“Атомная сделка”: возможна ли передача Запорожской АЭС в управление МАГАТЭ

Похоже, после "зерновой сделки”, которая была заключена летом и подразумевает создание коридора для экспорта зерна и прочей сельхозпродукции из Украины, можно будет ждать заключения еще одной договоренности. Она касается Запорожской атомной электростанции, безопасность которой вызывает больше всего волнений у международного сообщества ввиду обстрелов, которым АЭС подвергается с лета с разной степенью интенсивности.

Создадут зону без оружия?

О результативности диалога сообщил в конце минувшей недели генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси в интервью итальянской газете La Repubblica. Он утверждает, что якобы уже заключена предварительная договоренность из нескольких пунктов, финализация которой ожидается до конца года:

 

  1.  Территория ЗАЭС становится зоной, свободной от оружия (демилитаризованная зона).
  2.  РФ согласилась (якобы) отвести тяжелые вооружения с ЗАЭС.
  3.  РФ и Украина согласились (также якобы) не вести обстрелы станции и не открывать огонь на ее территории.

По словам Гросси, украинская сторона настаивает на том, чтобы все оружие ВС РФ было удалено с территории станции. МАГАТЭ эти требования поддерживает. Более того (и что крайне важно), российская сторона также согласна с этими требованиями. "Это в любом случае было бы частью общей договоренности", – говорит гендиректор МАГАТЭ, намекая, что при посредничестве агентства возможна и организация встречи между Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным.

Одновременно российское оппозиционное издание "Медуза" со ссылкой на источники во власти РФ говорит о сделке применительно к выходу ВС РФ со станции. По его данным, смысл ее заключается в передаче контроля над ЗАЭС либо Украине, либо непосредственно МАГАТЭ. Другая сторона, то есть Украина, якобы обязуется предоставить гарантии бесперебойного транзита российских нефти и газа по своей территории.

Официально позиции Украины и РФ разнятся (что неудивительно). Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в комментарии "Медузе" опроверг вероятность такого размена. А МИД РФ выступил со специальным заявлением, где отрицается факт ведения переговоров с Украиной. “Ни о каком выводе ЗАЭС из-под российского контроля или передаче контроля над ней какой-то третьей стороне не может быть и речи, – говорит представитель МИД РФ Мария Захарова. – Только мы способны обеспечить физическую и ядерную безопасность ЗАЭС".

Позицию Украины по этому поводу высказал пресс-секретарь президента Сергей Никифоров: по его словам, станция должна быть "полностью демилитаризована", а также находиться под контролем Украины и быть подключена к ее сети. "Также там не должно быть посторонних людей", – уточнил он.

Также нужно отметить, что ситуацию в прошлую пятницу обсуждали Олаф Шольц и Владимир Путин – и Берлин, и Москва обозначили тему энергетики как одну из ключевых в переговорах, а это означает, что ЗАЭС также была в фокусе беседы.

Примечательно, что позиция, высказанная российским “Росатомом”, отличается от “официальной”. Гендиректор Алексей Лихачев заявил: переговоры с МАГАТЭ по созданию "защитной зоны" у ЗАЭС продолжаются, "мячик не на нашей стороне", – высказался он на прошлой неделе, одновременно намекнув, что РФ хотела бы оставить на станции свою охрану. "ЗАЭС нуждается в усиленной охране, и в этом смысле обязательства РФ – не размещать там наступательных вооружений и ударных сил", – сказал Лихачев (соответственно, вооруженная охрана на станции по этой логике может и остаться). Со своей стороны, президент НАЭК "Энергоатом" Петр Котин комментирует ситуацию со сдержанным оптимизмом: по его словам, есть признаки того, что ВС РФ готовятся к отходу со станции.

В чем выгода от “сделки”

Смысл “сделки” таков: РФ нуждается в поступлениях от продажи энергоносителей в ЕС, и поскольку ценовой потолок, который вступил в силу как раз в понедельник, 5 декабря, предполагает ограничения лишь для нефти, поставляемой по морю, у России остается альтернативный маршрут – по трубопроводу "Дружба". Его южная ветка проходит как раз по территории Украины и ведет в Венгрию, Словакию, Польшу и Чехию – по этой "трубе" в страны ЕС в лучшие годы транспортировалось до трети всего объема нефти, потребляемой странами.

Трубопровод функционирует, однако есть перебои: в августе, к примеру, украинская ветка останавливалась на семь дней, что было объяснено отсутствием предоплаты (в итоге сумму обязались внести венгерская и словацкая компании-операторы). Также фиксировались остановки в транзите из-за временного отключения оборудования вследствие потери питания из-за российских обстрелов инфраструктуры.

"РФ необходимо решить вопрос Запорожской станции, ведь использовать ее для запитки территорий (неподконтрольных Украине. – Авт.) уже не получится с потерей Херсона и части области, и для России станция оказалась чемоданом без ручки, – говорит Vesti.ua политолог Алексей Якубин. – Есть также важный нюанс, связанный с российской корпорацией "Росатом". Если РФ попытается ввести ЗАЭС в эксплуатацию именно так, как планировала, – санкции против "Росатома" неизбежны".

Надо заметить, что "Росатом" не стал принимать ЗАЭС на баланс самостоятельно, вместо этого создал "акционерное общество "Эксплуатационная организация ЗАЭС", которому и была передана станция (Путин "передал" станцию России специальным указом в начале октября). 

Украинский энергетический интерес также легко объясним. До войны атомная энергетика генерировала 25% всего электричества (при этом ЗАЭС – крупнейшая  станция в Украине), что будет не лишним объемом в условиях отключения части генерирующих мощностей. Однако сейчас в стране наблюдается дефицит не самой генерации (есть еще три АЭС, а также генерация тепловых станций и гидроэлектростанций), а именно электросетей, то есть после обстрелов стало меньше способов доставки электроэнергии к конечному потребителю. "Вариант выхода РФ с ЗАЭС в обмен на гарантии прокачки газа и нефти вероятен, переговоры продолжаются, в том числе между США и РФ, хотя диалог первых лиц пока и невозможен", – пояснил нам украинский политический эксперт Константин Бондаренко. А еще один источник добавил, что ситуация с ЗАЭС возможно решить "по принципу Херсонской". "Один из признаков того, что диалог идет, – это ситуация в Херсоне: ВС РФ вышли из города в обмен на то, что Швеция и Финляндия не будут размещать у себя стратегическое ядерное вооружение", – прокомментировал собеседник.

Военные и общественные детали

Однако есть еще один важный нюанс – он заключается в потерях РФ от передачи ЗАЭС Украине. Они есть: во-первых, военные, поскольку РФ теряет важную с военной точки зрения площадку на левобережье Украины. Во-вторых, политические. "Внутри РФ очень долго говорили, как будут использовать ЗАЭС и почему она так важна. А теперь придется объяснять, зачем нужен еще один "жест доброй воли", – говорит Алексей Якубин, напоминая, что именно так обосновывали в РФ отход российских войск с острова Змеиный в Черном море в конце июня.

Против версии с передачей ЗАЭС в ведение МАГАТЭ (или оставлением станции) говорит несколько моментов: кроме, собственно, самого заявления МИД РФ, это “назначение “руководителя” АЭС, бывшего инженера станции Юрия Черничука (в Украине заявили об увольнении Черничука с 1 декабря). Был ли смысл в подобном "назначении" накануне передачи АЭС под контроль МАГАТЭ (ведь международная организация будет считать генеральным директором и. о. руководителя Дмитрия Вербицкого, назначенного украинским "Энергоатомом") – вопрос. Еще один эпизод – с заявлением об "ускоренном строительстве" линии электропередач между ЗАЭС и Крымом, который, по российской логике, будет питаться от станции.

Тут нужно вспомнить слова гендиректора "Росатома" Алексея Лихачева, который говорит об "усиленной охране" – здесь легко читается намек на то, что обеспечивать ее будет именно российская сторона. "Скорее всего, сторонами будет принят именно вариант с демилитаризованной зоной, когда из нее выведут наступательное и тяжелое вооружение, оставив только вооруженную охрану, а также договорятся не стрелять по самой станции, – говорит украинский политический эксперт Руслан Бортник. – Не думаю также, что возможен обмен "ЗАЭС на российские энергоносители": во-первых, газ и нефть и без этого поставляются Европе по трубопроводам через украинскую территорию. А во-вторых, европейский рынок сегодня уже активно осваивают другие поставщики – свято место пусто не бывает. В случае со сжиженным газом, к примеру, контракты заключают компании из США, Катара, Китая".

В украинском информационном пространстве тему “сделки” считают выгодной для страны и, соответственно, поддерживают. Военные эксперты отмечают:  в "демилитаризации" (т. е. не прямой передаче, а выводе тяжелого вооружения) нет нарушения пунктов, которые украинский президент озвучивал в ходе саммита G20 на Бали. Именно эти пункты, главный из которых – вывод войск РФ из Украины –  сегодня являются основной “дорожной картой”, которую предлагает Украина. "Отступления от условий не будет. И если предпримут попытку навязать какие-либо другие условия, например, отказ от контрнаступательных действий, – это не может быть предметом этого соглашения", – считает руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко. По его мнению, соглашение в случае подписания будет аналогичным "зерновой сделке", партнерами в которой выступали ООН и Турция (так, что Киев и Москва не подписывали соглашения друг с другом).

Аналитические материалы УИП

  • Принуждение к миру: новая стратегия Д. Трампа в отношении войны в Украине.
  • Фрейминг В.Зеленского и В. Путина в зеркале информационной войны.
  • 11 годовщина второго Майдана в Украине: трезвый взгляд на события с высоты 2024 года.
  • 1000 дней войны в Украине.
  • СЕУЛЬСЬКИЙ ТА ЄВРОПЕЙСЬКИЙ КОНСЕНСУСИ З ПИТАНЬ РОЗВИТКУ: ЧИ МОЖЛИВА СПІЛЬНА ПЛАТФОРМА ПО УКРАЇНІ?
  • Стратегические перспективы независимости Европы в преддверии выборов в США в 2024 году.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 23 – 30 октября 2024 года
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 10 – 16 октября 2024 года.
  • СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ: 26 сентября – 2 октября 2024 года.