Власть и некоторые коллеги по аналитическому цеху как-то легкомысленно относятся к готовящемуся 8-го декабря государственному перевороту.
Мне говорят, нет электоральной и социальной базы. А в 2013-м она была? По итогам 100 дней «бело-голубой» Рады VII созыва среди опрошенных экспертов нашлось больше уверенных, что она досидит свои пять лет, чем во времена весьма-таки «оранжево-сердечного» VI созыва. И до какого-то момента протестные акции казались посиделками студентов без широкой общественной поддержки.
Зато кто действительно был в 2013-м году, так это банда профессиональных «революционеров», не боявшаяся выходить на Майдан Независимости, несмотря на риск получить пулю в лоб. А ещё тогда только проходили боевое крещение военизированные формирования, способные оказывать вооружённое сопротивление силовым структурам – и их вклад в победу Евромайдана огромен, в условиях, когда силовикам не давали карт-бланш на расправу с мятежниками. Сейчас же их стало больше в разы. Чтобы свергнуть власть в Украине, их очень много и не надо, всего несколько тысяч, особенно при поддержке гражданских активистов для выполнения небоевых задач (блокирование инфраструктуры и административных зданий). Добавьте сюда большое количество оружия на руках, а также подогреваемые порохоботами настроения о «капитуляции» и «настоящем президенте». Если они захватят улицу и оккупируют повестку дня, к ним примкнут зеваки и вестернизированная молодёжь, что нарастит счётчик жертв, а с тем и усугубит противостояние.
Кто эта «настоящая элита Украины», нам-то с вами известно: двуличные конъюнктурщики с нечеловеческой алчностью и инфернальной жаждой власти. Сегодня они за рынок земли, завтра – против, потому что в оппозиции. Сегодня они подписывают международные соглашения, завтра орут, что те являются предательством национальных интересов и вообще неправильно интерпретированы.
Кто-то может себя тешить мыслью, что у Зеленского умные люди сидят и всё на несколько ходов вперёд просчитали, не зря же президента зовут Владимир, как Путина. Но т.н. «прагматизм» Владимира Владимировича – это лишь компонента пророссийского ксенопатриотизма, а по поводу здравомыслия Офиса президента и их адекватного и оперативного реагирования на возникающие проблемы можно вынести большое число замечаний. Их я и я хочу систематизировать в данном материале, как предупреждение, пока ещё не поздно.
1. Неспособность постоять за себя.
Политическая группировка, находящаяся у власти, должна трезво оценивать масштаб угрозы, которая перед ней стоит, а значит и быть готова от них отбиваться. Однако к команде «Слуги народа» и тому, как они отвечают на критику, лучшей метафорой является та драка между Герусом и Ляшко: перепуганный народный депутат как попугай повторяет одни и те же реплики, пока его прилюдно лупят. В итоге Геруса сняли с одного из постов, и он почти пропал с радаров. А напавший на него экс-нардеп (который сейчас вообще никто) пользуется безнаказанностью, хотя депутатская неприкосновенность ещё не отменена, и атака на Геруса должна квалифицироваться как криминал. Если каждый авантюрист может совершить насилие над правящими партийцами, можно ли считать, что нами руководят опущенные?
Следствие ли это политической адекватности, но ответ на критику со стороны журналистов, промышленности, бизнеса и ветеранов АТО асимметричен. У Зеленского плевать хотели на заводы, угрожают судами акулам пера, немножко берут во внимание ультиматумы предпринимателей, но националистов боятся не меньше чем экс-президент, а потому всячески подыскивают способ им понравиться: прессовать Медведчука, перевирать текст Минских соглашений, хвастаться забыванием русского языка и т.д. Недооценивать праворадикалов действительно рискованно, но это не значит, что лучший способ взаимодействия с ними – слепо соглашаться со всеми их заявлениями. А то ведь непонятно, какого народа слуга Зеленский: 73% или 2,15%? А уж если им и противодействуют, то в исключительных случаях, и то нелепо: вместо блогера, который призывал расстреливать проголосовавших за Зеленского, задержали волонтёршу, грозившую президенту гибелью от украинских ОАСовцев. Закон уважать, конечно, надо, только избирательность эта в выборе врагов народа ни о чём хорошем не свидетельствует.
Всё это логически обусловлено следующим пунктом.
2. Отсутствует организованная сила, способная встать на защиту власти.
Когда у Зеленского спросили, почему он не ездит на работу на велосипеде, как в сериале «Слуга народа», он дал вполне логичный ответ: «Вы что, хотите, чтобы меня убили?»
То есть – догадывается, что такие желающие есть. И в стране, где ведутся военные действия, такая тяга к безопасности не кажется чем-то безосновательным.
Только вот безопасность обеспечивается не числом ботов, воюющих за тебя в сетях, а числом и качеством людей, готовых за тебя умирать (тогда как всё своё пребывание при власти «зелёные» занимаются тем, что наживают врагов и пренебрегают собственными сторонниками).
Это слишком суровая и непостижимая логика для поколения опенспейсов, пусть даже наигравшихся в компьютерные стратегии. Они не очень хотят понимать, что современная Украина ближе к XIX веку, нежели к XXI, силами революционеров из 2013-го года и армовир-пропаганды (от стыда за которую в Краснодарском краю плачет двухсоттысячник Армавир), приравнявшей нас к продолжателям истории УНР, которая весь короткий период своего существования передовой республикой не являлась. Нас только хлипкий внутренний консенсус и не до конца разрушенные государственные институты сдерживают от масштабных квазифеодальных войн, которые принято называть «возвратом в 90-е».
Что у Зеленского с этим напряжёнка – было понятно даже в день стадионного баттла, когда Порошенко удалось обеспечить высокую явку, проще говоря – свезти «сторонников» из регионов. Тогда ещё автобусы едва не парализовали движение в столице. Зеленского пришло поддержать меньше людей, видимо потому как они прибыли сознательно, а не под давлением и за деньги. Но итог второго тура – разгромная победа Зеленского. Потому что среди голосовавших оказалось много «хомячков» (не любящих вылезать из домика)? Или потому что эти люди стесняются своего выбора?
Ладно, можно было подумать, что это пройдёт, когда развеется страх быть преследованным со стороны режима Порошенко. Но на «альтернативный парад Независимости» пришло больше людей, чем на президентский, куда, как оказалось, по старой традиции бюджетников сгоняли. При этом на «альтернативном» светились люди с каким-никаким боевым опытом и познанием в военном деле. И это лишь часть тех, кто в случае чего готов взяться за меч. Кого-то сдерживает чувство долга – они не могут просто так променять фронт на Крещатик; кого-то – территориальная удалённость и недостаток финансирования… но всё ещё может поменяться. Кого против них выставит «Слуга народа», если они придут с оружием под Офис президента?
Помню, каким скандалом обернулись военные и волонтёры, высказавшиеся в поддержку Юлии Тимошенко; по словам коллег, это предатели, купленные за десять тысяч долларов каждый. Только вот у Юлии Владимировны есть «купленные предатели»-солдаты, а у Владимира Александровича они есть?
Возможно, вы возразите: «так есть же армия, полиция…»
Формально они исключены из политического процесса. Но сохранивший своё место Аваков о внешней политике высказывается едва ли не чаще, чем о внутренних делах, и с президентом у него не всё так гладко, вплоть до намёков о скором увольнении (хоть он и фактически обеспечил Зеленскому победу). Зато, как показала экс-посол США Мари Йованович, на Западе у Авакова «крыша».
А политизация армии не такая уж и фантастика. То, что у нас этого ещё не было – не аргумент. До 2014 у нас и войны-то не было за годы независимости. А что, недостаточно поводов для манипуляции мнением? Возможное обострение обстановки на фронте после «капитуляции», угроза котлов, сдачи территорий вместе с блиндажами и техникой, государственная измена главнокомандующего (Зеленского!) – а ещё вспомните тех, для кого перманентная война является способом обогащения (и материального, и статусного). Да при правильной обработке их легко окажется поднять на борьбу. Повторюсь – много солдат не понадобится, достаточно нескольких тысяч при молчаливом согласии остальных. Тем более – сколько сохранилось в армии военных офицеров и политруков времён Порошенко? Сказать не берусь, но наивно верить, что их там всех разогнали, учитывая общий кадровый голод в отрасли…
Но это беда не только армейская, а общенациональная.
3. Гибридное проникновение порохоботов во все органы власти.
Нынешний премьер-министр ещё в начале этого года говорил, что не знает, кто такой Зеленский. Практически всё правительство – люди, работавшие в системе Яценюка и Гройсмана. Глава фракции на выборах поддерживал Порошенко. Даже члены ЦИКа, набранные по квоте «Слуги народа» – чужие Зеленскому люди; наиболее «выдающийся» пример – Елена Гатауллина, состоявшая в «УДАРе», сидевшая на ставке в «Европейской солидарности» и агитировавшая за Петра Алексеевича. Нынешнего президента окружили приспособленцы и профессиональные предатели, которые либо меняют политическую ориентацию как флюгер, либо хорошо себя чувствуют при любой власти, а потому им найдётся место даже после вооружённого переворота. Вон, вместо Вятровича основным объектом гуманитарной критики стал Владимир Бородянский, глава объединённого министерства, куда впихнули спорт, молодёжь, культуру и информационную политику. Риторика и инициативы Бородянского – полностью «порошенковские», никак не совпадающие с тем, чего ожидали от Зеленского. Натуральная бомба для рейтинга, и ничего не делается, чтобы либо заставить министра либо извиниться и работать на примирение вместо разжигания розни, либо просто уйти со своего поста. А при смене власти тот может даже не заметить, что в стране что-то поменялось, и продолжать свои агрессивные выпады в сторону «неправильных журналистов», распространяющих «фейки», не приводя какой-либо статистики о достоверности новостей, основывая мнение на публикациях проекта StopFake, содержащегося известно на чьи деньги.
Нездоровая концентрация порошенкообразных дополнена различными грантоедами/«соросятами»/либертарианцами, которых вообще по-хорошему следует регулировать так же, как воров в законе – по самоидентификации. Назвался сотрудником USAID – садись за решётку. Ибо суть иностранные агенты они. Но нет, они сидят не в тюрьме, а на должностях.
Эта система уже готова к реваншу, и даже те, кто сейчас называет Зеленского «выдающимся лидером», спустя пару месяцев будут проклинать его организационные навыки и компетентность в государственных вопросах, ставя в пример сменщика. Которым – ввиду опыта – вполне может стать Пётр Порошенко. Никогда такого не было, да?
А почему именно он?
4. Особое положение экс-президента.
Решение посадить бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко было для Виктора Януковича репутационной потерей, но оно помогло дезорганизовать оппозицию, да и логически правильно обоснованно: подписанный ей кабальный договор привёл к крупным потерям для бюджета, зато помог ей обогатиться. В результате «Юлі – волю!» оказалось не таким эффективным лозунгом на Майдане, а в дальнейшей перспективе «Батьківщина» и вовсе распалась на два лагеря (один из которых к 2019-му году существенно растерял позиции в политике).
«Я – ваш вирок!» звучало куда более солидно… но сомнительно, после кадра, где Порошенко по-приятельски обнимает Зеленского. А сейчас и вовсе диву даёшься, как глава государства не называет предшественника своим учителем и памятники при жизни не возводит. Говорят – с Коломойским договорился. Антикоррупционные расследования спустили на тормозах, до того, что Порошенко успел переоформить бизнес на родственников. Но ведь именно разворовывание военных средств стало причиной такого недружелюбного приёма Порошенко националистами во время избирательной кампании, и было бы мощным лейтмотивом для критики сейчас, чтобы остепенить горячие головы. Мол, мы увеличили бюджет Минобороны до рекордных значений, а вот если бы это сделал Порошенко, мы бы увидели новые заводы фабрики Roshen в России!
Вместо того, чтобы довести дело до конца (то есть – до обвинительного приговора), власть выделяет деньги кинофонду Марины Порошенко, а сам Пётр Алексеевич катается по миру и обсуждает то грядущую встречу Нормандской четвёрки, то евроатлантическую интеграцию Украины. Вопрос: а кто его на то наделил полномочиями? Какое у него право говорить от имени государства, которое он уже не возглавляет? Почему Офис президента не заставляет его отчитываться обо всех совершённых поездках и не ведёт параллельные дипломатические контакты с теми, к кому ездил Порошенко? Почему-то, когда Медведчук с примерно такими же основаниями ездил в Россию ради предвыборного пиара, ему хотели госизмену впаять.
А что если во время таких рандеву плетутся интриги, западным партнёрам внушают, что недовольство режимом растёт, к концу года ожидается всенародное восстание против принятия позиции Кремля, а по данным внутренней социологии (опрос в порохоботском паблике), следующим президентом на досрочных выборах станет Порошенко? Хоть Запад и склоняет к выполнению Минских соглашений – он это и ранее делал систематично. А вот предостережений от внутренних беспорядков в случае их выполнения что-то не слышно, во всяком случае не так часто. Более того, Порошенко им банально понятнее, они знают, чего от него ожидать. Хотя по исполнительности западных инструкций пятый и шестой украинские президенты могут друг с другом соперничать…
Итак, режим Зеленского беззащитен в случае хорошо организованного бунта. Некоторые его ноу-хау уже даже были обкатаны: вспоминаем те абсурдные заявления местных советов против формулы Штайнмайера. Это подозрительно напомнило начавшийся распад страны в феврале 2014-го, когда местные советы типа Львовского тоже заявляли о создании своих «народных рад» ввиду несогласия с политикой центра (кстати, тогдашняя пропаганда не сильно отличалась от нынешней: олигархи, подыгрывание Путину, национальная революция…). Но если тогда и «Партия регионов» уже начала разваливаться, и контроль за ситуацией у Януковича потерялся (а Запад его продолжал убеждать, что протест мирный, и что надо соглашаться на условия оппозиции), то у Зеленского даже при монобольшинстве в парламенте общаются с народом посредством видеоблогов в «Тесле» и на Липках. Можно догадаться, что и во время революционного пожара они будут реагировать как та собака из комикса.
С этим срочно нужно что-то делать.
Есть ряд мер, которые могут предпринять «Слуги народа», чтобы выровнять ситуацию (хотя, по правде говоря, их следовало начать ещё давно).
1. Мобилизация сторонников.
Протестантам нужно нанести информационное поражение. Если под Офисом президента удастся собрать толпу не меньше, а то и больше, чем у оппозиции, притом сопоставимую по качеству (не зашуганные бюджетники и пенсионеры за 50 грн/час, а предприниматели и волонтёры, а ещё сами представители команды туда придут, показав, что не боятся) – тогда для СМИ удастся изобразить, что в обществе именно разногласия, а не бунт масс. И что реальная причина протестов – не «зрада», а щемящее чувство оторванности от корыта.
2. Формирование боевого актива.
У Януковича были «титушки». Над ними все смеялись, а до того безвестный Вадим Титушко вошёл в европейские словари, но титушки выполняли определённые задачи по нападению на активистов и провоцированию стычек. Сейчас такой метод может показаться зашкварным, но в случае чего Зеленского защищать будет разве что его чувство богоизбранности. Поэтому нужно созвать круглый стол с представителями ветеранов АТО и руководителями армейских и полицейских подразделений, которые озвучат свою позицию: никаких беспорядков 8-го декабря не допустят, закон и порядок превыше всего, нарушителей будут судить по всей строгости. И вообще возможны провокации… со стороны оппозиции, чтобы раскачать лодку и захватить власть. Чем больше об этом будут говорить, тем очевиднее будут казаться мотивы Порошенко и команды, которые и без того как бы очевидны, но их пытаются прикрыть ширмой «народного опору».
3. Чистка собственных рядов.
Досрочно разогнать всех скомпрометировавших себя лиц не получится, но по крайней мере те обязаны принять участие в эдаком флешмобе: публично высказаться (хотя бы в социальных сетях), каково их отношение к возможному перевороту 8-го декабря, да так, чтобы избежать двойной трактовки (безо всяких там «будь что будет», «главное – Украина»); сомневающихся и увиливающих – в расход. Важно разрушить представление оппозиции, будто во власти сплошь «их» люди, которые при первом удобном случае поменяют сторону. Наоборот, их же потенциальные сторонники должны осудить зачинщиков и напомнить, что ещё одной революции Украина может не пережить.
4. Запустить жёсткую, но правдивую пропаганду против оппозиции.
Не нужно придумывать распятых мальчиков – достаточно напомнить, а против чего вообще голосовал избиратель Зеленского. Против договорняков и распилов при Порошенко, против цикличных Майданов без экономического роста, против войны и языка ненависти… Можно вспомнить много примеров того, как нынешние оппозиционные лидеры меняли позицию в зависимости от принадлежности к власти, или как «ястреб»-Тимошенко хихикала с Путиным (а Порошенко жал ему руку и звонил по телефону), или как Пётр Алексеевич орал на руководителя «5-го канала» Владислава Лясовского, показав себя мелочным хамом. Или как Юлия Владимировна поставила в тупик своего нынешнего революционного собрата Святослава Вакарчука, спросив, какова цена на газ (добавив голос за кадром «конечно, нашёл с кем спорить, она-то знает цену газу…»).
И распространять это нужно по всем каналам – не только в Телеграме, которым пользуется далеко не каждая бабушка, а и в телевизионных шоу, по радио, наружной рекламе, раздаваемых листовках и буклетах. Словом, делать всё то, что и раньше делал «95 квартал», только интенсивнее и многообразнее. Я помню, у «Партии регионов» в 2012-м году была реклама, там Николай Янович говорил «…наши оппоненты… что они построили?» И действительно, что? По каким показателям Украина вернулась хотя бы на уровень 2013-го года? Заодно можно повторно показать избранные серии из сериала «Слуга народа», где страна распалась, с вполне очевидными персональными аналогиями. Революционеры должны выглядеть как обиженные буяны, готовые разрушить то немногое, что выстояло, лишь бы им потом от этого «каждый день капало». Причём доносить это надо и на Запад, особенно тем лицам, к которым Порошенко ездил и что-то там обещал.
А когда станет понятен исход переговоров о решении конфликта на Донбассе, тут же заявить об этом народу, да так, чтобы выбить почву из-под ног врагов. Потому как они любое развитие ситуации могут представить как предательство, поскольку национальные интересы для них – лишь предлог, а не цель.
***
К сожалению, шагов на данных направлениях не видно, или они недостаточно заметные. Во всяком случае, «пять сценариев итогов встречи» уже упомянули, а город, в который сбежит президент в случае переворота, ещё не назвали (даже в шутку). Если арест Маруси Зверобой был угрозой, то он сработал как-то наоборот: обозлил т.н. «патриотов» и представил президента в невыгодном свете.
Понравиться всем у Зеленского, конечно, не получится, но очень важно не растерять ту критическую массу, ниже которой за Президента уже некому будет заступиться, иначе даже голосовавшие за него, узрев очередной свершившийся Майдан, только и смогут, что стоически сказать про себя «ну вот, опять…»
P.S. Аналогии с президентом Франции Эмманюэлем Макроном не случайны, тем более что Зеленского с ним действительно иногда сравнивают – молодой прозападный лидер с ещё более молодой командой изо всяких активистов-волонтёров, собрал себе эклектичную партию «La République en Marche!»… а уже через год вспыхивает «Движение жёлтых жилетов», протесты которого продолжаются по сей день. Только у Макрона в стране не идёт война, и вооружённые обученные националистические банды так не орудуют, как в Украине…
Лекс Свифт