Парламентские выборы-2023: быть или не быть?

Судя по всему, окончательное решение о проведении/не проведении выборов не принято до сих пор.

24 февраля 2022 года разделило жизнь украинцев и украинского государства на «до» и «после». Полномасштабная российская агрессия «сломала через колено» размеренную и движущуюся по своей колее жизнь – в том числе и политическую. Властями было введено военное положение, включающее в себя запрет на любые массовые мероприятия, а также на проведение электоральных кампаний (проще говоря – выборов), что все годы независимости являлось неотъемлемой частью украинской политической системы. Ведь не зря отдельные эксперты до войны называли наше государство «страной вечного митинга» и «страной непрекращающихся выборов».

Тем не менее, с последним всё не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Согласно закону о военном положении, выборы при таком правовом режиме не проводятся. Однако в кулуарах как минимум с лета 2022 года активно ходят слухи о грядущей парламентской кампании. Отдельно на недопустимости отмены народного волеизъявления настаивают и наши западные партнёры. Да и самой власти, как бы парадоксально на первый взгляд это не выглядело, выборы тоже нужны.

Так ждать ли Украине в 2023 году парламентской гонки – первых в её истории выборов в условиях полномасштабной войны? Попробуем разобраться.

Выборы-2023: юридический аспект

Напомним, что согласно Конституции Украины, очередные парламентские выборы проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий действующей Верховной Рады Украины. То есть, следующие парламентские выборы «в вакууме» должны состояться 29 октября 2023 года. Однако так говорит закон, который, разумеется, написан как раз-таки в том самом «вакууме» и не учитывает сложившихся чрезвычайных реалий.

Так, с точки зрения права, ситуация выглядит максимально простой и понятной. Закон Украины «О правовом режиме военного положения» от 2015 года даёт чёткий ответ на вопрос. Согласно статье 19 Закона под названием «Гарантии законности в условиях военного положения», при условии действия такого правового режима «запрещается проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, проведение всеукраинских и местных референдумов, проведение страйков, массовых собраний и акций».

В случае, если календарные либо внеочередные выборы должны были пройти в тот период, во время которого действовал режим военного положения, то такие выборы должна назначить Верховная Рада специальным указом. Его, согласно закону, необходимо принять не позднее чем через 90 дней с момента отмены военного положения.

Однако здесь есть и оговорки о некоем «переходном периоде» после войны. Вероятнее всего, сразу же вслед за снятием режима военного положения не последует одномоментное возвращение к порядкам довоенной жизни. Почти наверняка стоит ожидать замены ВП на ЧП: «чрезвычайное положение». А согласно статье 21 данного Закона, «запрещается проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, проведение всеукраинских и местных референдумов». Полномочия же избранных до режима чрезвычайного положения органов власти автоматически продляются на срок действия ЧП. То есть, фактически данный закон полностью дублирует аналогичный закон о режиме ВП.

Таким образом, если чётко следовать букве закона, то никаких парламентских выборов ни в 2023 году, ни в целом в обозримой перспективе быть никак не может, а любые разговоры и прогнозы на эту тему – не более чем предположения, имеющие мало общего с реальностью. Но, как это часто бывает в Украине, есть одно или даже несколько «но». Это – политическая целесообразность.

Парламентская кампания-2023: политическая целесообразность

В политической сфере действует следующий простейший принцип: «если чего-то нельзя, но очень хочется или очень нужно – то можно». Такие ситуации не раз случались и в Украине, но наше государство в этом плане вовсе не выделяется чем-то уникальным. Подобное правило применимо почти ко всем мировым политическим системам.

Парламентские выборы-2023 – это классическая «вилка», когда по закону нельзя, но провести в том или ином виде нужно, а кому-то даже и хочется. А значит, всегда можно найти варианты и модели, тем более что мотивов для этого предостаточно. Выведем основные причины провести парламентскую кампанию в срок и тезисно распишем каждую из них.

  1. Внешний фактор

Украина сегодня как никогда критически зависима от наших западных партнёров. Война столь высокой интенсивности требует постоянных, непрекращающихся поставок вооружений и боеприпасов. Она требует ежемесячные миллиарды долларов на поддержку экономики, недопущение гиперинфляции и социальные расходы. Она требует также и дипломатического единства западного мира перед лицом общей угрозы, на самом острие которой волей судеб оказалась Украина. Следовательно, мнение западных партнёров по поводу тех или иных фундаментальных и принципиальных вещей для Киева сегодня важнее, чем когда-либо.

Согласно различным данным и косвенным признакам, выборы даже в условиях войны как раз-таки являются той самой принципиальной позицией для Запада. Ходят слухи, что в непубличных разговорах с представителями украинского истеблишмента западные эмиссары очень чётко дали понять, что хотели бы видеть демократичность и обновление элит даже в таких жёстких условиях, какие есть сейчас. Дескать, раз вы демократическое государство – извольте проводить выборы в любом случае, причём, по разным сведениям, на Западе готовы даже «проглотить» временное изменение избирательного законодательства в пользу возвращения к закрытым спискам, что значительно упростит электоральные процессы в сложное военное время. Также западные партнёры могут и не выступить против переписывания закона о ВП, что позволит проводить выборы – естественно, опять же на время, пока вокруг «внештатная ситуация». Это, к слову, является также и осторожно-позитивным маркером того, что западные игроки, вполне возможно, говоря о выборах осенью, ожидают завершение войны уже весной-летом следующего года.

  1. Внутренний фактор

В условиях полномасштабной войны власть и в целом политическая система выглядят как никогда монолитными и едиными, однако было бы заблуждением воспринимать всё именно так. Внутренние конфликты, сведение старых счетов и затаённые обиды, вопросы финансовых и имущественных переделов, etc – всё это, к сожалению, во время войны никуда не делось, а просто стало менее публичным. Выборы в такой ситуации всегда являлись легальным инструментом временного сглаживания противоречий, открытой конкурентной борьбы, «выпуска пара» как для общества, так и для политикума.

Кроме того, существуют и практические интересы конкретно для власти и лично для главы государства. Так, до войны, согласно январским опросам КМИСа, президентская партия «Слуга народа» уступала пальму первенства «Европейской Солидарности» экс-президента Порошенко. «Центр Разумкова» и «Рейтинг» в декабре 2021-го давали чуть другие цифры: на них пропрезидентский проект лидировал, однако с минимальным отрывом от ближайших конкурентов из «ЕС» и «Батькивщины».

Во время войны подобных опросов практически не проводилось, однако рейтинги власти в целом и президента Владимира Зеленского в частности выросли многократно, что легко подтверждается любыми социологическими данными. Сегодня украинский лидер имеет наиболее высокий уровень доверия и популярности за всю свою политическую карьеру, причём как внутри страны, так и за её пределами. Весной процент одобрения деятельности президента взлетел до небывалых 93%. К новому 2023 году он несколько снизился, однако всё ещё колеблется, по различным данным, в пределах от 73-75% до 85-87%. Это огромный политический ресурс, не использовать который было бы попросту недальновидно.

У Владимира Зеленского по состоянию на сейчас есть все шансы повторить парламентский успех 2019-го года – или даже превзойти его. Однако для этого, прежде всего, было бы логично реформировать и обновить собственную политсилу, которая ещё до войны успела погрязнуть в непрекращающихся «зашкварах» отдельных депутатов. Вполне возможно, что по итогу от бренда «Слуги народа» откажутся, либо оставят его в качестве сателлита, а взамен создадут какой-нибудь именной проект под Владимира Зеленского, что более чем прагматично в контексте его огромных рейтингов. В конечном итоге такой ребрендинг и поход на выборы в условиях войны сможет не только позволить президенту получить ещё больше «штыков» в Раде, но и зацементировать за собой образ борца за свободу, который выступает за демократические процессы в любых условиях. И тут мы органично переходим к третьему пункту.

  1. Ценностный фактор

Сегодняшняя украинская идея строится на тотальном антагонизме с Россией во всём – что природно, очевидно, ожидаемо и во многом справедливо. Пожалуй, одним из главных нарративов является борьба свободы и демократии против диктатуры, автократии и тирании. В таком случае, проведение выборов даже во время войны – шикарный политический козырь для Киева и лично для главы государства.

В случае успешной реализации данного кейса Украина покажет всему миру, что является уникальным государством, которое даже во время полномасштабной войны за свою свободу и независимость не забывает о демократических процедурах. Аналогов подобным процессам в современной истории практически не существует. Это будет мощный сигнал как нашим внешним партнёрам, так и обществу: государство не отступает от демократических стандартов и политических прав граждан в любых условиях, а если и отступает – то лишь вынужденно и временно, по итогу всё равно давая народу возможность произвести ротацию элит на выборах.

Такой шаг точно оценят на Западе. Такой шаг наверняка оценят многие и внутри из числа тех, кто обеспокоен неизбежным частичным сворачиванием политических прав в условиях военного положения. Символический, ценностный и медийный успех от проведённых во время войны выборов будет обеспечен почти гарантированно – причём плюсы от него получит как украинское государство и общество, так и лично Владимир Зеленский и его команда.

Выборы в Раду-2023: что может помешать

Подобному тому, как не бывает худа без добра (и наоборот), так и не бывает политических решений без рисков и издержек. Электоральные процессы в условиях полномасштабной войны – как раз та ситуация. В этом разделе постараемся тезисно объяснить, почему же, несмотря на все очевидные плюсы и доводы «за», проведение парламентской кампании в 2023 году может оказаться далеко не самой лучшей идеей.

  1. Боевые действия

Первый и самый главный момент, который может помешать проведению выборов, сделав даже обсуждение проблемы попросту несвоевременным – это обстановка на фронтах. По состоянию на декабрь 2022 года Украина достигла впечатляющих успехов в войне: оккупационные войска убрались из-под столицы, из всей Киевской, Черниговской и Сумской областей, практически полностью были разбиты в Харьковской области, возвращён Херсон, идут активные бои за Донбасс, etc.

Тем не менее, российское командование, как бы не хотелось думать обратное, тоже не слепое и явно видит проблемы на фронте, извлекая из них какие-никакие уроки. В данный момент в РФ завершена частичная мобилизация, и хотя в зону боевых действий прибыло менее половины «мобиков», но даже это позволило в значительной степени стабилизировать линию фронта. Многие эксперты сходятся в том, что стоит ожидать дальнейшие волны мобилизации в РФ, что в сумме с наращиванием белорусской группировки даёт основания ожидать попытки повторного масштабного наступления уже зимой-весной 2023-го. Об этом предупреждают как представители украинской власти (Кулеба, Арестович, etc.), так и западные аналитики.

Именно от положения дел на фронте по итогу и будет зависеть, пройдут ли выборы в парламент в 2023 году – или же об этом никто даже не заикнётся на фоне возможных вызовов совершенно иного порядка.

  1. Миграция

В результате вторжения РФ вынужденными переселенцами (читай – беженцами) стали, по разным оценкам, до 12-15 миллионов (!) украинцев. Из них, по данным украинского омбудсмена, чуть менее 8 миллионов в данный момент находятся за границей, остальные – внутренне перемещённые лица, «ВПО», живущие в других регионах. В бюрократическом аппарате украинского государства в связи с этим царит «тихий хаос», ведь когда миллионы людей разом меняют своё место жительства – уследить за этим достаточно сложно.

Возникает вопрос: как голосовать всем этим гражданам? Частично проблему решает вопрос возвращения к «закрытым спискам», но и то не до конца. А что делать с теми, кто покинул страну и находится за её пределами? Во властных кабинетах давно муссируется идея «Е-голосования» по примеру той же Эстонии. Таким образом украинцы из любой точки мира получат возможность отдать свой голос через приложение «Дія». Но этот путь таит в себе, помимо очевидных преимуществ, также и ряд недостатков и вызовов: процесс довольно непросто организовать – но ещё сложнее контролировать, чтобы избежать массовых фальсификаций и «приписок». А потому использовать его можно в лучшем случае ограниченно и частично.

  1. Безопасность

Под прицелами российских сегодня ракет находятся все украинские города. Обстрелы случаются произвольно, утром и вечером, днём и ночью, в любой день недели, без особой системности. Никто не может гарантировать безопасность миллионам жителей страны и тысячам работников избирательных комиссий. Никто не способен точно сказать, что на конкретном избирательном участке не случится какой-нибудь провокации. Человеческая жизнь и здоровье – вопрос первостепенной важности для любого демократического режима. А потому высокие риски электорату могут по итогу склонить весы для украинской власти в пользу отказа от проведения выборов.

  1. Финансовый вопрос

Украина сегодня тотально зависит от западного финансирования. Это природно, ведь все свободные деньги государство тратит на войну за выживание – а наши партнёры поддерживают нас в, том числе, социально-экономических, «бытовых» вопросах. Но выборы стоят дорого: к примеру, в 2019 году парламентская кампания побила рекорды дороговизны и обошлась бюджету в 2 миллиарда гривен, что по нынешнему курсу составляет около 50 миллионов долларов.

В эту сумму входит исключительно организация электорального процесса со стороны государства. Финансовые вложения заинтересованных сторон несоизмеримо больше. Есть ли сейчас у государства эти деньги? Есть ли такие средства у финансово-промышленных групп и крупных игроков? С одной стороны, да, изыскать их можно. С другой стороны, это будет довольно непросто – да и стоит ли овчинка выделки? Зампред ВР Украины Александр Корниенко уже прямо заявил: в бюджете на 2023 год расходов на выборы не предусмотрено. Да, туда всегда можно внести правки, обратившись к Минфину. Тем не менее, финансовые расходы воюющей страны, где большая часть населения в силу объективных причин попросту выживает, на выборы, может показаться непозволительной роскошью.

  1. Законодательные ограничения

Как мы уже выяснили в начале статьи, выборы во время военного и чрезвычайного положений прямо запрещены. Но эту проблему можно решить путём банального изменения законодательства. Правда, из-за этого придётся «влезать» и в закон о ВП, и в закон о ЧП, и в Избирательный кодекс, etc. Или, как вариант, ОП может обратиться в Конституционный Суд за конкретным разрешением.

Всё это требует времени и ресурсов. Всё это требует какой-никакой, но общественной дискуссии, согласования с западными партнёрами и внутренними группами влияния, обсуждения с обществом, в конце концов. К тому же, открытая избирательная кампания даст карт-бланш традиционным для Украины «чёрным» политическим технологиям. А это, в свою очередь, может запустить маховик критики, внутренних «разборок», и как итог – дестабилизации общественного-политического ландшафта нашего государства. С непредсказуемыми итогами и последствиями.

С другой стороны, закон не был преградой тому же экс-президенту Порошенко, когда последний ввёл в ноябре 2018-го военное положение, но при этом внёс в парламент ряд законодательных инициатив, позволивших беспрепятственно провести выборы в ряде ОТГ.

  1. Политическая и моральная целесообразность

Мы не случайно выносим это фактическое повторение предыдущего подзаголовка последним подпунктом в данном материале. В стране продолжается кровопролитная война. Сотни тысяч бойцов находятся на фронте, сотни тысяч людей остаются в оккупации, миллионы были вынуждены покинуть свои дома и уехать. В стране очень тяжёлая финансово-экономическая ситуация, деньги нужны буквально на всё. А народ, уставший от бесконечного кошмара происходящего, более всего желает порядка, стабильности и безопасности.

Насколько адекватно в таком случае проводить выборы, окунаясь в традиционную для Украины электоральную «пляску», полную противоречий, конфликтов, «чёрных» политических технологий и борьбы всех против всех? Приблизит ли это нашу победу? Будут ли стоить того потраченные деньги? Как это воспримет украинское общество? Что будет с государством, запускающим процессы «контролируемой дестабилизации» в традиционных рамках избирательного процесса – при серьёзнейшем внешнем дестабилизиционном давлении?

Слишком много вопросов. Ответить на них однозначно и прямо сегодня не представляется возможным. А конечный ответ должно дать именно украинское общество и украинский народ. В любом случае, состоятся парламентские выборы-2023 или нет, мы узнаем уже вскоре, по итогу ближайших и решающих нескольких зимне-весенних месяцев.


 

Автор – Никита Трачук, политолог,

Украинский Институт Политики.

Аналитические материалы УИП

  • 11 годовщина второго Майдана в Украине: трезвый взгляд на события с высоты 2024 года.
  • 1000 дней войны в Украине.
  • СЕУЛЬСЬКИЙ ТА ЄВРОПЕЙСЬКИЙ КОНСЕНСУСИ З ПИТАНЬ РОЗВИТКУ: ЧИ МОЖЛИВА СПІЛЬНА ПЛАТФОРМА ПО УКРАЇНІ?
  • Стратегические перспективы независимости Европы в преддверии выборов в США в 2024 году.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 23 – 30 октября 2024 года
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 10 – 16 октября 2024 года.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 26 сентября – 2 октября 2024 года.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 12 – 18 сентября 2024 года.
  • Ситуация вокруг мирных переговоров Украины и РФ. Почему мирный план КНР на самом деле не о завершении войны?