Со скоростью улитки. Именно так министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер выразился по поводу отсутствия существенного прогресса в реализации Минских соглашений. Неудовлетворённость отсутствием значительного прогресса неоднократно выражали все – руководители Германии, Франции, России, Украины, отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
США подключились к переговорам по урегулированию конфликта на Донбассе в мае 2015 года. С того времени де-факто работает «нормандский формат плюс» (или по-другому - «четыре плюс один»). По факту, между Вашингтоном и Москвой происходит интенсивный диалог по украинскому кризису. И уже летом прошлого года США начали активно убеждать руководство Украины и Верховную Раду принять законы о децентрализации власти. Тем не менее, усилия вице-президента Джозефа Байдена, Государственного секретаря Джона Д. Керри, помощника Госсекретаря Виктории Нуланд так и не помогли завершить мирный процесс на Донбассе до конца 2015 года. Верховная Рада дважды показательно проигнорировала высокопоставленных представителей президента Барака Обамы.
Поэтому неудивительно, что позиция США, Германии и Франции становится жёстче. Похоже на то, что их терпение существенно уменьшилось по истечении года со времени подписания «Минска-2» и утверждения текста этого соглашения Советом Безопасности ООН.
«Кадры решают всё». Результаты и ротации.
На протяжении 2015 года в составе Трехсторонней контактной группы и подгрупп произошел ряд изменений. Место спецпредставителя ОБСЕ вместо Хайди Тальявинии занял Мартин Сайдик. Россия заменила своего посла Михаила Зурабова на опытного дипломата Азамата Кульмухаметова. А в декабре в состав Трёхсторонней контактной группы дополнительно был включён на постоянной основе член СБ РФ Борис Грызлов.
После того, как в декабре 2015 года визит в Украину Дж.Байдена прошел без особого успеха, США скорректировали свою позицию по украинскому вопросу. Если тезисно, то эта позиция стала более жёсткой и требовательной по отношению к Украине. И в январе 2016 года в американском посольстве в Украине появился новый сотрудник – координатор по вопросам урегулирования конфликта на востоке Украины Джон Ордвей. По словам посла США Джеффри Пайетта, задача нового сотрудника заключается «в работе с бывшим Президентом Леонидом Кучмой, господином Демченко, Министерством иностранных дел и Администрацией Президента». А еще Джон Ордвей «следит за ходом выполнения «минских соглашений».
Вместе с тем, состав переговорщиков со стороны Украины оставался неизменным до апреля 2016 года. Примерно с этого периода начался процесс максимально возможной деполитизации переговоров и консультаций. То есть, смещение акцентов на прагматическую составляющую, на прагматически подходы. Чем это обусловлено?
Если посмотреть на достигнутые результаты выполнения Минских соглашений, то это:
- перемирие (не идеальное, но полномасштабные военные действия, как в начале 2015 года, не ведутся);
- отвод вооружений (есть нарушения, но в целом договоренность действует);
- обмен пленными и задержанными лицами;
- начало процедуры возвращения в Украину Надежды Савченко и других украинцев, которых судят в России;
- открытие пунктов пропуска на линии соприкосновения сил на Донбассе.
То есть, результаты есть там, где отсутствует политическая составляющая, политические амбиции и корыстные интересы. Для сравнения: в таких вопросах как выборы на Донбассе, статус территорий ОРДЛО, амнистия продвижения нет.
Поэтому нельзя исключать, что западные партнёры Украины настояли на максимально возможной деполитизации переговоров и консультаций. А сделать это можно путём привлечения «технократов» и технологов от политики.
В начале апреля в работу политической подгруппы была введена Ольга Айвазовская, руководитель Гражданской сети «ОПОРА». В течение того же апреля из переговоров вышел политизированный Роман Безсмертный. По его словам, он уволился, в том числе, из-за разногласий с президентом Петром Порошенко.
Частью «деполитизации» можно считать ослабление позиций «партии войны». Арсений Яценюк отправлен в отставку. Секретарь СНБО Александр Турчинов лишён всех административных функций. Георгий Тука снят с должности руководителя Луганской военно-гражданской администрации, и его назначение в новый Кабмин лишь отчасти похоже на повышение по службе. Примечательно, что новым руководителем Лугащины назначен местный политик, который склонен не к изоляции, а к реинтеграции ОРДЛО в состав Украины.
Ну, и в новом правительстве появилось целое министерство, которое будет заниматься проблемами вынужденных переселенцев и проблемами всего Донбасса, в том числе неподконтрольного правительству. Первые заявления министра Вадима Черныша указывают на деполитизацию всех вопросов, связанных с социальными выплатами на Донбассе, с инфраструктурой и экономикой региона. Как сказал министр, у правительства есть мирный план деоккупации Донбасса.
Избрание Ирины Геращенко на должность вице-спикера Верховной Рады также можно расценивать как первый шаг к выведению её из работы гуманитарной подгруппы. Вместо неё будет назначен кто-то, кто не склонен к такому шквалу политических заявлений в СМИ. Кто-то, кто сможет работать так же прагматично, как, например, спецпредставитель по гуманитарным вопросам Виктор Медведчук.
Также следует ожидать переведения в сугубо «технический» формат работы по вопросам амнистии.
11 мая в Германии прошла очередная встреча глав МИД государств «нормандского формата». Очередная в отсутствии признаков прогресса в урегулировании кризиса на востоке Украины. Поэтому не стоит удивляться, если в ближайшие месяцы вместо Павла Климкина у нашего государства будет другой министр иностранных дел. Длительное отсутствие динамики в реализации Минска-2 уже несколько месяцев «утомляет» Европу и США. Постепенно П.Климкин из символа успеха мирного плана П.Порошенко превращается в символ внешнеполитического тупика.
Фактор Медведчука для Украины, Запада и России.
Сложно сказать, заменят ли второго президента Леонида Кучму кем-либо другим. В минском формате он присутствует изначально как второй президент и как человек, который в бытность на посту президента вёл переговоры и подписывал документы с российскими президентами Борисом Ельциным и Владимиром Путиным. Но даже его могут заменить кем-либо, кто является официальным должностным лицом нынешней украинской власти. Могут заменить и бывшего премьер-министра и руководителя СБУ Евгения Марчука, хотя работу его подгруппы по вопросам безопасности можно считать результативной. Как бы там ни было, а перемирие действует, пусть и не без эксцессов.
Вот кого никто не будет заменять в работе Трехсторонней контактной группы и в более широком переговорном процессе по урегулированию на Востоке Украины, так это В. Медведчук. И причин тому несколько.
Во-первых, это особое влияние В.Медведчука на переговорный процесс, на руководителей ОРДЛО. Потому что он – человек, который имеет непосредственный контакт с В.Путиным. То есть, отчасти является гарантом того, что донбасские сепаратисты будут выполнять обязательства, связанные с обменом пленными.
Во-вторых, это результативность В.Медведчука в вопросах обмена пленными и задержанными. На сегодняшний день уже освобождены 399 пленных. При его участии решается и проблема возвращения в Украину Надежды Савченко и других украинцев, которых судят в России.
Украинские политики, включая Ирину Геращенко, сделали много политических заявлений. Политики и активисты провели много акций с требованием освободить украинцев. Но стоит признать, что прогресс стал возможным во многом благодаря В.Медведчуку. Не Ирине Геращенко, не Юлии Тимошенко, не Олегу Ляшко со своим политическими спектаклями, не активистам, не ура-патриотам в лице радикалов.
В-третьих, В.Медведчук имеет возможности решать проблемы самостоятельно, то есть без поддержки со стороны Администрации Президента и МИД, и в этом его «плюс» для Украины. Например: в ночь с 27 на 28 апреля добился того, чтобы Веру Савченко выпустили с территории РФ в Украину. А уже 5 мая появилась новость, что Следственный комитет России отменил объявление В.Савченко в розыск.
Таким образом, становится очевидным, что для Украины важно, чтобы В.Медведчук оставался и дальше в переговорном процессе.
И, похоже на то, что Медведчук нужен и Западу. США, Германия, Франция и другие европейские государства сделали окончательную ставку на мирный сценарий урегулирования на Донбассе. При этом они заняли более жёсткую и более прагматичную позицию по реализации Минских соглашений – в духе realpolitik. Им нужен хотя бы частичный прогресс, а для этого необходимы результаты.
А результаты по различным направлениям невозможны без такой фигуры как В.Медведчук. Потому что он де-факто является единственным переговорщиком на высшем уровне между Украиной и Россией в рамках Минского формата. И главное, что данный формат безоговорочно поддерживается США и Европой.
Во-вторых, политика на самом деле - прагматичная вещь, несмотря на шумовые эффекты, лозунги для толпы, политические спектакли в стиле О.Ляшко. В realpolitik уважают и ценят тех, кто умеет решать вопросы.
В-третьих, нет условий для того, чтобы политическое урегулирование на Донбассе и выборы в ОРДЛО состоялись до конца 2016 года. Поэтому возможными признаками прогресса в выполнении Минских соглашений могут стать: полное перемирие, хоть какие-то наработки в политической подгруппе по выборам и амнистии, завершение обмена пленными, возвращение в Украину Н.Савченко и других, а также решение хотя бы части социальных и экономических проблем. И для всего этого нужна фигура, отвечающая выше приведенным требованиям.
Владимир Воля, политический эксперт