Война на востоке Украины. Аналитический выпуск

Аналитический выпуск №11

(16.03.2015-10.04.2015)

БЛОК 1: война на востоке украины

Дипломатический уровень

1) На сегодняшний день ЕС, Российская Федерация, Украина и так называемые «ДНР» и «ЛНР» продолжают подчеркнуто декларировать приверженность выполнению Минских договоренностей – 2 (10.02.2015). Ни одна из сторон пока не заинтересована очевидно нарушать эти договоренности. Вместе с этим они пытаются переиграть суть и положения этих договоренностей путем новых трактовок и дополнений.

Украинское правительство при поддержке части западных стран взяло курс на введение миротворцев – пытается проллобировать принятие на международном уровне решение о введении на территорию востока Украины миротворцев. Причем без участия России. Таким образом украинское правительство хочет заморозить (закупорить) этот конфликт на территории восточной Украины, для того что бы заняться сложными экономическими и политическими проблемами на остальных территориях.

Европейский Союз настаивает на выполнении Минских соглашений и действует по принципу – «лучше плохой мир, нежели хорошая война». Именно Европейский Союз продолжает оказывать максимальное политическое и экономическое давление на стороны конфликта с целью интенсификации выполнения Минских соглашений.

Российская Федерации на данный момент не заинтересована в введении миротворцев, поскольку не желает четкой локализации конфликта и стабилизации нынешних украинских властей. В тоже время она готова обсуждать введение миротворцев с участием России или с участием других членов Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ).

Украинский парламент уже принял решение об обращении к ООН и ЕС о введении миротворцев и международной полицейской миссии. Но на последнем заседании Нормандской четверки (14.04.2015) вопрос о введении в Украину миротворцев не был признан актуальным, акцентировалось внимание только на вопросе расширение миссии ОБСЕ, и прямой реализации Минского меморандума.

Европа опасается, что любое внесение изменений в Минские соглашения может привести к общему разрушению минской платформы и восстановлению военной фазы конфликта, эскалации его на востоке, что безусловно ударит по экономическим, энергетическим интересам ЕС.

Кроме того, важным стало решение конгресса США об обращении к Президенту США Б. Обаме с требованием начать поставки в Украину летального оружия. Хотя это решение не имеет законной силы и его все же стоит рассматривать в русле внутриполитической американской борьбы между республиканцами и демократами, все же оно значительно может повлиять на позиции сторон в украинском кризисе. Ведь может выступить, своего рода детонатором развития военных событий на территории Украины. Кроме того на дипломатическом уровне очень важным элементом в взаимоотношениях Украины и ЕС о перспективах интеграции Украины в ЕС и вообще внешнего курса Украины может стать решение об отказе предоставления Украине безвизового режима на Рижском саммите (21-22.05.2015). что, безусловно, будет использовано в Украине в качестве инструмента информационной войны.

Военный уровень

На военном уровне конфликта, мы продолжаем наблюдать отсутствие полного перемирия, хотя тяжелые вооружения отведены, но использование их наблюдается всеми сторонами конфликта. Ежедневно на всей линии противостояния происходят стычки, конфликты с применением бронетехники, легкого вооружения, продолжают гибнуть солдаты с обеих сторон. Хотя в тоже время градус противостояния по сравнению с февралем значительно упал. Обе стороны: ДНР/ЛНР при поддержке России и Украина при поддержке западных сил продолжают накапливать военный потенциал в зоне конфликта. Военно-техническую помощь Украине направили 11 стран. Также в Украину уже поступают американские бронеавтомобили Humvee и британские броневики Saxon. Пока эта помощи не меняет расстановку сил, но она является очень дразнящей для Российской Федерации.

В то же время потери сил (официальные данные) Украины приблизились к отметке 2 тыс. военнослужащих убитыми и так же (по данным ООН) погибли 4 тыс. мирных жителей. Красный Крест фиксирует то, что беженцами из восточных регионов стали практически 2 млн. человек.

БЛОК 2: КОНФЛИКТ ЭЛИТ В УКРАИНЕ.

Март-апрель ознаменовался в Украине достаточно серьезным внутренним конфликтом элит, конфликтом между Президентом и отдельными финансово-промышленными группами, которые на сегодня контролируют основную часть экономики и в значительной мере политику в Украине. Особенно ярко этот конфликт проявился по линии финансово-промышленной группой «Приват» уже бывшего днепропетровского губернатора Коломойского и Президента П. Порошенко.

На самом деле спусковым крючком такого конфликта стало обнародование в январе-феврале новых рейтингов политических сил Украины. Особенно резким и неожиданным стало падение рейтингов нынешнего премьер-министра Арсения Яценюка до 5-6% личного рейтинга и падение его политической силы «Народный Фронт» с 24% до 3-5%. «Народный Фронт» и Арсения Яценюка часто связывали с финансово –промышленной группой «Приват» И. Коломойского. После того как рейтинги этих сил упали и они потеряли своем влияние в украинском политикуме стали своего рода «хромой уткой» украинской политики. «Народный Фронт» и А. Яценюк потеряли возможность быть эффективным политическим прикрытием для ФПГ «Приват».

Поэтому мы наблюдали активную атаку других финансово-промышленных групп Украины при поддержке действующих властей и западного лобби на ФПГ «Приват». ФПГ «Приват» до последнего времени была сконцентрирована на востоке и юге Украины, а ее руководитель занимал должность губернатора Днепропетровской области, которая граничит с зоной боевых действий. Эта группа контролирует очень серьезные активы и в значительной мере финансировала все добровольческие военные подразделения, включая тот же «Правый Сектор» на востоке Украины. «Приват» имеет очень серьезные экономические рычаги влияния на экономику страны, она контролирует энергетический сектор, переработку нефти, в значительной мере продажу нефтепродуктов на территории Украины, самый крупный частный банк Украины – «Приватбанк».

В результате противостояния, которое все же не вылилось в публичную войну, а ограничилось узким конфликтом позиции Президента Украины Порошенко значительно усилились, в это же время ослабились позиции премьер-министра Украины и его политической силы – ее влияние на некоторые энергетические активы ослабло, а И. Коломойский был вынужден оставить должность губернатора Днепропетровской области. Группа «Приват» временно ушла «в тень» с политического поля Украины, сохраняя за собой значительное экономическое влияние на ситуацию.

Параллельно в правительстве Украины был взорван большой коррупционный скандал. Бывший глава государственной финансовой инспекции обнародовал отчет финансовой инспекции, на основании которого обвинил правительство А. Яценюка в воровстве 7,5 млрд.грн. Эта атака на правительство, фактически была поддержана не только правыми украинскими депутатами, но и президентской фракцией и президентскими силами, например, генеральная прокуратура Украины фактически частично подтвердила результаты работы государственной финансовой инспекции, заявив, что по их данным правительство виновно в воровстве 685 млн. грн. Есть вероятность, что в конце этих атак и коррупционного скандала в ближайшее время в правительстве может измениться до 30% их членов. Также возможна отставка премьер министра Украины, на замену которому уже готовят нынешнего голову парламента В. Гройсмана. Жругими кандидатурами являются – министр финансов Яресько и Юлия Тимошенко.

БЛОК 3: СИТУАЦИЯ В УРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ситуация в украинской экономике остается крайне тяжелой. Внешний долг Украины достиг 1,6 трлн гривен, или 103,0% ВВП, (88 тысяч гривен на каждого работающего украинца). Россия требует возврата в декабре 2015 года 3 млрд.долл. долгов выданных еще при предыдущем правительстве. Такой размер внешнего долга, безусловно, создает условия при которых не возможны большие иностранные инвестиции, при которых страна фактически попадает в абсолютную зависимость от внутренних ресурсов с одной стороны и с другой стороны от внешних доноров, которые выдают кредиты под политические обязательства.

Кроме того за 2014 года экспорт с Украины обвалился на 9 млрд. долл. за год. А поставки в страны ЕС выросли всего лишь на 300 млн. долл., что кране негативно влияет на сальдо внешнеторгового баланса.

Дефицит украинского бюджета увеличился в 1,7 раза (на январь-февраль – 8743,1 млн. грн. в т.ч. дефицит общего фонда государственного бюджета – 9957,8 миллиона гривен). Сведенный бюджет на январь-февраль 2015 года выполнено с дефицитом в 272 миллиона гривен.

В то же время есть некоторые стабилизирующие тенденции: 1) Соглашение по газу, достигнутое с Россией на следующие 3 месяца. Газ Украина будет получать по цене 247, 18 долл. за 1000 м³. 2) Запланированная масштабная приватизация, Кабмин утвердил перечень госпредприятий, которые подлежат приватизации уже в этом году. Всего – 342 объекта. Среди них пакеты акций горгазов, облэнерго, нескольких шахт. Правда среди этих объектов мы не увидели железную дорогу, мы не увидели объекты нефтегаза, и вопрос свободного рынка земли.

В результате международные рейтинговые агентства в очередной раз снизили рейтинг Украины. Рейтинговое агентство Moody’s понизило суверенный кредитный рейтинг Украины с Caa3 до Ca c негативным прогнозом. Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s понизило рейтинг Украины с ССС- до СС. Прогноз по рейтингу – негативный. Рынок Украины давно уже находится в зоне неизбежного дефолта. И по какому сценарию пройдет этот дефолт: по аргентинскому или исландскому – пока главный вопрос.

БЛОК 4: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОТЕСТЫ

Социологи констатируют, что около 80% украинцев настроены против социальной политики правительства. Они ее расценивают как провальную или негативную. Более того, впервые за последние 10 лет, от 10 до 15% украинцев готовы выходить на улицы с протестам. Это крайне высокий уровень. Для сравнения, в период Майдана такой уровень был около 7-8%.

В то же время, безуспешная политика правительства отображается в перекладывании экономических промахов и отсутствия эффективной государственной политики в государственной сфере на плечи граждан. Это выливается в критический рост тарифов. С 1 апреля в Украине выросли тарифы на газ (с 1,09 до 3,6—7,2 грн за куб. м, в зависимости от потребления — чем больше, тем дороже), свет (с 6 до 21 коп. за кВт-ч, в зависимости от потребления), отопление (на 72%, или на 6—10 грн за кв. м, в зависимости от региона), горячую воду (55—57%, или до 40 грн и более за куб. м).

В то же время продолжает наблюдаться во внутренней политике Украины попытки украинских властей компенсировать ухудшение уровня жизни граждан гуманитарными рекламными шагами. К таким решениям можно отнести принятие Парламентом законов об декомунизации, признании участниками национально-освободительного движения членов националистических организаций ХХ-го век, передачи архивов силовых структур УССР в Институт Национальной памяти. Верховная Рада на заседании 9 апреля приняла закон “Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики”. Законопроектом предлагается осудить коммунистический и национал-социалистический (нацистский) тоталитарные режимы в Украине как преступные, запретить публичное отрицание преступного характера этих тоталитарных режимов, а также публичное использование и пропаганды их символики. Также Рада открыла архивы КГБ и других спецслужб СССР. Был принят закон, который предусматривает открытие всех архивов репрессивных органов СССР в Украине с 1917 по 1991 год. Эти законы являются разъединяющими и раздражительными для части общества по историческому и идеологическому признаку. Ведь по социологическим опросам центра «Социальный мониторинг» 90% украинцев считают, что День победы праздновать нужно. Лишь 8% населения полагают, что этот праздник отмечать не нужно. Безусловно, эти законы могут быть дополнительным инструментом внутренней дестабилизации, к которой стремится многие внешние и внутренние силы.

Руслан Бортник, Аналитическая группа

Украинского Институту Анализа и менеджмента политики