Роль ЕБРР в восстановлении украинской экономики: как повысить эффективность помощи

30 ноября 2022 г. президент Европейского банка реконструкции и развития г-жа Одиль Рено-Бассо в рамках рабочего визита в Японию выступила в Токийском университете с лекцией-презентацией “Роль ЕБРР в турбулентном мире”. Значительная часть выступления главы ЕБРР была посвящена деятельности Банка по поддержке Украины в условиях продолжающейся полномасштабной российской агрессии против нашей страны.

На выступлении присутствовал член наблюдательного совета УИП профессор Игорь Пиляев, находящийся в научно-исследовательской командировке по приглашению Токийского университета. Он поделился с нами своими впечатлениями о прошедшей встрече.

Игорь Славович, здравствуйте, ЕБРР относительно новый финансово-инвестиционный институт, о работе которого в Европе и Украине мы наслышаны. ЕБРР работает также и на азиатском рынке?

Ну, не такой он уже и новый. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден ещё после окончания «холодной войны» для осуществления системных рыночных преобразований экономик в странах Центральной и Восточной Европы.

Как подчеркивается на его официальном вебсайте, «ЕБРР был создан в сжатые сроки для решения проблем, возникших в переломный момент в истории Европы: момент краха коммунизма на востоке континента». Штаб-квартира Банка в Лондоне открылась в апреле 1991 года. ЕБРР привержен делу продвижения перехода к «экономике, ориентированной на рынок, а также развития частной и предпринимательской инициативы». С момента учреждения в 1991 году Банк реализовал более 6 тыс. проектов. Доля частного сектора в общем объеме финансовых операций по ныне реализуемым проектам Банка достигает 75%.

Как и в других многосторонних банках развития, в ЕБРР входят как региональные, так и нерегиональные члены – всего более 70 государств Европы, Северной Америки, Африки, Азии и Австралия. В числе учредителей Банка также – Европейский Союз и Европейский инвестиционный банк. При этом крупнейшим акционером являются США.

Какие проекты Банк сейчас реализует в Украине?

В настоящее время Банк уже одобрил проекты помощи Украине в условиях войны на сумму около $3 млрд (включая полученный от США грант на сумму $500 млн) с осуществлением финансирования до 2023 года. Это прежде всего проекты, направленные на облегчение проведения экспортно-импортных операций, обеспечение энергетической безопасности (поддержание устойчивой работы и инфраструктуры нефтегазового сектора, электропередающих сетей и т.п.), продовольственной безопасности, включая поддержку т.н. «путей солидарности» по диверсификации экспорта зерна из Украины и пр.

Знаю, что на встрече представителю ЕБРР ставилось много вопросов. Какие направления сейчас они готовы поддерживать и в каких сферах?

Как подчеркнула г-жа Рено-Бассо, Банк продолжает в своей проектной политике придерживаться трех приоритетов:

  • Зеленый переход, нацеленный на борьбу с глобальным потеплением в рамках Парижского соглашения по климату, предполагающий последовательное сокращение использования углеводородных энергоносителей;

  • Инклюзивность, предполагающая применение Банком таких социальных, гендерных, региональных и т.п. критериев, которые бы способствовали обеспечению того, чтобы бóльшая часть населения могла пользоваться плодами экономического прогресса в странах, где Банк осуществляет свою инвестиционную деятельность;

  • Ускорение цифрового перехода, прежде всего по обеспечению в странах-реципиентах доступа к Интернету и цифровым услугам для малого и среднего бизнеса.

Как российское вторжение в Украину повлияло на работу ЕБРР?

Президент ЕБРР подчеркнула, что вскоре после начала полномасштабного российского вторжения в Украину Банк закрыл все свои офисы в России и Беларуси и полностью прекратил свои операции на их территории. Между тем Россия продолжает пребывать среди акционеров Банка и сохраняет свою квоту среди его международного персонала. Объективной данностью, как подчеркнула глава ЕБРР, является то, что ряд государств-членов, являющихся реципиентами помощи по проектам ЕБРР в экономическом плане, по-прежнему сильно зависят от РФ. Несмотря на это, рычаги принятия ключевых решений в ЕБРР находятся в руках западных стран-доноров.
 

В Украине на ЕБРР смотрят не только как на вероятного донора послевоенного восстановления, но, и как на платформу реализации всех проектов реконструкции и модернизации Украины. Что думают по этому поводу в самом ЕБРР?

Безусловно, можно только приветствовать ту помощь, которую Банк оказывает Украине, особенно в сфере поддержания устойчивости критической инфраструктуры, которая в последнее время стала главным объектом массированных российских ракетных ударов. Однако мандатом Банка, выданным ему европейским и глобальным сообществом демократических государств с развитой рыночной экономикой, что отражено и в уставе, и в самом названии Банка, является прежде всего содействие системной социально-экономической реконструкции, а не только фрагментарные проекты или паллиативная помощь в кризисных ситуациях, при всей важности и актуальности последней.

Но, как вытекает из выступления президента ЕБРР и её ответов на вопросы присутствующих, Банк пока не занимался разработкой стратегии, формата, параметров и механизмов оказания финансовой и технической помощи для послевоенной реконструкции экономики и социальной сферы Украины, обеспечения их дальнейшего устойчивого развития, сосредоточившись в основном на текущих вызовах.

Возможно в связке с азиатскими финансовыми институциями?

Да, было бы полезным привлечение Банком на принципах софинансирования (как это традиционно практикуется в деятельности многосторонних банков развития) к проектам финансовой и технической помощи Украине азиатских финансовых институций, таких как Азиатский банк развития, национальные банки развития таких мощных в экономическом и финансовом отношении стран, как Япония, Южная Корея, Сингапур и др. Тем более, что, к примеру, Япония имеет 8%-ю долю в уставном капитале ЕБРР и активно участвует в его проектах в качестве донора (её совокупное участие в софинансировании проектов ЕБРР к октябрю с.г. достигло суммы $11 млрд.). Между тем такое софинасирование со стороны ЕБРР и азиатских банков развития в настоящее вhоемя успешно осуществляется в регионе Центральной Азии.

Стоит, по-видимому, и серьезно обсудить целесообразность сохранения обязательного требования 50%-й доли в проектах ЕБРР проектов по зеленому переходу в отношении инвестиционной и технической помощи Украины ввиду критической необходимости восстановления полноценной работы национальной энергетической системы, в т.ч. и нефтегазового сектора, и теплоэлектростанций.

Президент ЕБРР несколько раз подчеркнула, что проекты, которые ЕБРР ныне осуществляет в Украине, являются “очень рисковыми”, поэтому условием их осуществления ЕБРР, при всей солидности собственных активов Банка (оцениваются примерно в 70 млрд), является как минимум 50%-е покрытие суммы проекта либо софинансированием, либо государственными гарантиями. И здесь тоже, конечно, серьезный предмет для переговоров на высоком политическом уровне. Ведь на кону – европейская и глобальная безопасность, а потому чисто коммерческий интерес не может превалировать в деятельности многостороннего межгосударственного банка в отношении системного преодоления последствий войны в одном из ключевых в геостратегическом плане государств Европы.


 

30.11.2022,

пресс-служба УИП