Авторы публикации
Миссия ОБСЕ опубликовала отчет «О нарушениях международного гуманитарного права и прав человека, военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных в Украине с 24 февраля 2022 года». Отчёт охватывает период с начала войны 24 февраля по 1 апреля. Таким образом, туда не попали обнаруженные позже свидетельства массовых убийств в г.Буче и других городах, оставленных российскими войсками. указано, что события в г.Буче требуют отдельного серьёзного национального и международного расследования на месте и с привлечением судмедэкспертов.
ОБСЕ указали на «неоднократно задокументированные в ходе конфликта нарушения» норм международного гуманитарного права со стороны сил РФ (в период с начала вторжения российских сил в Украину 24 февраля и по 1 апреля).
Конфликт, начатый незаконным нападением России на Украину, очень затруднил Украине эффективно уважать, защищать и реализовывать права человека своих жителей. Миссия выяснила, что хотя конфликт затронул население Украины в целом, это оказало особенно негативное влияние на лиц, принадлежащих к уязвимым группам, таких как женщины, дети, пожилые люди или инвалиды. Миссия не смогла сделать вывод о том, может ли нападение России на Украину само по себе квалифицировать как широкомасштабное или систематическое нападение, направленное против любого гражданского населения. Однако некоторые модели насильственных действий, неоднократно задокументированных и совершенных сознательно в ходе вторжения, имеют признаки преступлений против человечности. Это прежде всего: преднамеренные убийства, насильственное похищения гражданских лиц, в том числе журналистов и местных чиновников и др.
Нападения на гражданское население или гражданские объекты.
Согласно отчёту, официальные российские источники отрицают какие-либо нападения на гражданское население или гражданские объекты и утверждают, что они наносить исключительно точечные удары по военным объектам. Точечные удары по военным объектам на западе Украины, например, по Яворовской военной базе под Львовом, где находилось много иностранных бойцов, желающих присоединиться к украинским вооруженным силам, также сообщалось об атаках, направленных против аэродромов. Однако российские источники не могут объяснить крупномасштабные разрушения гражданских объектов. В большинстве случаев сама атака, ракурсы, использованные боеприпасы и поражённые объекты ясно показывают, что такие атаки проводились со стороны России. Это доказывает, что российские предположения о том, что они являются результатом украинских атак, не имеют оснований.
Особо коварная форма нападения, связанная с нарушением правил различия, пропорциональности и мер предосторожности — это «атаки двойным касанием». Как пример, приводится атака 1 марта 2022 года на Харьковскую областную администрация на площади Свободы, которая была поражена, предположительно, российской крылатой ракетой типа «Калибр». После прибытия спасателей (минут через 5-7) был повторный удар аналогичной ракетой, попали в здание. Это означает, что спасатели, а также лица, получившие ранения при первом нападении, стали преднамеренными мишенями.
Миссия получила несколько заявлений о нападениях на мирных жителей, передвигающихся пешком или на велосипедах в общественном месте, за рулем автомобиля или в поезде, из которых четыре пострадавших журналисты. Такие нападения, ещё меньше могут быть объяснены иначе, чем как случаи преднамеренного нападение на гражданских лиц (что является военным преступлением), чем гибель мирных жителей в жилых домах, что гипотетически могли превратиться в военные объекты или быть уничтожены случайно или по ошибке. То же самое относится и к расстрелу мирных жителей. Миссия установила, что военные РФ несут ответственность за обстрел драматического театра и больницы в Мариуполе. В результате обстрела театра, там погибли около 300 человек. Эксперты отмечают многочисленные атаки на частные дома, больницы, многоэтажные жилые здания, культурные памятники и школы. При соблюдении норм гуманитарного права войсками РФ этих разрушений можно было избежать.
Живые щиты.
МГП требует принятия возможных мер для защиты гражданских лиц и гражданских объектов, находящихся под их контролем, от последствий атак, в том числе путём отделения их от законных целей. Здесь Миссией было отмечено, что вооружение гражданского населения, нарушает эти обязательства, если задействованные гражданские лица продолжают оставаться в своих жилых домах, в то время как противник пытается захватить их город. Точно так же российские силы нарушают эти обязательства, если они помещают, по имеющимся данным, артиллерийские позиции в густонаселённых районах.
Чтобы оправдать тот неоспоримый факт, что от ее атак страдают мирные жители, Россия утверждает, что украинские силы используют живые щиты.
По утверждениям Украины, Миссия могла не проверить, как российские войска используют мирных жителей на территориях, которые они оккупировали с 24 февраля 2022 года. Но в некоторых случаях есть заслуживающие доверия утверждения, что отдельные гражданские лица или их группы использовались российскими войсками в своих атаках для защиты от сопротивления украинских сил. Термин «живой щит» можно также применить и по отношению к украинским гражданским лицам, которым не разрешено было покидать населённые пункты, контролируемые Россией. Имели место случаи, когда обитателей жилых домов заставляли оставаться на месте, в то время как российские войска брали под контроль здания и установили там снайперские позиции.
Осаждение городов.
Несмотря на то, что теоретически осаждающий заинтересован в уходе гражданских лиц из окружённого города, на практике, когда война ведётся против всего населения враждебного к данному государству, ситуация может быть другая. Таким образом, Украина и многие СМИ сообщают, что Россия не даёт согласия на эвакуацию жителей осаждаемых городов или нарушает такие соглашения. Миссия отмечает, что умышленное использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны путём лишения его предметов, необходимых для выживания, в том числе умышленное воспрепятствование поставкам помощи, как предусмотренное МГП, является военным преступлением.
Относительно управления оккупированными территориями.
Миссия отмечает, что российские вооружённые силы неоднократно подавляли мирные митинги граждан против российского присутствия. В частности, был открыли огонь по участникам митинга в г. Скадовске. Аналогичные заявления существуют о подавлении протестов в г.Херсоне, где российские военные бросали светошумовые гранаты и стреляли в людей, пришедших на митинг. Миссия отмечает случаи замены местных органов власти на оккупированной территории. В г. Мелитополе после похищения избранного мэра 11 марта 2022 г. Ивана Федорова, в городе был назначен новый пророссийский мэр. Нечто похожее происходило и в других захваченных городах. В то время как закон оккупации предписывает, что статус государственных должностных лиц не может быть изменен, и они должны иметь возможность продолжать выполнять свои обязанности.
Насильственное похищение.
Миссия задокументировала 24 случая произвольного задержания и насильственного исчезновения местных чиновников в регионах, находящихся под контролем российских сил, 13 из которых были впоследствии освобождены. Также задокументировал произвольное задержание и исчезновения 21 журналиста и активистов гражданского общества, открыто выступавших против вторжения в Киевская, Херсонская, Луганская и Запорожская области, впоследствии были освобождены пятеро журналистов и трое активистов, местонахождение других лиц неизвестно.
Случаи мародерства.
Миссия обеспокоена многочисленными сообщениями о мародерстве. Несколько видеороликов, опубликованных в социальных сетях, показывают, как российские войска грабят продуктовые магазины, супермаркеты, заправочные станции или даже банки.
Депортация.
Миссия получила многочисленные последовательные отчеты от украинских официальных лиц о насильственной депортации из оккупированных территорий в Россию. По словам Уполномоченного по правам человека Украины - 500 000 мирных жителей были депортированы из Украины в Россию.
Заявления о массовых казнях мирных жителей.
После официального завершения своих расследований Миссия получила сообщения о большом количестве расстрелянных мирных жителей в окрестностях г. Киева, в частности г. Буча, в связи с выводом оттуда российских войск. Есть фотографии и видеозаписи мирных жителей, убитых со связанными руками на улицах, и сообщения о массовом захоронении. В случае подтверждения такие убийства будут представлять собой вопиющие нарушения МГП и военные преступления. Отмечается, что такие преступления требуют проведения серьёзных национальных и международных расследований на месте с привлечением судебно-медицинских экспертов.
Как сообщил глава полиции Киевской области Андрей Небитов, в Киевской области по состоянию на сегодня уже найдено 900 тел мирных жителей, которые погибли в результате военных действий.
Нарушения со стороны Украины.
Украина также нарушала международное гуманитарное право - в частности, в том, что касалось обращения с военнопленными. В частности, в начале вторжения украинские власти квалифицировали их как обычных преступников, виновных в нарушении границ и убийствах, что нарушает так называемую "привилегию комбатанта".
Миссия также отмечает, что когда украинские власти призвали мирных найти оружие и приготовить коктейли Молотова для борьбы с русскими оккупантами, таких гражданских нельзя считать взявшимися «стихийно» за оружие, «не успев сформироваться себя в регулярные вооружённые формирования». Такой призыв неуместен в соответствии с МГП. Это привело к тому, что эти лица потеряли защиту от нападений, не получив статуса комбатанта. Кроме того, теперь русские силы должны ожидать, что каждый мирный житель может принять их с коктейлем Молотова, что подвергает опасности нападения уже и других гражданских лиц, и жилые дома.
В докладе подчёркивается, что хотя «нарушения имели место как с украинской, так и с российской стороны, нарушения, совершенные Российской Федерацией, гораздо больше по своему характеру и масштабу».
В целом в докладе отмечается, что «некоторые выводы, являются предварительными из-за короткого периода расследования», а также в контексте продолжающейся войны и непрерывно поступающего большого объёма информации о нарушениях гуманитарного права и преступлениях. Отчёт, однако, может стать основой для дальнейших тщательных расследований с целью привлечения виновных к юридической ответственности.
Красовская Оксана
для Украинского Института политики