С каждым днем страна все больше проваливается в экономическую, информационную, социальную пропасть. Порошенко не слышит простых людей, не собирается идти на компромиссы, но его безответственное, нелогичное поведение может привести к краху. В одно мгновение можно потерять всё. Такие сценарии Украина уже проходила. Анализ без мимимишности от политолога Руслана Бортника.
Конечно же, рецепты спасения есть. И очень много внимания уделяет их обсуждению. Об изменении Конституции и реальном народовластии как способах достижения национального согласия говорили Руслан Бортник, политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики и Павел Викнянский, лидер республиканцев.
НАС УМЫШЛЕННО РАДИКАЛИЗИРОВАЛИ И РАЗДЕЛЯЛИ, ЧТОБЫ МАНИПУЛИРОВАТЬ
Руслан, ты один из ключевых экспертов по вопросам церкви, миноритарных языков и сообществ. Характерным признаком деградации в стране социально-политического строя, упрощения гуманитарного блока, в условиях, кем-то называемых мягким неототалитаризмом, кем-то гибридной демократией, многими — складывающимся авторитарным режимом, является вмешательство государства в дела церкви. Что, кстати, запрещено Конституцией. Это спектакль власти или же осознанная политика?
Мы доразрушаем и упрощаем ранее многослойную, горизонтально сложную социально-гуманитарную структуру Украинской Советской Социалистической Республики. В ней высокое место занимала индустриальная элита: инженера, квалифицированные работники, также у нас было около миллиона людей научного труда. Не только академиков, а и преподавателей, и пр. Это была настоящая элита УССР! Только потом уже, с большой натяжкой в эту элиту отнесли и политиков, и предпринимателей. Это пережиток времен Перестройки. Структура тогда была очень сложной иерархически; руководили очень образованные, умные люди. Эта элита была глубоко глобализированна (несмотря на «железный занавес»), но не в нынешнем гуманитарно-информационном понимании, а в технологически-коммуникационном. Начиная с Щербицкого, заканчивая Кравчуком – это хорошо образованные люди, прошедшие все ступени своего развития, начиная от «директора детского сада» до первого секретаря. Это надо поработать! Даже если ты не машешь молотком.
Сначала мы потеряли горизонты целей и элиту. Цели упростились, а элита примитивизировалась, после того как ушли красные директора в начале 2000-х, места которых заняли олигархи, Украина выпала из контекста глобального противостояния идей и технологий. А что такое олигархи – это гопники от экономики (рейдерские схемы – захват, удержание). Они захватили производства и развалили их, 95% приватизированных предприятий по данным НАН Украины прекратили свое существование или ухудшили социально-экономические показатели. А гопники укоренились. И они чувствуют себя некомфортно, управляя сложными социальными системами. То, что мы сейчас наблюдаем – это упрощение сложных (как минимум на горизонтальном уровне) социальных систем. Поэтому разрушается разнообразие и в религиозном, и в культурном, и в языковом свете. Много цветов заменяется в лучшем случае двумя или тремя: черное, белое и они. Идет упрощение социальных отношений на фоне деиндустриализации. Это упрощение умышленно пытаются реализовать в разных сферах для того, чтобы страна была более управляемой.
Сложная структура сохраняет высокую суверенность, сложная управляемость сохраняет поле для человеческой свободы. Сохраняет зону, в которой будут сгенерированы идеи, движения, которые могут быть опасны для власти. Поэтому стоит задача построить одну церковь. Она может называться хоть «Свидетелей пришествия марсиан», хоть «Почитателей каннибализма», все равно как она будет называться. Главное, чтобы она была подконтрольной.
То же самое по языку, пытаются унифицировать всё под один язык. Считаю, что в украиноязычной сфере выше контролированность, манипулятивность. Унификация языков имеет цель контролировать коммуникацию. Мы переживаем новый виток украинизации, очень схожий на 30-е гг., такой же тоталитарный. Смотрел недавно фото с марша вышиванок в Краматорске в 1930-е гг., люди не могли устроиться на работу без сдачи экзамена по украинскому языку, 80- 90% СМИ были украиноязычными, и всем этим руководили коммунисты. Ничего не напоминает? Сегодня происходит схожее. Только тогда были тоталитарные левые радикалы, а теперь правые.
Упрощение структуры ведет к тому, что сильный поедает (ассимилирует, подавляет) слабого. Создаются условиях, при которых пытаются скормить одну религиозную конфессию другим, одну языковую группу другой. Взращивают отечественного дракона, побеждать которого нам придется еще многие годы, если мы захотим построить успешную страну.
Выходит, что ни гражданам, ни гопникам не стыдно? Филатов, вот, недавно сказал о том, что Днепру нужен опыт фрайкора – немецких протофашистов, а депутат Береза привел как пример работы с оппозицией… «ночь длинных ножей». То есть, скоро будут как метафору приводить Освенцим или Бабий Яр?
Оно уже в подсознании есть. Еще не стыдно, а просто не уместно для них. Потому что можно будет потерять поддержку западных партнеров. Наше образование в значительной мере деградировало. Те, кто получают диплом о высшем образовании, не дотягивают до уровня техникума 91-го г. Такое образование ведь не открывает горизонты между людьми.
УПРОЩЕНИЕ СТРУКТУРЫ ВЕДЕТ К ТОМУ, ЧТО СИЛЬНЫЙ ПОЕДАЕТ (АССИМИЛИРУЕТ, ПОДАВЛЯЕТ) СЛАБОГО
У нас общество с высоким уровнем высшего образования, но с низким уровнем образованности. Я на днях читал лекцию, где было 300 человек молодежи – молодежь банальных понятий не знает.
Вот, министр Омелян, хоть и стажировался в Канаде, а позволяет себе употреблять обесценивающую лексику, например, «москали», открыто говорит о территориальных претензиях, пускай и к недружественному государству, при этом декларируя западные цивилизационные ценности.
Я думаю, что это историческая усталость играет роль для Украины, мы долгое время находились в состоянии борьбы. Очень сложный период трансформации, и просто значительная часть общества устала от хаоса и нестабильности, бедности и коррумпированности, и через радикализм видит выход из ситуации. Она самоубедила себя в этом. Еще Элиот и Парсонс писали о том, что люди – животные рационализирующие. Мы постоянно ищем оправдание. Поэтому эта усталость, в которой мы прожили 25 лет, имела существенное влияние на упрощение социальной мысли, на радикализацию части общества, которая захватила власть.
Усугубило ситуацию то, что мы стали мячиком в геополитической игре. Нас умышленно радикализировали и разделяли, чтобы манипулировать.
Хотя мы сломались не сегодня, а еще в 2004г., когда один раз позволили переступить через нашу Конституцию. Третий тур Президента Ющенко – это слом Конституции, отказ от суверенитета. После этого укоренилась мысль, что Конституция – это «такое»… Вот эту часть мы делаем, а тут в Конституцию «селедку заворачиваем». А если хочется, мы просто перевернем и вытремся об нее. Поэтому никто не будет выполнять Конституцию.
В результате эта Конституция уже отработала свое, наверное, так же, как и милиция прошлого. Мы созрели к тому, чтобы выносить все вопросы на референдумы. Только народовластие может восстановить стабильность.
Странно, что гражданское общество оказалось таким слабым…
Его просто нет. Есть разные группы граждан, которые борются за власть и за свои персональные или ситуативно-коллективные интересы. А те небольшие (преимущественно провинциальные) группы, борющиеся хотя бы за общие тактические интересы – слабы. Нынешняя реакция общества на многие, явно незаконные действия властей – от оффшоров до тарифов, высокая манипулятивность – демонстрируют то, что гражданского общества как системы в Украине нет.
ОЛИГАРХИ – ЭТО ГОПНИКИ ОТ ЭКОНОМИКИ
Манипуляция с целью управлять. Страна тонет в двойных стандартах. Последняя ситуация – блокировка соцсетей. Мы с ребятами шутим, что теперь наша целевая аудитория более видна – это те, у кого хватает ума обойти глупые и незаконные запреты. При этом парадоксальна реакция Запада... Правозащитники либо осудили, либо выразили беспокойство, а при этом НАТО оправдало эту акцию. Если бы на это хотя бы намекал Янукович, то какой бы был хайп!..
Думаю, Запад («партии войны», живущие до сих пор в мире Холодной войны) поддерживает в этом вопросе Украину. Все, что приводит к невоенной эскалации с Россией, Запад поддерживает. Эти заявления – это просто попытка дистанцироваться от недемократических действий, которые могут быть подняты на флаги оппонентами внутри западных стран. Кроме того, много российских компаний имеют западных инвесторов, тот же «Яндекс».
Как же западные либералы будут объяснять все это своим избирателям?
Это потеря денег и попытка дистанцироваться, чтобы такие же идеи не возникали в западных обществах. Тройные стандарты, политическая логика целесообразности. А НАТО – это не страна. Правительства же будут молчать, ведь проблем много с тем же «Фейсбуком».
Ситуация очень пессимистическая, ощущения, как во времена «позднего Януковича», когда у меня, например, было предчувствие гражданской войны. У тебя же в те времена был интересный материал на «Украинской правде», что Янукович если не «сбитый летчик», то уж точно «хромая утка». Это в тот момент, когда режим казался монолитным, непробиваемым. И ты оказался прав.
Я видел, что здание уже рушится, несмотря на «золотые» верхние этажи. Начались необратимые процессы коррупционного разложения элит и управляемой радикализации общества.
Если ставить диагноз режиму Порошенко – твои оценки?
Процесс схож. Как перекати-поле: куст в земле растет, потом у него отсыхает корень, потом весь куст мертвый. Так же Янукович. Приход «Семьи» вместо старой команды Партии регионов, которая выжила с ним во время давления Ющенко – это означало отрубить корень. Был вопрос времени, когда его сдует. Похожее сделал уже Порошенко. Оставил многих людей, которым он обязан. Где Яценюк, Тягнибок, Кличко, лидеры Майдана? Какая их роль в управлении страной? Вместо них привели людей, которые искали выгоду. А ядро Майдана он оторвал от себя. Большое счастье для него, что Россия и США сейчас борются за Украину. Как только они договорятся, этот режим снесет. Если США отзовут поддержку, Порошенко съедят; если Россия отступит – Порошенко просто эвакуируют в какую-то «Коста-Рику». Его некому защищать, социальная поддержка – низка, полиция ориентируется на «Народный Фронт» и деморализована.
Это снова окажется обычным дворцовым переворотом, как в Латинской Америке либо любой из африканских стран. Ведь тогда поднимут дела Шеремета, Бузины, Небесной сотни, сожжения людей в Одессе, войны... Им придется за это отвечать.
В 2014-м у нас случился двойной дворцовый переворот. Сначала команда Партии регионов слила Януковича, потому что их достала «Семья». Порошенко член этой команды – как никак министр в правительстве Азарова. Порошенко просто возглавил этот бунт. Далее случился второй переворот. Захотели иметь всё. Не групповую модель управления, а единоличную. Вот, при Ющенко сели и договорились: страна начала развиваться, провели Евро-2012, инфраструктура улучшилась, социальные стандарты достигли уровня восточноевропейских членов ЕС.
Произошел двойной переворот: сначала кинули Януковича, а потом тех, кто кинул Януковича. Спросите у Левочкина или Фирташа.
А Петр Алексеевич ни с кем не хотел договариваться. Он подумал, что сможет иметь сам всё. Порошенко пришел к власти, когда не было Саур-Могилы, Иловайска, Дебальцево, бомбардировки Луганска. Были протесты, которыми управляли, но они шли слишком долго – люди устали и радикализировались. Это было использовано РФ.
Что касается нынешнего режима, то судьба Украины решается на переговорах США и России, на которые мы практически не влияем. Чтобы восстановить субъектность, нужны досрочные выборы Президента и парламента и новая Конституция, принятая на общенародном референдуме.
Хорошо, проводим референдум, но в нем не принимают участие Крым, Севастополь, часть Донбасса…
Им оставляем право ратификации. Можно установить срок. У нас ведь и так условно легитимный Президент, парламент без учета выбора неподконтрольных территорий.
СНАЧАЛА МЫ ПОТЕРЯЛИ ГОРИЗОНТЫ ЦЕЛЕЙ И ЭЛИТУ. ЦЕЛИ УПРОСТИЛИСЬ, А ЭЛИТА ПРИМИТИВИЗИРОВАЛАСЬ
Субъектность Украины – в демократических свободах. Основная претензия к нам на Западе, что из Украины альтернативный голос не слышно. Антивоенного движения нет. Разве что матери бойцов АТО, которых силовики гоняют из-под Администрации Президента.
Во время войны в Корее и Вьетнаме в США было легальное антивоенное движение. Элита оставляла право на этот протест. У нас такого нет. Мы – быстро авторитаризирующееся государство. Хотя, я думаю, что против войны половина общества, но выразить это публично невозможно, ведь придут радикалы…
ПРОИЗОШЕЛ ДВОЙНОЙ ПЕРЕВОРОТ: СНАЧАЛА КИНУЛИ ЯНУКОВИЧА, А ПОТОМ ТЕХ, КТО КИНУЛ ЯНУКОВИЧА
Когда в этом году при активнейшем участии республиканцев 8 марта, 1 мая, 9 мая массы граждан собирались вместе, чтобы солидарно выразить определенный протест, то ультраправые были бессильны. Людей было слишком много, они пришли явно по собственной воле и с горящими глазами.
МЫ СОЗРЕЛИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ВЫНОСИТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ НА РЕФЕРЕНДУМЫ. ТОЛЬКО НАРОДОВЛАСТИЕ МОЖЕТ ВОССТАНОВИТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ
Сейчас действительно время героев, которые не боятся. Можно с минус 1-го политического этажа прыгнуть вверх на 20. Много возможностей для молодежи. Социальный героизм сейчас главное качество, ведь от этого зависит наше развитие и проживание в нашей стране.