Политическая ситуация. Поддержка населением основных институтов власти: судебной системы, правоохранительной системы, президента, парламента, кабмина. Сравнительный анализ преобразования доверия до властных институтов на протяжении последних лет.
В условиях тяжелой политической и экономической ситуации в стране, в условиях военных действий на востоке страны, самым большим довериям украинцев пользуется церковь, вооруженные силы страны и национальная гвардия. Наименьшее доверие вызывают у украинцев почти все остальные институции: суды, которым не доверяют в той или иной мере 80% страны, банкам 84%, парламенту и правительству не доверяют 66% и 64% граждан соответственно, милиции 67% (по состоянию на март 2015), прокуратуре 75%, политическим партиям 75%.
Еще год назад неплохой поддержкой пользовался и Президент страны Петр Порошенко, полностью или частично его действия одобряли 55% и только 35% не поддерживали действий президента. На сегодняшний день, июль этого года уровень поддержки упал до 20-24% в общем, а вот не поддерживают уже гаранта страны 67-78% граждан. (3)
Если сравнивать рейтинг поддержки 4-го президента Виктора Януковича с нынешним рейтингом действующего президента Петра Порошенко, то следует отметить, что нынешний уровень поддержки действующего президента намного ниже того уровня поддержки 4-го президента Украины Виктора Януковича перед его смещением. Так, после победы на выборах в феврале 2010, первые 5 месяцев до августа 2010 года Янукович имел полную поддержку 37 – 40 % населения страны, частично поддерживали 25 – 30% населения и не поддерживало президента 25-30%. За 15 последних лет такую поддержку населения имел только Виктор Ющенко с февраля по июнь 2005 года. А уже в марте 2013 года, за 9 месяцев до то того, как Виктор Янукович потерял президентскую булаву, полной поддержкой он мог заручится уже только у 14% населения и частично поддерживало его действия 28% украинцев, а не поддерживало 52% граждан. Не смотря на эти показатели 4-й президент Украины был смещен с должности с наибольшим показателем поддержки граждан. Так его предшественник Виктор Ющенко за три месяца до выборов президента 2010 имел только около 25% поддержки граждан, а 72% не поддерживало его действий. (1)
Интересно отметить, что действия отдельно взятых глав парламента Владимира Гройсмана и главы правительства Арсения Яценюка, пользуются у людей чуть большей поддержкой (на 3-4% в целом), чем действия Парламента или Правительства как институций.
Не удивительно, что и в том, что дела в Украине идут в правильном направлении, в целом уверенны только 15% населения страны, и 72% считают, что страна двигается в не правильном направлении. Самым же высоким показателем правильности курса за последние четыре года (30 – 34%) был показатель с марта по сентябрь прошлого года, в то время как 48-52% считало, что страна идет не правильным курсом. Вместе с тем с 2011 года неправильным курсом развития дел в стране, в целом в разные года считало от 68 до 72% украинцев. Лишь в сентябре 2012 года этот показатель был почти аналогичен показателю 2014 года - 24% населения считало, что дела в Украине идут правильно, а 58% граждан не разделяло их мнения. (2)
Отношение к экономической ситуации и экономическому кризису в стране
Все меньше и меньше людей готовы переживать экономические трудности «на перспективу». Еще в сентябре прошлого года готовых пережить поднятия цен и тарифов для улучшения качества жизни в дальней перспективе граждан было 56%, то на сегодня таких осталось только 30%. Однозначно не готовы «перетерпеть» теперь 34% против 18% опрошенных в прошлом году.
И это не удивительно. Ведь 60% украинцев отметили резкое ухудшения экономического положения в стране, 28% отметили частичное ухудшения положения, и только 10% гражданам кажется, что оно существенно или немного улучшилось.
У 55% украинцев значительно ухудшилось и экономическое положение его семьи, у 29% немного ухудшилось, и только у 14% респондентов оно осталось на прежнем уровне, а у 1% от населения страны оно улучшилось.
Ответственность же за улучшения стандартов и уровня своей жизни украинцы больше всего возлагают на Президента (41%) и Правительство под руководством Премьер-министра (32%) .
Среди проблем, которые в первую очередь также стали волновать украинцев на сегодняшний день, следует отметить военные действия на Донбассе (64%), второй основной проблемой выделяют проблему коррупции в государственных органах (43%), на третьем месте проблема безработицы (30%). А вот из личных проблем граждан беспокоят больше всего проблема контроля за ростом цен (51%), опять таки ситуация на Донбассе (45%), падения курса национальной валюты (38%) и безработица (37%). Меньше всего украинцы озабочены статусом русского языка (0%), российским присутствием в Крыму (3%), отношениями с Россией (6%) и преступностью (6%).
Внешнеполитические ориентации населения Украины
В последнее время более единодушны украинцы и в вопросах внешнеполитических ориентаций. Если еще пару лет назад вопросы Евроинтеграции и Таможенного союза кололи общество на 2 части – ( так в 2013 году за вступления в ЕС выступало 41% населения, за Таможенный Союз выступало 35% населения страны), а вопрос НАТО фактически не стоял на повестке дня, так как имел только 20% общественную поддержку, то сейчас ситуация полностью изменилась.
Так, если бы референдум о вступлении Украины в НАТО проходил в конце мая 2015 года, то 37,4% жителей Украины проголосовали бы за, 35,6% - против. Около 27% не определились, или не стали бы участвовать в таком референдуме.
При этом следует отметить, что если бы в референдуме по вступлению Украины в НАТО приняли участие все те, кто определился со своим выбором, а явка составила бы около 73%, голоса участников разделились бы 51% - за, 49% - против.
Стоит отметить, что в марте этого года поддержка вступления в НАТО была немного выше. Тогда 43,3% граждан поддержали бы это решение, против вступления проголосовали бы 33,4%.
В региональном же разрезе в этом вопросе наблюдается стабильность, так на юге, востоке и Донбассе страны традиционно противников Альянса больше (от 50 до 55% граждан выступают против вступления в НАТО), чем в центре и на западе Украины .
Больше всего поддерживают членство Украины в НАТО граждане Канады (65%), США (62%), Польши (59%), Испании (57%) и Великобритании (57%) Больше половины граждан стран НАТО - 57% - выступает за вступление Украины в Альянс.
При этом если бы референдум по вопросу, вступать ли Украине в Таможенный союз, проводился в конце мая 2015 года, 18,6% проголосовали бы за вступление.
Остальные 24,7% не определились или не стали бы участвовать в голосовании.
Поэтому, если бы в референдуме по этому вопросу приняли участие все те, кто определился со своим выбором, явка составила бы около 75%, а голоса участников разделились бы следующим образом: 25% за вступление в Таможенный союз, 75% - против.
Если еще два года назад во время событий Евромайдана (ноябрь 2013 – декабрь 2014) наблюдалась значительная поляризация взглядов на вступление в Таможенный союз жителей Западной и Центральной Украины с одной стороны, и Юга и Востока – с другой: в то время как в западных и центральных областях уровень поддержки идеи вхождения Украины в Таможенный союз снижался, на Юге и Востоке – наоборот, на фоне указанных событий, усилились пророссийские настроения. При этом речь идет о том, что после аннексии Крыма и начала агрессии на Востоке взгляды жителей южных и восточных областей значительно изменились: по сравнению с февралем 2014 года, на Востоке доля сторонников вхождения Украины в Таможенный союз снизилась с 73% до 31%, на Юге – с 60% до 28%. Также за время конфликта с Россией примерно вдвое уменьшилось количество сторонников Таможенного союза на Западе (от 10% в феврале 2014 до 5% в мае 2015) и в Центре (с 24% до 14%) Украины.
Отношение к ситуации на Донбассе. Отношение населения к путям преодоления кризиса на востоке
За последние пол года отношения украинцев в отношении ситуации конфликта вокруг Донбасса не изменилось. Все так же подавляющее большинство (71,1%) граждан Украины считают, что Россия является государством-агрессором, стороной конфликта на Востоке Украины, а ДНР и ЛНР - террористические организации, которые не являются представителями населения соответствующих территорий (64,9%).
Давая общую оценку конфликта, большинство респондентов (50,4%) считают захватнической войной России против Украины. Значительно меньше опрошенных воспринимают ситуацию как гражданский конфликт между проукраински и пророссийски настроенными жителями Украины (13,6%) или борьбу между Россией и США за сферы влияния (25,9%). В марте 2015 эти показатели составляли 56,1%, 15,6% и 18,6%, соответственно. Среди украинцев, которые считают этот конфликт захватнической войной России против Украины, называют Россию государством-агрессором 98,7%, среди тех, кто воспринимает ситуацию как гражданский конфликт между проукраински и пророссийски настроенными жителями Украины, считают Россию государством-агрессором 45,8% , а среди тех, кто трактует этот конфликт как борьбу между Россией и США за сферы влияния, считают Россию агрессором 45,6%.
Относительное большинство (40,5%) убеждены в необходимости предоставления Украине летальной оружия западными государствами. А треть граждан (34,7%) считают, что предоставление такого оружия осложнит мирное разрешение конфликта. 13,8% - что предоставление такого оружия принципиально не изменит ситуацию.
Отношение к этому вопросу не изменилось по сравнению с мартом 2015 и имеет выразительные региональные различия. Поддерживают предоставление летальной оружия Украина абсолютное большинство опрошенных в Западном регионе (66%) и относительное большинство (49,3%) - в Центральном регионе. Считают, что предоставление такого оружия осложнит мирное разрешение конфликта относительное большинство респондентов в Южном регионе (41,4%) и более половины респондентов в Восточном регионе (51,6%) и на Донбассе (51,1%).
Неопределенной является общественное мнение относительно дальнейших действий по урегулированию конфликта: 34,4% украинцев считают, что следует продолжать АТО до восстановления контроля Украины над оккупированными территориями, 28,5% поддерживают предоставление этим территориям особого статуса в составе Украины, а 19,9% поддерживают отделения этих территорий от Украины. Чаще за продолжение АТО выступают жители Западного (49,4%) и Центрального (44,8%) регионов, реже всего - жители Востока (18,6%) и Донбасса (16,1%). Жители Восточного региона и Донбасса (соответственно 41,5% и 55,2%) чаще, чем жители других регионов выступают за предоставление особого статуса Донбасса в составе Украины. В то же время, лишь 6% жителей Донбасса выступают за отделение от Украины занятых сепаратистами территорий, заметно меньше, чем среди жителей других регионов (где за отделение этих территорий выступают от 18% до 28% опрошенных).
При ответе на вопрос, поддерживается ли предложение о закреплении особого статуса Донбасса в Конституции Украины, мнения жителей страны разделяется - 39,2% выступают против этого предложения почти столько же (36,5%) ее поддерживают. Против этого предложения выступают большинство (54,8%) жителей Западного региона и относительное большинство (47,3%) жителей Центрального региона. На Юге и Востоке относительное большинство (соответственно 38,3% и 44,3%), а на Донбассе больше половины (53%) респондентов поддерживают это предложение.
При другой постановке вопроса, когда предоставление особого статуса Донбасса предусматривает возможность его влияния на политику Украины (в том числе и международную), число сторонников особого статуса этого региона уменьшается. Так, 41,1% опрошенных, выбирая между альтернативами - предоставление Донбасса особого статуса с возможностью его влияния на политику (в том числе и международную) Украины и прекращения любых отношений (в т.ч. экономических) между Украиной и неподконтрольными территориями Донбасса, выбирают вторую альтернативу, тогда как за предоставление Донбасса особого статуса выступают 29,1% опрошенных. За прекращение любых отношений между Украиной и неподконтрольными территориями Донбасса выступают большинство (58,3%) жителей Западного региона и относительное большинство (49,3%) жителей Центрального региона. На Востоке и Донбассе относительное большинство (соответственно 44,2% и 43,2%) выступает за предоставление Донбасса особого статуса с возможностью влияния на политику Украины. На Юге сторонников особого статуса Донбасса и прекращение любых отношений с неподконтрольными территориями примерно одинаковое количество (соответственно 28% и 30,4%).
Наиболее заметно за последние пять месяцев в украинском обществе изменились оценки текущих результатов Минских договоренностей. Если в марте 2015 положительно их оценивали 34% опрошенных, то в августе 2015г. - Только 11,9%, тогда как доля тех, кто их оценивает негативно, возросло с 22,2% до 44%. Доля тех, кто положительно оценивает результаты Минских договоренностей, низкая во всех регионах Украины (от 10% до 14%). При этом по сравнению с мартом 2015 наиболее заметно доля тех, кто положительно оценивает эти договоренности, снизилась в Восточном регионе (с 40,4% до 12,4%) и на Донбассе (с 57,1% до 14,2%) . Негативные оценки результатов этих договоренностей наиболее выражены в Западном (54,5%) и Центральном (51,1%) регионах. В Восточном регионе негативно их оценивают 37,7% респондентов, в Южном регионе - 35%, на Донбассе - 28%.
Доверия к политическим партиям
Электоральные настроения населения на выборах в Верховную Раду
Так как опрос был проведен до событий в Мукачево, а также направления Верховной Радой в Конституционный Суд проекта изменений к Конституции относительно децентрализации власти, кровавых событий 31 августа под ВР, то учитывая резонансность этих событий и активное обсуждение в СМИ, они могли повлиять на дальнейшую динамику общественного мнения.
Если бы выборы в Верховную Раду Украины проходили в середине июля, то из всех граждан Украины в возрасте от 18 лет –
-
13,3% проголосовали бы за партию "Блок Петра Порошенко",
-
12,8% – за Всеукраинское объединение "Батькивщина",
-
6,8% – за партию "Самопомич",
-
5,8% – за Радикальную партию В. Ляшко,
-
4,1% – за партию "Оппозиционный блок",
-
3,1% – за партию "Гражданская позиция",
-
3,0% – за партию "Правый сектор",
-
2,2% – за Всеукраинское объединение "Свобода",
-
1,6% – за партию "Народный фронт",
-
1,2% – за партию "Сильная Украина",
-
1,1% – за Коммунистическую партию Украины,
-
0,9% – за партию "УДАР",
-
0,1% – за партию "Демократический альянс",
-
за другие партии – всего 0,4%,
-
3,2% – вычеркнули бы все партии, испортили бы бюллетень,
-
14,3% – решили не участвовать в голосовании,
-
23,5% – не определились, за кого голосовать,
-
2,6% – отказались ответить на вопрос. (3)
Вопрос децентрализации
В отношении вопроса нашумевшей децентрализации власти в стране, то многие украинцы еще до конца не определили свою позицию. Как показывают последние июльские исследования, 45% граждан еще не определись с вопросом нужно ли передавать больше прав от центральной власти местным властям и общинам, 4% однозначно против в этом вопросе, 10% скорее против и 41% однозначно или скорее за. Регионально различима позиция по сторонникам передачи больших полномочий местным общинам – 84% полных и частичных сторонников проживает в Западной Украине, и на Юге и Востоке выделяются до 30% противников таких процессов в стране. Приблизительно так же оценили граждане и возможности местных властей больший оббьем прав и обязанностей: 37% граждан верят в силы местного управления, 20% однозначно или скорее не верят и опять таки 43% граждан еще не определились для себя с ответом на данный вопрос.
Последние социологические исследования и опросы показывают разочарование украинцев властью, быструю потерю доверия и поддержки к президенту и правительству страны. На фоне ухудшения материальных условий семей они возлагают ответственность за свое благополучие именно на высшие органы власти. Не смотря на военный конфликт на Донбассе, вопросы безработицы, падения курса валюты и роста цен волнуют украинцев совсем не меньше. Зато практически украинский народ перестала волновать проблема «Российского Крыма», отношений с Россией. В обществе нет абсолютного понимания путей разрешения конфликта в зоне АТО, так и роли децентрализации для страны. А вот в вопросах внешнеполитических ориентаций за последний год украинцы стали боли едины, сформировавши более Европейский вектор поддержки. Правда без мнения значительного части населения в зоне АТО.
Данные исследований
1 - Дослідження проведене соціологічною службою Центру Разумкова з 6 по 12 березня 2015 року. Було опитано 2009 респондентів віком від 18 років у всіх регіонах України, за винятком Криму та окупованих територій Донецької та Луганської областей за вибіркою, що репрезентує доросле населення України за основними соціально-демографічними показниками. Вибірка опитування будувалася як багатоступенева, випадкова із квотним відбором респондентів на останньому етапі. Теоретична похибка вибірки (без врахування дизайн-ефекту) не перевищує 2,3% з імовірністю 0,95.
2 - Опитування було проведено у всіх регіонах України (за винятком Криму, Донецької та Луганської областей) з 10 по 30 липня 2015 року, з додатковою вибіркою в Одеській області. Національне опитування проводилося за випадковою вибіркою в 1200 постійних жителів України віком від 18 років і які мають право голосу. Статистична похибка не перевищує 2,8%, а коефіцієнт досяжності становив 62,8%. Опитування в Одеській області проводилося за випадковою вибіркою в 665 постійних жителів. Статистична похибка не перевищує 3,8%, а коефіцієнт досяжності становив 61,8%.
Опитування було проведено за Соціологічною групою «Рейтинг» на замовлення IRI за фінансування Агентства США з Міжнародного Розвитку.
3 – КМИС, опрос с 19 по 29 мая. Методом личного интервью опрошено 2022 респондентов, проживающих в 108 населенных пунктах всех областей Украины (кроме АР Крым). В Луганской и Донецкой области исследование проводилось только на территориях, подконтрольных Украине. Кроме того, опрос проводился в г. Донецке. Статистическая погрешность выборки (с вероятностью 0,95 и при дизайн-эффекте 1,5) не превышает: 3,3% для показателей близких к 50%, 2,8% - для показателей близких к 25%, 2,0% - для показателей близких к 10%, 1,4% - для показателей близких к 5%.
4 - 27 июня по 9 июля 2015 года Киевский международный институт социологии (КМИС) по заказу клиента провел всеукраинский опрос общественного мнения. Методом личного интервью опрошено 2044 респондентов, проживающих в 110 населенных пунктах всех регионов Украины (кроме Крыма) по 4-х ступенчатой стохастической выборке с квотным отбором на последней ступени, что репрезентативная для населения Украины в возрасте от 18 лет.
В Луганской и Донецкой областях опрос проводился только на территории, которая контролируется украинской властью.