Юрий Ванетик о «культуре журналистской безответственности» в США

Нужно иметь много денег, чтобы отстоять свое доброе имя. В ином случае СМИ людей рвут на части…

По причине некоторых болезненных опытов в активном политическом прошлом, американского адвоката и политического стратега Юрия Ванетика (Калифорния, США) однозначно можно считать специалистом в теме фейковых новостей, фейковой информации и фейковых атак в СМИ. Он сталкивался с разными ситуациями лично и писал на тему медиа множество статей в популярные американские и международные издания.

«В США в 1964-ом году имел место нашумевший прецедент. Я говорю о решении Верховного Суда США по делу «New York Times Company v. Sullivan», которое фактически сделало так, что американские СМИ могут публиковать ложь относительно публичных персон безнаказанно и журналистам, по сути, это будет сходить с рук. Тогда, напомню, Верховный Суд постановил, что 1-я поправка к Конституции США, защищающая свободу слова, ограничивает возможности американских государственных должностных лиц подавать в суд за клевету.

Итак, когда наши СМИ критикуют политиков, а политики считают это ложью, то именно политики должны доказать, что такая критика была не просто неправдивой, а что она была специально направлена на зло. Это – высокий стандарт. С одной стороны, такое положение дел защищает медиа. Но, в результате это привело к тому, что все было извращено. Сейчас почти любой человек, особенно если он считается публичной фигурой, должен не просто доказать в суде, что его оболгали, а доказать, что СМИ это сделали специально ему назло, со злым умыслом! Доказать это очень сложно. Поэтому у нас не то, что на журналистов, даже на каких-то блогеров или просто людей, которые что-то написали в социальных сетях – пост или комментарий, крайне сложно подавать жалобу в суд. А все из-за того решения 1964-го года Верховного Суда США. Это обязательно нужно исправлять», – убежден Юрий Ванетик.

Не так давно, – продолжает адвокат, – консервативные судьи Верховного Суда США стали, скажем так, подкладывать «бомбу» под решение 58-летней давности – они отдельными вердиктами свидетельствовали о том, что ситуация меняется и менять ее целесообразно.

«Я сам прошел через это все. У меня были в жизни ситуации, когда СМИ писали обо мне всякие глупости и ложь. Писали, что я был где-то на ужине с Манафортом, какие-то догадки высказывали относительно меня, какие-то приписывали мне роли. У нас, в США, сложилась, я так скажу, «культура журналистской безответственности». Часто под удар попадают хорошие журналисты потому, что плохие журналисты прикрываются законами для хороших.

Я поэтому и считаю, что у нас сейчас в этом плане – кризис. И речь тут не идет о республиканцах или демократах. Речь о том, что у нас практически все СМИ стали такими. Главная причина – безответственность, ибо, когда журналист знает, что он за что-то отвечать не будет, он начинает часто делать странные вещи, показывать свои капризы и так далее», – отмечает Юрий Ванетик.

В США единственный путь решения подобных вопросов – судебный процесс. А когда в судебном процессе крайне тяжело достигнуть каких-то результатов и истец понимает, что это только лишь выброшенные деньги, то единственное, что можно ему сделать, так это отвечать на фейки в свою сторону тоже определенными публикациями в СМИ.

Как акцентирует внимание Юрий Ванетик, реальность такова, что в США есть много проплаченных пиарщиков. Они делают то же самое, что делают их коллеги в бедных странах «третьего мира», где процветает коррупция и все то, что Америка постоянно критикует. Эти люди делают то же, но только аккуратнее. За намного больше денег. Правда, результаты у них слабее.

«Если в какой-то стране заказная статья может стоить 3 тысячи долларов, то у нас это будет стоить 30 тысяч. Это я к примеру. Но у нас такую статью могут заказчику не показать перед публикацией, написать ее как-то по-своему и эта статья выйдет в итоге вообще в каком-то другом виде. Просто у человека выхода-то нет, он и на такое соглашается, ибо у него это – единственный вариант попытаться изложить на публику факты такими, какими они есть на самом деле.

Журналисты у нас не берут деньги прямо, типа «в конверте», но они могут косвенно попросить, например, посодействовать в трудоустройстве какого-то из родственников, какие-то еще преференции где-то и так далее. А сами потом сделают свою работу «наполовину», а заказчик и этому будет рад, ибо у него выхода другого нет.

У нас так происходит постоянно. У нас очень много грязи, политической грязи. И очень много обмана, особенно в политике. Ты можешь быть не обязательно президентом крупной компании, а ты можешь раз в год какую-то статью написать в местную газету или какой-то пост выставить в социальных сетях раз в месяц – все, ты уже становишься у нас публичной фигурой и тогда тебя медиа, при желании, могут обливать грязью направо и налево.

Нужно иметь много денег, чтобы отстоять свое доброе имя. В ином случае СМИ людей рвут на части…», – констатирует адвокат.

«Единственное, – продолжает Юрий Ванетик, – что я вижу сейчас, что к таким явлениям люди начинают привыкать. Они начинают меньше обращать внимания на ту или иную информационную грязь. Граждане начинают понимать, что если человек что-то сделал в своей жизни весомое, то обязательно кто-то в интернете скажет о нем что-то плохое. Одно дело, когда напишет что-то нелицеприятное какая-то престижная газета – да, тогда эта информация заслуживает внимания, ибо к авторитетным СМИ всегда и везде уважение. А если что-то напишут о человеке просто в интернете – это все уже не воспринимается настолько всерьез, насколько было раньше.

Общество имеет проблемы из-за плохих законов и из-за того, что технологии уже обогнали эти законы. Законы не успевают за интернетом, за социальными сетями. Законы отстали от того, какими путями-методами можно сейчас человека атаковать.

Громадное лицемерие! Я говорю об этом как человек, который имеет много в этой сфере опыта. Например, я не был активным в некоторых вещах, связанных с прошлым Президентом США, но мне это все равно «пришили». Кто-то проплатил – и мне это «пришили». С другой стороны, по-моему, Уинстон Черчилль сказал, что «Человек, который не имеет врагов, ничего не достиг».

«Когда-то я был какое-то время финансовым директором Республиканской партии Нью-Йорка. И под меня кто тогда только не копал. Не потому, что мой статус был такой высокий. А потому, что он был настоящий.

У нас можно нанять консультантов по пиару, они будут меряться статьями, проталкивать их в разные СМИ. Просто, далеко не каждый себе может это позволить. У нас же большинство людей живет «от зарплаты до зарплаты» и у них просто нет возможности тратить огромные деньги ни на защиту, ни на атаки. Многие из-за этого идут в интернет и пишут там разное. Потому, что там – бесплатно.

Интернет – это и добро, и очень большое зло. Мы не знаем, как его регулировать в вопросах лжи и фейков. Очень там много фейковых новостей, фейковых историй, иногда создаются специально и фейковые ситуации. Это – не свобода слова, это – очень большая проблема!», – резюмировал Юрий Ванетик.

Аналитические материалы УИП