- позиция Турции по проблеме Крыма и Донбасса;
- как сближение Турции с РФ отразится на отношениях с Киевом
Украина и Турция попытаются сохранить отношения, несмотря на сближение Анкары с Москвой.
На этом фоне позиция Турции по Крыму и Донбассу будет выражаться в двух разрезах: формальном и неформальном.
Формально - де-юре, в ближайшее время, Турция не признает российский статус Крыма или не займет пророссийскую позицию в отношении Донбасса. В частности Турция поддержала резолюцию ООН от 16.11.2016 относительно территориальной целостности Украины (АР Крым и Севастополь признавались временно оккупированной территорией). Это подтверждает и риторика официальных лиц Турции. Турция в сотрудничестве с РФ в контексте Украины остается ограниченной членством в НАТО, необходимостью сохранения контроля над татарской миграцией в Украине (Менджлисом), ситуативностью совпадения интересов. Формальное признание российских интересов в Крыму и в Украине возможно только в ответ на существенные уступки со стороны РФ - например, в статусе Нагорного Карабаха, или Сирии, уступок в энергетических вопросах.
В тоже время, неформально, Турция интенсифицировала политику признания фактического положения дел (бизнес-интересы Турции в Крыму, заход турецких кораблей в порты Крыма).
Так, в ноябре 2016-го года состоялся визит турецкой делегации в Крым. На полуостров прибыли глава турецкой Ассоциации евразийских правительств, доверенное лицо заместителя руководителя Генеральной дирекции безопасности Турции Хасан Дженгиз, представитель президента Турции Ибрагим Ерилли, вице-мэр Анкары Ахмет Тунч.
Также ходят слухи о возможности визита Президента Турции Р. Эрдогана в Крым на совместное с В. Путиным открытие Соборной Мечети Крыма (строится РФ до 2019 года). Вместе с тем, вероятность визита Эрдогана в Крым - мала, т.к. это и без того усложнит его непростые отношения с Западом и обрушит отношения с Киевом.
На данный момент, Киев и Анкара ведут переговоры относительно создания ЗСТ (Турция входит в топ-5 импортеров украинской продукции, товарооборот между странами в 2015 составил $3,6 млрд), начатые еще в эпоху Януковича. На днях стало известно, что Анкара выделит Киеву кредит в $50 млн по соглашению, подписанному еще в феврале 2016 во время визита экс-премьера Давутоглу в Украину.
В марте 2016 Порошенко посетил Анкару с двухдневным визитом. В период охлаждения отношений РФ с Турцией, Анкара оказывала материально-техническую помощь ВСУ (5 полевых госпиталей и обмундирование на $810 тыс) и парамилитарным формированиям – крымскотатарскому «Батальону им. Номана Челебиджихана». Не секрет, что в рамках политики неоосманизма Анкара поддерживает крымскотатарский меджлис, а Эрдоган не раз встречался с Чубаровым и Джемилевым во время конгрессов крымских татар, проходящих в Турции.
В апреле 2016 фрегат ВМС Украины "Гетман Сагайдачный", фрегат и корвет ВМС Турции TCG "Salihreis" и TCG "Bartin" провели в Черном море совместные учения по стандартам НАТО.
Кроме того, в блокаде Крыма принимала участие турецкая ультраправая группировка «Серые волки». Существует ряд косвенных доказательств, что Анкара через Одесский порт поставляла контрабандную нефть ИГ.
Вероятно, на фоне нормализации отношений с РФ, Анкара свернет военное сотрудничество с Киевом (а также урежет финансирование верхушки крымскотатарского меджлиса), оставив в приоритете лишь экономическое.
По непроверенной информации, 27 октября 2016 года в результате совместных оперативно-розыскных мероприятий спецслужб РФ и Турции в Стамбуле проведены задержания лидеров и активных участников бандподполья Северо-Кавказского региона и Крыма («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», до 2014 года легально действовавшей на полуострове), скрывающихся от правоохранительных органов России на территории Турции.
Активизация ВТС возможна в случае: а) улучшения отношений Эрдогана с Западом (в обозримой перспективе – маловероятно); б) новым разладом отношений с РФ (в т.ч. по вопросу Сирии).
Но, главная проблема нынешний турецко-украинских отношений – это «Турецкий Поток» (российско-турецкий проект газопровода из Анапского района Краснодарского края России по дну Чёрного моря в западную часть Турции). 10 октября 2016 года заключен договор на прокладку двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд м³ в год каждая (суммарная мощность 31,5 млрд м³) с возможностью расширения до четырех ниток на емкость 63 млрд м³. Убытки Украины из-за «Турецкого потока» – уменьшение объемов транзита минимум на 16 млрд кубометров. На днях «Нафтогаз» отменил тендер на модернизацию ГТС Украины стоимостью 4 млрд. грн. ввиду реализации проекта «ТП» (парламент Турции ратифицировал соглашение с РФ).
Пока в Украине надеются, что ТП не будет реализован, и не спешат ругаться с Турцией (хотя и готовят иски). В случае же реализации ТП отношения между Турцией и Украиной безусловно ухудшаться.
УИАМП, 2017