ПРОБЛЕМНЫЙ ПЯТЫЙ ПУНКТ

Амнистия участников незаконных вооруженных формирований: с чем придется столкнуться Украине?

2016 год должен стать новой главой в решении конфликта на Донбассе. На сегодняшний день страсти в значительной мере поутихли, украинский политический дискурс ведет нас к необходимости решения кризиса путем достижения многостороннего консенсуса. 

Мнение о том, что урегулировать ситуацию на востоке возможно исключительном силовыми методами теряет свою поддержку все у большего количества представителей украинского политикума. 

С уверенностью можно констатировать тот факт, что в большей степени дальнейшее развитие событий на востоке страны зависит уже не от вооружения или количества войск, а от хода переговоров и интересов основных внешних субъектов влияния. Минский процесс со своими требованиями является ярким тому примером. Основными насущными проблемами для Украины, вокруг которых разгораются политические баталии, сегодня являются проведение выборов и определение статуса региона в новой редакции Конституции. Об этом постоянно пишут в газетах и интернете, говорят на различных ток-шоу по телевизору. Так или иначе, но каждый житель страны слышал и имеет представление об вышеупомянутых процессах. 

Однако есть еще и третий вопрос, не менее важный, но несколько умалчиваемый в украинском политическом и медиа пространстве. Это вопрос о необходимости амнистирования участников сепаратистских формирований. Данная тема вышла на повестку дня во время вторых Минских соглашений, где в пункте 5 прописано о том, что Украина обязана обеспечить помилование «путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание» сепаратистов. 

В октябре 2015 год, лидеры Нормандской четверки заявили о том, что процесс амнистирования должен идти наряду с таким процессом, как проведение выборов. Ангела Меркель в своем выступлении заявила о необходимости законодательного закрепления такого «тройного комбо» - амнистия + выборы + статус региона. Это говорит о том, что важность амнистии нельзя отодвигать на второй план. Возможно, только в таком сочетании мы сможем вернуть статус «єдиної країни» хотя бы де-юре.

 

Если они не убивают украинцев, то они получат амнистию после местных выборов, согласно пункту соглашения Минск-2.

Петр Порошенко Президент Украины

Что такое амнистия?

Перед тем, как мы будем говорить о возможных способах «применения» амнистии в Украине, международных примерах, а само главное - результатах, стоит разобраться, что же это все-таки такое и закреплен ли данный процесс в украинском законодательстве. 

Еще в 2014 году народные депутаты проголосовали за два законопроекта, которые должны были урегулировать данный вопрос. Это ЗУ про порядок местного самоуправления в ОРДЛО (№5081) и про невозможность преследования и наказания участников событий на территории ОРДЛО (№5082). Второй из которых фактически так и не вступил в силу из-за того, что не был подписан Президентом. 

Действие первого также можно поставить под большой знак вопроса. Например, в нем была указана дата проведения местных выборов в ОРДЛО – 7.12.2014. Это решение, как известно, так и осталось на бумаге. 

Вряд ли международное сообщество устроит документ, юридическая сила которого вызывает массу вопросов. Да и сепаратистам, для того чтобы ступить на путь мирных переговоров с украинскими властями нужны более весомые аргументы. Из этого следует довольно таки очевидный вывод – в Украине до сих пор нет цельного и действующего нормативно-правового акта, который бы урегулировал все необходимые механизмы для амнистирования членов сепаратистских движений. 

Все же, если отойти от момента законодательного урегулирования стоит сказать о том, что, амнистия – это не только политический процесс в уступку переговоров. В первую очередь – это сложная юридическая процедура, которая может быть проведена исключительно после того, как судом будет вынесено решение о наказании. 

Поэтому не только законодательным закреплением тормозится этот процесс. Для того чтобы проводить амнистию, в ОРДЛО должна вернуться украинская власть, которой будет полностью подконтрольна судебная и правоохранительная сферы. Как мы понимаем, это отнюдь не самый быстрый и легкий путь. 

Однако мы должны учитывать положительное влияние амнистирования на прекращение конфликта на востоке страны. В первую очередь этот процесс удовлетворяет требования сепаратистов, что потенциально может привести к прекращению насильственных действий. 

Амнистия – это необходимый инструмент для полноценного урегулирования конфликта и реинтеграции Донбасса в состав Украины. Механизм амнистирования может, от части, снять политическое напряжение и удовлетворить требования лидеров ДНР/ЛНР, что снизит градус их силового вмешательства. А это является задачей №1 для восстановления мира в Украине. 
 

Есть опыт Хорватии, когда амнистия проходила 11 лет. Мы, возможно, планируем идти по этому пути.

Игорь Кононенко Народный депутат Украины от Блока Петра Порошенко

 

ОПЫТ ХОРВАТИИ

Говорить о Хорватии стоит в первую очередь по причине того, что именно их опыт, по мнению наших парламентариев, должен быть взят на вооружение Украиной. Однако для начала в нескольких словах стоит описать сам хорватский конфликт.

1991

Конфликт начался в 1991 году, после развала Югославии. В Хорватии начались боевые действия, после того как местные сербы захватили треть территории станы и образовали «республику» под названием 
Сербская Краина.

1992

С 1992 года на территории Хорватии вошли миротворческие силы ООН. В этом же году начался первый этап амнистирования. Под нее попали все югославские и сербские сепаратисты, кроме тех, кого обвиняли в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. Уже к концу 1993 года было амнистировано около 3000 человек.

1995

Финальный этап конфликта состоялся в 1995 году после двухнедельной силовой операции проведенной Хорватией против самопровозглашенной республики.

Именно на этом моменте стоит ненадолго остановиться. Как мы видим, хорватский конфликт был в конце концов решен при помощи силовых методов. Хорваты полностью восстановили свою власть по всей территории страны, что значило возвращение органов местного самоуправления, судов, прокуратуры, полиции и других государственных институтов. 

Однако, Украина находиться в несколько иной политической плоскости. Для нас силовое решение невозможно. Для этого у нас нет ни военной силы, ни внешней поддержки, ни финансовых ресурсов. Да и наши граждане, вряд ли, хотели бы пережить еще одну военную эскалацию конфликта, ведь это сотни смертей и разрушение и без того шаткого положения региона. Поэтому стоит сказать, что амнистирование в Украине будет проходить, даже если и по хорватскому сценарию, но при абсолютно иных условиях. Если в Хорватии этот процесс затянулся на 11 лет (при полном восстановлении судебной системы), то Украине стоит готовиться на гораздо более длительный срок.

Все же вернемся к истории. С 1996 года (после окончательного решения конфликта в 1995 году) в силу вступил новый закон о всеобщей амнистии в Хорватии. Согласно этому документу амнистировать могли всех, кого обвиняли в совершении государственной измены. 

Однако, стоит упомянуть и об одном интересном дополнении. Хорватскими властями, совместно с миссией ООН, был составлен дополнительный список лиц, на которых действие закона не могло распространяться. Ими стали 150 человек, которых обвинили в преступлениях против человечности и военных преступлениях.

Также амнистировать не могли тех, кто совершал обычные правонарушения из разряда краж, разбойных нападений, убийств и т.д. Эти «но» сделали данный закон эффективным инструментом для умиротворения исключительно сепаратистских настроений, так как амнистия не носила массовых характер. 

Обычные преступники, идеи которых не имели ничего общего с идеями отделения и создания независимой республики, не могли быть отпущены на свободу. По каждому отдельному делу шел судовой процесс, и только после этого рассматривалась возможность амнистирования.

Как мы видим, амнистия в Хорватии стала долгим и сложным юридическим процессом, где каждое дело рассматривалось в исключительно индивидуальном порядке. Однако она возымела положительный эффект на успокоение радикальных настроений. Причиной этому стала готовность хорватской власти закрыть глаза на прошлое во имя совместного будущего.

Украинские реалии

Для реализации хорватского механизма амнистии,  необходимо учитывать  особенности нашей страны

Хорватский пример, безусловно, хорош, однако не стоит забывать о необходимости учета особенностей нашей страны для того, чтобы реализовать подобный механизм амнистии. 

В первую очередь стоит сказать о том, что Хорватия смогла полностью восстановить контроль над своими территориями. Украине так или иначе придется считаться с мнением представителей ДНР и ЛНР и, возможно, идти на непредвиденные уступки. 

Во-вторых, под большим вопросом для нас сегодня стоит восстановления украинской судебной системы на территории Донбасса. Ведь фактически, без этого, ни о какой амнистии и речи идти не может. В свою очередь, на востоке страны уже сформировались свои прообразы всех ветвей власти. 
 

Даже если представить, что центральному правительству удастся ввести на этих территориях украинские суды, смогут ли они полноценно выполнять свои обязанности? Особенно, учитывая давление со стороны местных "администраций"? Очевидно, что нет. И тогда амнистия превратиться исключительно в инструмент торгов. Каждый преступник при помощи силы, денег, шантажа или других уловок будет пытаться себя оправдать. Да и какой судья сможет «устоять» под подобным влиянием?

Тем не менее, амнистия - это необходимый этап, который, так или иначе, нам необходимо будет пройти. Скорее всего, он будет долгим и начнется не в самом скором времени. Однако от его эффективности и будет завесить дальнейшее развитие региона.
 

Амнистия должна приниматься как во всех странах, где происходили такие процессы - после окончательного прекращения огня, а не когда конфликт еще продолжается, потому что это безнаказанность.

Ирина Геращенко​ Народный депутат Украины от Блока Петра Порошенко. Уполномоченный Президентом по мирному 
урегулированию ситуации на Донбасса

Общественность и амнистия

Почему человек, который потерял свое жилье, работу, личную жизнь должен простить тех, из-за кого это все стало реальностью?

Стоит также разобраться еще в одном интересном вопросе. А именно: почему об амнистии так мало говорят в украинском медиа- пространстве. 

Украинская общественность просто-напросто не готова к тому, что вчерашние «боевики» будут признаны равноправными гражданами. Собственно говоря, аналогичная ситуация характерна и для второй стороны конфликта. 

Не следует забывать и о том, что за период АТО сформировался слой достаточно радикально настроенных граждан: бойцы, волонтеры, переселенцы, жители неподконтрольных территорий. Как объяснить человеку, который провел период своей жизни в военных условиях, что вчерашний враг теперь друг? Почему человек, который потерял свое жилье, работу, личную жизнь или оказался в другом городе без ничего должен простить тех, из-за кого это все стало реальностью?
 

Этот вопрос не имеет однозначного ответа. И скорее всего для обычных граждан он гораздо сложнее и ближе, чем принятие законов или определение статусов. 

Из этого следует, что еще одна важная задача для украинского государства – разъяснение необходимости амнистирования, для того, что бы у общественности не возникло волны негодования и шока по этому поводу. И в этом деле оттягивать в долгий ящик не стоит. 
 

Украина также имеет свои обязательства, которые включают: предоставление амнистии лицам, которые не совершили тяжелых преступлений, предусматривающих наивысшую меру наказания; децентрализацию на Донбассе. Мы сказали всем, что дальнейшее затягивание недопустимо.

Джозеф Байден Вице-президент США

Что значит амнистия для Украины?

Как показывает международный опыт, процесс амнистирования необходим для Украины. Более того, без этого мы вряд ли можем говорить о проведении выборов и восстановлении мирного образа жизни на Донбассе. Однако Украине предстоит преодолеть еще колоссальный путь: восстановить украинские органы власти, подчинить регион общенациональным законам, а самое главное – подготовить общественность к этому процессу.

Очень важно также разработать свой четкий механизм, по которому будет проходить амнистирование, выделить категории лиц, которые не смогут воспользоваться данным правом. Ведь чем больше неточностей и недоработок мы допустим, тем сложнее будет воплотить эти идеи в жизнь. 

Только при таком комплексном подходе можно говорить о возможности проведения амнистии. Важность этого процесса невозможно отрицать. Это один из основных инструментов на пути к восстановлению мира на востоке страны и реинтеграции Донбасса. 

 

Анна Свидченко

Политолог, эксперт УИАМП