Президент Владимир Зеленский в выходные провел переговоры с президентами США, Франции и Турции. Примечательно, что все трое так или иначе задействованы в процессе переговоров по Украине – Реджеп Эрдоган, к примеру, перед беседой с Зеленским поговорил с Путиным. А Макрон прямо говорит о том, что "изоляция – худшая вещь для такого лидера, как Путин".
С чем связано увеличение плотности контактов вокруг Украины, что является предметом для бесед лидеров и меняется ли позиция сторон, пишут Vesti.ua.
Саммит мира
Контакты на высоком уровне между Украиной и США происходят примерно два раза в месяц. 4 ноября в Киев приезжал советник президента США по вопросам нацбезопасности Джейк Салливан, 21 октября Украину посещала делегация конгрессменов. А предыдущая беседа "Зеленский – Байден" имела место 10 октября, в день массированного ракетного удара РФ по Киеву и крупным городам Украины.
Если в тот раз говорили о самом факте ударов, то сейчас диалог более конкретный: Зеленский просит США укрепить систему противовоздушной обороны страны, "мирного населения Украины и ее критической инфраструктуры... что особенно важно именно сейчас, в зимний период", – отметил Зеленский в воскресенье, 11 декабря.
Байден обещает Украине боеприпасы и оборудование для систем ПВО в рамках пакета помощи на 275 млн долларов (включая системы противодействия беспилотным аппаратам, как отдельно отметил Белый дом); еще 53 млн долларов США выделят для восстановления энергетической инфраструктуры, которая, как отмечает Зеленский, "уничтожена примерно на 50%".
Интересно и еще одно заявление Зеленского: он выступил с инициативой созыва Глобального саммита мира. "Владимир Зеленский подчеркнул, что Украина стремится достигнуть мира, и отметил важность консолидации международных усилий для достижения этой цели. Именно ради этого во время саммита G20 президент Украины представил формулу мира из десяти критически важных шагов", – говорится на сайте украинского президента.
Примечательно, что в тот же день, 11 декабря, Зеленский провел еще две телефонные беседы: с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом и французским – Эмманюэлем Макроном. Ни с кем из них он не поднимал тему "Саммита мира" (судя по коммюнике, обнародованных их дипслужбами). С президентом Турции говорили о зерновой сделке и возможности ее расширения – Анкара заявляла, что Путин и Эрдоган, имевшие беседу за пару часов до этого, обсуждали возможность включения в сделку и других украинских продуктов питания, кроме зерна. C Макроном (предыдущий разговор провели еще 1 ноября) – о "синхронизации позиций" перед онлайн-саммитом G7 и конференцией в поддержку Украины в Париже. "Обсудили реализацию нашей десятишаговой формулы мира", – добавляет украинский президент в Telegram.
"Идут холода, есть риск коллапса"
Если кратко, "Формула Зеленского", которая была впервые озвучена на саммите G20 на Бали в ноябре, заключается в отведении российских войск из Украины, восстановлении Устава ООН (то есть РФ полагается подтвердить целостность территории Украины, включительно с Крымом и Донбассом, которые она уже считает "своими" территориями), и возместить ущерб, вызванный ведением боевых действий. Остальные пункты (продовольственная, ядерная и энергетическая безопасность, обмен пленными и пр.) – важные, но не ключевые пункты.
Реакция РФ на десять пунктов была, естественно, негативной.
"Некоторые неудачники чересчур болезненно реагируют на единственно вероятный сценарий в реальном мире. Этот сценарий – украинская формула мира. Иначе не будет, – парировал глава Офиса президента Украины Андрей Ермак. – Мир будет только украинским. Потому мы движемся вперед, к границам 1991 года".
Движение к границам означает вытеснение ВС РФ с украинской территории (включая и Крым, и Донбасс) военным путем. Сегодня именно в этом заключается официальная позиция Украины – и боевые действия продолжаются, в частности, в Бахмуте (Vesti.ua писали о ходе сражений в этом городке на Донбассе). О том, что РФ должна вывести войска из Украины для начала мирного диалога, говорят и Джозеф Байден, и Олаф Шольц (канцлер высказал его вскоре после беседы с Владимиром Путиным на позапрошлой неделе).
Также отчетливо звучит тезис о том, что именно Украине решать, когда именно садиться за стол переговоров – это артикулировал президент Франции Эмманюэль Макрон ("Мы никогда не будем призывать украинцев пойти на неприемлемый для них компромисс"), и глава МИД Британии Джеймс Клеверли.
Однако с середины ноября плотность контактов между лидерами и заявлений сторон (вовсе не обязательно официальных) стала выше. Только на прошлой неделе было более десяти звонков, что соединили европейские столицы с Вашингтоном, Киевом, Москвой.
"Плотность контактов объясняется просто: идут холода, есть риск полного коллапса украинской энергетической инфраструктуры. А это гуманитарная катастрофа, и украинские беженцы снова потянутся в Европу, а там ситуация и без них достаточно тяжелая", – поясняет украинский политический эксперт Руслан Бортник.
"США не против перемирия, но против победы РФ"
США имеют немного иной мотив. Как считает один из наших осведомленных собеседников, истинной целью Вашингтона было добиться политических потрясений в Москве.
"Хотели смещения Владимира Путина. Но когда стало понятно, что этого не будет и надежды нет, решили заминать ситуацию, как в свое время с Мадуро в Венесуэле: не получилось сместить – выйдут на другой вариант", – напоминает собеседник политический кризис января 2019 года в Венесуэле, когда из-за действий оппозиции в стране возникли два центра власти. Тогда попытка госпереворота завершилась неудачно.
Явным свидетельством этой версии источник считает высказывание главы Объединенного комитета начальников штабов США генерала Марка Милли от 10 ноября о том, что полная победа одной из сторон в Украине "выглядит все менее вероятной".
"На самом деле, США уже не против "зимнего перемирия" или мирного соглашения, но одновременно они выступают против фиксации какого-либо рода победы, либо достижений РФ, – говорит Бортник. – Именно поэтому Байден и Шольц говорят о том, что РФ должна убрать свои войска с украинской территории".
Вторая версия: говоря в унисон с Украиной, Джозеф Байден не только поддерживает страну, но и решает собственные внутриполитические вопросы. Так, в конце октября, перед самыми довыборами в США, группа из 30 сенаторов направила Байдену письмо от так называемой "Прогрессивной фракции Конгресса" США, предложив президенту начать прямой диалог с Путиным для завершения войны в Украине. На следующий день 25 конгрессменов отозвали свои подписи после протеста Демпартии (среди подписантов большинство представляло именно ее).
"Я думаю, он (Байден) озвучил позицию именно так, с украинским контекстом, потому что в США среди части демократов есть попытки влиять на его администрацию с тем, чтобы усилить дипломатическую составляющую, – считает политолог Алексей Якубин. – Однако в данный момент серьезных предпосылок к проведению переговоров нет, а любые результативные контакты касаются, скорее, экономической составляющей – ЗАЭС, транзита газа или нефти. Предпосылкой же для того, чтобы Зеленский вообще согласился хоть на какой-либо формат диалога, может стать отход России на границы 24 февраля, то есть к моменту до вторжения в Украину".
Между тем в понедельник украинский президент заявил в комментарии Netflix (спецвыпуск шоу "Мой следующий гость не нуждается в представлении"), что война РФ закончится "в случае смерти Путина" – это, на его взгляд, позволит переключить внимание элит "с внешней повестки на внутреннюю". Это заявление показывает истинную температуру отношений.
“Застолбить” восток
В конце прошлой недели в российский парламент, Думу, внесли четыре проекта закона, которые могут свидетельствовать о позиции РФ в отношении диалога с Западом об украинских регионах. Эти нормы касаются формирования судебной системы в аннексированных Россией украинских территориях. Однако в законопроектах речь идет только о Донецком и Луганском регионах. При этом "суды" созданы демонстративно даже для тех городов, в которых сегодня законная украинская власть.
Запорожский и Херсонский регионы отложены, что может свидетельствовать о попытке выйти на диалог: "застолбить" за собой полноценно восток Украины и пожертвовать захваченными территориями на юге. Запад, напомним, не раз заявлял в ответ: “Никаких переговоров об Украине без Украины”.
Параллельно президент РФ на минувшей неделе сделал ряд заявлений по Украине: во-первых, о том, что война может идти еще долго. Во-вторых, появление "новых территорий" – "значимый результат" для РФ. В-третьих, что Россия открыта к диалогу с Украиной.
В США публично отрицают, что какие-либо переговоры с РФ сегодня возможны. "Путин не демонстрирует признаков того, что он готов сесть за стол переговоров и закончить эту войну", – сказал 2 декабря координатор по стратегическим коммуникациям Совета нацбезопасности США Джон Кирби.
"При этом какие-то переговоры между США и РФ идут – и сразу на нескольких площадках, с большим или меньшим успехом. Видим, что война зашла в тупик, победить в ней не может ни одна из сторон – конечно, ситуация была похожей как месяц, так и два назад, однако ситуация с каждым днем оказывается тупиковой все больше, – говорит украинский политический эксперт Константин Бондаренко. – Правда, это закулисные переговоры, а вот когда состоится личная встреча Байдена и Путина – неясно. Но понятно, что рассматривать вопрос Украины они будут в комплексе".
Эксперт напоминает: принципиальные различия между позициями РФ и США заключаются как раз в объеме этого "комплекса тем". РФ готова рассматривать вопрос Украины не сам по себе, а как один из элементов "стратегической стабильности". "Под этим термином РФ понимает распределение сфер влияния в мире и вопросы ядерного оружия, а США – исключительно контроль над ядерными вооружениями", – добавил Бондаренко.