Война коренным образом изменила идеологические установки, или "маркеры", украинцев. Все, что было связано с "постсоветской" историей, в том числе отношение ко Дню Победы, большинство граждан воспринимает как "токсичное". При этом идет и переосмысление своего прошлого. Об этом говорит исследование, проведенное соцгруппой "Рейтинг". В то же время окончательную динамику можно будет увидеть, только когда территориальная целостность страны будет восстановлена и полноценное право голоса получат жители юго-восточной Украины. Что показал опрос сегодня и почему украинцы отказываются от "постсоветских" праздников, разбирались Vesti.ua.
Европейская трактовка
Итак, к цифрам. Показатель ностальгии по советской истории (совместной с Россией, Беларусью, Казахстаном и другими республиками) падает – с 2010 года, когда сентимент демонстрировали 46% граждан, до всего 11% в 2022-м. "Не жалеет о СССР абсолютное большинство – 87%", – отмечают социологи. В РФ, замечают они, этот показатель растет: с того-таки 2010 года – с 55% до 63%, т. е. речь о диаметрально противоположных процессах.
"Все "советское" часто теперь воспринимается как "российское", а, соответственно, враждебное, – отмечают в "Рейтинге". – Главная причина – использование российской пропагандой в войне против Украины советских символов и спекуляций на "общем" историческом прошлом". В числе главных идеологических "маркеров" – отношение ко Дню Победы 9 мая: до 2022 года праздник воспринимался как личный и символичный четырьмя из пяти украинцев, сегодня для каждого третьего это "пережиток прошлого" или вовсе "будничность" (23%). Сместился и акцент в сторону европейской трактовки праздника, где вместо, собственно, победы и тем более тезиса "можем повторить" дата символизирует, скорее, память о павших и примирение между народами (праздник также носит разные названия: в Норвегии – День освобождения, в Польше – День победы и свободы). "Перемены обусловлены агрессией РФ – поскольку Россия пытается монополизировать советское прошлое, сделать его исключительно "российским", украинцы стараются от него дистанцироваться. Ведь все, что сегодня хоть как-нибудь ассоциируется с Россией, токсично для большой части Украины, – поясняет Vesti.ua глава Украинского института политики Руслан Бортник. – Теперь украинцы отторгают даже то, что раньше было для них ценно".
В этой связи важно, что Верховная Рада приняла постановление о недопущении монополизации памяти победы над нацизмом со стороны РФ, что по идее должно дать идеологический "люфт" для той части общества, для которой память несет сакральную ценность (а это немало – как минимум часть от 80% респондентов до начала войны). "Также это не позволит тому "советскому", чем можно гордиться, отойти к России безоговорочно", – заключает эксперт.
Кто и за что воевал
Один из главных факторов изменения идеологических установок – целенаправленная госполитика в этом отношении. Еще в 2015-м, на 70-ю годовщину Победы, тогдашний президент Петр Порошенко своим указом разделил празднование на два дня: 8 мая отмечали День памяти и примирения, а 9 мая – День победы над нацизмом. А Украинский институт нацпамяти (УИНП) и его руководитель Владимир Вятрович, ныне депутат Рады от "Евросолидарности" Порошенко, давали уточнение: вместо празднования Дня Победы по советскому образцу, когда "в сознании закреплялся культ войны", Украина будет переходить к общеевропейским традициям и уделять больше внимания трагическим страницам Второй мировой. "В итоге это дало плоды: и Мининформполитики времен Петра Порошенко, и деятельность УИНП привели к снижению фактора общего прошлого с РФ, доказыванию того, что этого прошлого у нас не было. Фокус сдвинулся на разного рода региональные активности, вроде УПА, и других движений националистов, деятельность которых сегодня поднимается на щит", – говорит Vesti.ua руководитель Фонда "Украинская политика" Кость Бондаренко.
В этом свете любопытно, как изменилось отношение украинцев к участникам и целям Второй мировой. Четыре человека из пяти высоко оценивают вклад именно украинского народа в победу, а 67% и вовсе убеждены, что наибольший вклад внесла наша страна (о вкладе России говорят 23%, Беларуси – 24%, других республик – 21%). Ответ на вопрос "За что воевали?" изменился в корне: если в 2008 году четыре респондента из пяти считали, что украинские солдаты в Советской армии воевали за советскую родину, сейчас их количество уменьшилось до 39%. А число тех, кто отвечал на этот вопрос "Воевали за свободную Украину", выросло с 13% до 44% в этом году (также увеличилось количество тех, кто считает, что украинцы в Советской армии воевали "за освобождение Европы" – с 3% до 7%).
Бандера "подрос" на контрасте
Очень показательно с точки зрения настроений в воюющей Украине отношение граждан к участию в войне ОУН-УПА и, соответственно, отношению к повстанцам. Кость Бондаренко не зря говорит об эффективности госполитики по героизации ОУН-УПА, ее проводника Степана Бандеры, Директории УНР и ее лидера Симона Петлюры. Показатель поддержки ОУН-УПА с 2010 года вырос в 4 (!) раза, сегодня ее признают участником борьбы за независимость 81% респондентов (10% против). Степан Бандера сегодня пользуется поддержкой 74% украинцев, а это примерно на 0,5% выше, чем набрал в 2019-м Владимир Зеленский (в 2012 году – 22%), Симон Петлюра – 49% (в 2012 году – 26%). Синхронно ухудшалось отношение к советским лидерам (Владимир Ленин может "похвастать" поддержкой 13% украинцев, Иосиф Сталин – 7%).
"Продвижение государственного нарратива работает – модным и нормальным становится все, что является антироссийским, и поскольку РФ определяет своим врагом ОУН-УПА, Бандеру и все остальное, то украинцы на контрасте, в противовес, начинают поддерживать то, что ранее их поддержкой не пользовалось. Такой вот механизм", – поясняет Руслан Бортник. Проще говоря, отношение улучшилось на контрасте с информполитикой РФ и ее действиями. А также активной деятельности украинского государства в вопросе героизации. "Я бы на месте социологов задал еще один вопрос: назовите несколько битв с участием УПА, в которых она нанесла поражение Германии, или нескольких ее полководцев. Если же каждый день говорить по телевизору УПА, то рейтинг будет даже не 80%, а все 120%", – признает Бондаренко.
Поправка на войну
Отношение к России и русским, а также белорусам ухудшилось: первых негативно воспринимает 69% украинцев (положительно – 8%, нейтрально – 20%), вторых – 33% негативно (положительно – 22%, нейтрально – 42%). Еще год назад цифры отличались принципиально, "отношение изменилось со скорее положительного на более нейтральное к жителям Беларуси, т. н. "ЛНР/ДНР" и оккупированного Крыма. В то же время значительно ухудшилось отношение к жителям России и одновременно улучшилось отношение к русскоязычным украинцам (к ним, кстати, себя относит 15% сограждан к концу апреля против 40% в 2012 году)”, – признают социологи "Рейтинга".
Эксперты считают: нынешние тенденции следует воспринимать с поправкой на войну. "Мы сейчас находимся посреди горячей фазы, где все воспринимается очень остро. Со временем данные социологии немного сменятся, – говорит Vesti.ua Бортник. – К тому же на динамику серьезно влияет демография: не менее 10 млн украинцев находятся за рубежом, порядка 6-7 млн человек – на оккупированных (в т. ч. новооккупированных) территориях, где "постсоветские" взгляды были традиционно сильными. Это очень серьезно влияет на динамику". Получить полноценную картинку, по мнению эксперта, можно будет только после наступления мира и спокойного осмысления всего произошедшего в стране.