Время популярных решений по мобилизации прошло. Об этом в интервью украинскому интернет-изданию LIGA.net заявила экс-заместитель министра обороны Анна Маляр. То же самое говорят и пишут представители власти, а также политики и общественные активисты.
К чему готовят страну и какие уже есть варианты/
Что такое “непопулярные решения”
Высказывание Анны Маляр встревожило сообщество, ведь она утверждает, что популярных решений не может быть в такой сложной войне: “Мы должны понимать, что это долгий путь. И на этом пути есть какие-то неприятные вещи. Что у россиян просто физически больше людей, а у нас меньшая армия. У нас меньше оружия. Я откровенно не понимаю, почему мобилизация для общества – это такая страшная тема. Война вообще страшная и во время войны будет мобилизация”.
До Анны Маляр о необходимости ужесточения мобилизации (если именно так понимать фразу о “непопулярных решениях”) говорили ряд лидеров общественного мнения, связанных зачастую с армией.
Впрочем, никто не называет параметры “ужесточения”. Что это – усиление уголовной ответственности за уклонение, отлов на улицах с последующей отправкой в части, лишение гражданских прав в случае игнорирования повесток? Вариантов может быть много, и один не популярнее другого.
Тем более, судя по резонансным видео, каждое жесткое действие военкомов вызывает скандал.
Один из недавних – во Львове, где люди в форме ночью схватили и грубо затолкали в машину прохожего, а у его супруги выбили телефон.
Отдельные вопросы возникают к медицинским комиссиям. Такие факты приводит правозащитник Маси Найем: во Львове мобилизованного с микроинсультом признали годным к военной службе. В комментариях под его публикацией пользователи жалуются на ВВК, которые признают “годными” откровенно нездоровых людей. Например, недавно у одного из таких случился эпилептический припадок прямо в ТЦК, но он все равно оказался “годен”.
“Эти люди, которые вынуждены принимать различные препараты постоянно, кто от сердца, кто от давления, как они будут мотивированы? Сколько они навоюют и как?” – задается вопросом военный эксперт Олег Стариков. Ведь, по мнению эксперта, важно не только количество, но и качество новобранцев.
Мышиными тропами за границу
Широкую огласку получают также и неудачные побеги “уклонистов”. Так, на днях украинские пограничники “выловили” уклониста с глубокими отморожениями, который три дня блуждал по горам в поисках границы Румынии. Мужчину госпитализировали, но он был сильно истощен, обморожен и скончался. С тех пор Госпогранслужба публикует прогноз погоды с предупреждением для уклонистов. Основания есть более чем веские: с 24 февраля 2022 года погибло более 20 мужчин, которые пытались нелегально пересечь границу.
Вишенкой на торте стал скандал с известным блогером Мирославом Олешко: вызванный в ТЦК и признанный годным к службе, он, как утверждают правоохранители, купил “липовую” справку ВВК и уехал за границу, откуда призывает и других последовать его примеру.
Доходит до трагикомедий, когда на краудфандинговой платформе девушка собирает средства для покупки “отмазки” своему возлюбленному.
“Справедливая” и “мудрая”
Ответ на него в Верховной Раде давно ищет народный депутат фракции “Слуга народа” Георгий Мазурашу. Он один из первых подал законопроект о добровольном призыве, назвав его “мобилизацией здравого смысла”.
Парламентарий утверждает: только высокомотивированные новобранцы будут воевать эффективно. Остальных не следует насильно заставлять служить в ВСУ. В ноябре 2023 года он подал несколько законопроектов. Самый известный – о “мудрой мобилизации”: призывать на воинскую службу в первую очередь тех, кто занимал должности, предполагающие ношение и владение оружием, но снять предельный возраст для службы в ВСУ.
Ранее он предлагал освободить от мобилизации работающих и платящих налоги волонтеров, а добровольцам давать бонусы в виде бесплатного обучения в вузах.
Ответом на общественный резонанс мобилизационных скандалов стал законопроект Александра Дубинского о приоритетной мобилизации народных депутатов.
Однако шансы на принятие таких законопроектов невелики. Да и если быть до конца честным, эти проекты в основном попытка “хайпануть” на больной для общества теме.
Запрос на молодежь
Впрочем, Анна Маляр другими словами озвучила то, о чем уже открыто говорят военачальники. В частности, на днях в интервью Наталье Мосейчук командир штурмового батальона 3-й отдельной штурмовой бригады Петр Горбатенко заявил: “Нужно мобилизовать, со всем уважением, не старых дедов…. У них уже куча хронических заболеваний… Надо мобилизовывать двадцатилетних… Никто не рожден для войны. Все приобретается. Вопрос в подходе к подготовке”.
В свою очередь, командир подразделения ВСУ Денис Ярославский призывает осознать – первые волны мобилизации, когда стояли очереди в военкоматы и шли самые мотивированные люди, прошли.
“К сожалению, лучшие из нас или искалечены, или погибли. Сейчас пошел второй год войны, и речь идет о дальнейшей мобилизации, – подчеркнул он. – Мы видим, что сухопутные войска комплектуются полупригодными людьми, наблюдаем позорные случаи, как представители ТЦК чуть ли не ногами заталкивают людей в авто… ЭТО недопустимо, считаю военным преступлением. Но надо понимать, представители ТЦК работают на выполнение плана… и не понимают, что делать с людьми, которые не мотивированы”.
При этом он вслед за Анной Маляр утверждает: все остальные граждане Украины должны понять, что война коснется всех. И мужчинам стоить взять оружие и отправиться в тренировочные лагеря.
Предложения из Рады
Об этом вторую неделю минимум на всех возможных медийных площадках говорит и народный депутат, заместитель председателя парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Марьяна Безуглая. Она отстаивает право женщин быть военнообязанными наравне с мужчинами, а также предлагает отменить ряд отсрочек и освобождений от мобилизации. И анонсирует большой законопроект об этом, который готовят представители почти всех фракций и групп Верховной Рады.
Среди новаций, которые предлагает Безуглая:
- отпуск 90 дней для всех демобилизованных или освобожденных из плена (кроме тех, кто отказывается продолжать служить);
- отмена отсрочки для тех, кто ухаживает за лицами с инвалидностью (отсрочка остается для тех, кто заботится о родственниках 1-й ступени);
- для студентов отсрочка только тем, кто получает первое высшее образование, а научно-педагогические работники ПТУ отсрочку теряют;
- порядок мобилизации разрабатывает Кабмин (а не внутренние документы ВСУ, как сейчас);
- демобилизация через 36 месяцев (Безуглая утверждает, что военные против).
Резонанс от этого, еще не зарегистрированного законопроекта таков, что вынужден был выступить с объяснениями лидер фракции “Слуга народа” Давид Арахамия. По его словам, в парламенте около десятка законопроектов, поэтому решено свести их все в один.
Новый большой законопроект о мобилизации, ожидает он, “ будет рассмотрен в первом чтении в середине декабря, до конца года мы будем пытаться его проголосовать (в целом)”.
Что может быть в этом законопроекте. Как рассказал Давид Арахамия, работа над документом идет в тесном сотрудничестве с Минобороны. В то же время по некоторым вопросам военные не дают обратной связи.
Основные направления будущего проекта:
- Ротация. Арахамия утверждает, что военные не дают ответ на этот вопрос, поэтому “будем искать”. При этом, намекает он, демобилизовать могут инвалидов 1 и 2 групп, а также тех, кто побывал в плену или в активной фазе онкозаболевания.
- Призыв. Есть идеи по регулированию возраста мобилизации, разделения бойцов на фронтовиков и тех, кто на оборонных предприятиях.
Мобилизацию усилят
Война затягивается, и, очевидно, правила мобилизации менять надо. Сейчас мы наблюдаем борьбу двух подходов, считает президент Украинского института политики Руслан Бортник. “Военные сегодня требуют расширить мобилизацию, ликвидировать “дыры” в законодательстве и призвать в армию больше людей. Потому что без расширения мобилизации военные не смогут достигать целей и выполнять свои задачи. Политики же понимают, что расширение мобилизации токсично с политической точки зрения, будет серьезно бить по рейтингам, вызывать разочарование общества, негативно сказываться на электорате президента”.
Скорее всего, военные, за которыми стоит большая часть общества и волонтеры, победят, прогнозирует он: “Они не понимают, почему полстраны воюет, а половина не хочет воевать. Эта часть общества принесла огромные жертвы ради будущего страны и она будет очень громко требовать, чтобы все ресурсы государства были направлены на войну. Поэтому, несмотря на сопротивление политиков и попытки взять под контроль этот процесс, думаю, мобилизация в Украине будет усиливаться и расширяться, пока идет война. Это все будет негативно сказываться на рейтингах власти, порождать кризисы доверия, будут расти рейтинги. Но пока выборов нет, доминирующую роль в обществе играет пассионарная его часть, а не пассивное большинство”.