют значительно большее количество потерь украинской стороны.Так, The Economist со ссылкой на источники в правительстве Соединенных Штатов указал, что потери украинской стороны составляют 70 тысяч убитыми. Такую же цифру называл в августе прошлого года The New York Times. Конечно, здесь стоит доверять Президенту, потому что власть обладает гораздо более качественным доступом к статистике, чем американские чиновники или журналисты.
- Есть полуофициальные или неофициальные заявления украинских военнослужащих, которые тоже называли гораздо большие потери.
Вывод, который напрашивается: Президенту нужно было объяснить, как была рассчитана эта 31 тысяча. Например, включены ли сюда только потери ВСУ, или еще Нацгвардия, терроборона, СБУ, пограничники и тому подобное? Учитывают ли эти потери пропавших без вести? Ибо разница может оказаться существенной.
По-видимому, нужно было также объяснять, что возможно точное количество потерь сейчас трудно назвать даже государственным органам. Хотя бы потому, что эти данные постоянно меняются, в том числе из-за постоянных уточнений, а не только из-за роста потерь. Военный эксперт Олег Жданов вообще считает, что вопрос итога потерь сейчас не ко времени:
"Реальную цифру мы узнаем после окончания войны... Я бы придерживалась цифры Генштаба [по потерям россиян - Информатор]. А президент – это информационное наполнение медийного пространства. Надо было отвечать, он и ответил, - сказал Жданов.
Директор Украинского института политики Руслан Бортник считает, что вопрос был заготовлен, поэтому, по его мнению, это не добавляет доверия к приведенному количеству. При этом Бортник предполагает, что указанная президентом цифра может действительно отражать определенную статистику, однако статистику неполную.
"Мне не очень понравилось, что Президент так разыгрывал неожиданность в этом вопросе. Это был... антикризисный элемент, потому что размер потерь сегодня является одним из шокирующих факторов для украинского общества. Цифра в 31 тысячу людей может касаться как раз тех семей, которые уже получили компенсацию, получили статус...", – сказал Бортник в комментарии Информатору.
Эксперт считает потери самым чувствительным вопросом для общества. Выходит, Владимир Зеленский должен ответить подробнее, например, объяснить источники своей информации и расхождения в данных. Тогда бы к этим данным было бы больше доверия.