Сюрпризы от власти. Поворот к выборам Верховной Рады?

Берлинская встреча лидеров государств «нормандской четвёрки» пока не принесла прорывов в реализации Минских соглашений. Но зато после неё в Украине власть предприняла несколько неоднозначных, неожиданных шагов, которые можно расценивать в качестве некоего внутриполитического рубежа.

Сюрпризы «дорожной карты»

Неожиданные изменения в позиции руководства Украины по поводу Минска-2 стали проявляться не после завершения берлинской встречи, а через сутки - после саммита Европейского Совета в Брюсселе. Заместитель главы администрации президента К.Елисеев и глава МИД П.Климкин заявили, что Украина получит контроль над участком украинско-российской границы после того, как пройдут выборы на территории ОРДЛО. Хотя до этого такой вариант категорически исключался. Вероятно, что данное изменение – безальтернативно, потому что согласовано на высоком межгосударственном уровне. Компенсатором в данном случае является обещание полицейской миссии. По словам канцлера ФРГ А.Меркель, миссия будет инициирована после начала выполнения политической части Минска-2. Данное обещание позволяет президенту Украины П.Порошенко сохранять сильную позицию перед лицом критиков внутри страны.

Неоднозначно выглядят два других «новшества»: требование вернуть под контроль Украины Дебальцево и требование отменить результаты выборов в ЛДНР, которые прошли там 2 ноября 2014 года и не были признаны Украиной. Есть точка зрения, что таким образом украинская власть пытается создавать дополнительные препятствия, чтобы затягивать время с выполнением Минска-2.

Но более вероятно, что сейчас руководство Украины озвучивает ряд выгодных для себя позиций, чтобы добиться их включения в будущую «дорожную карту». Оба упомянутые требования создают эффект ужесточения украинской позиции по Донбассу, но при этом они выглядят нереализуемыми. Именно поэтому данные требования можно расценивать как инструмент внутриполитического употребления.

Смыслы зарплатного манёвра

Больше ясности относительно изменений в позиции руководства Украины появилось после новости о повышении минимальной зарплаты до 3200 грн. И президент П.Порошенко, и премьер-министр В.Гройсман в последние недели обвиняли оппозиционных политиков в популизме, в том числе – за требование увеличить зарплаты и пенсии гражданам. Именно поэтому повышение «минималки» стало самой большой неожиданностью для страны. Выбирая между выполнением программы сотрудничества МВФ и политической стабильностью, руководство Украины выбрало внутриполитическую стабильность.

Своё однозначное удивление по поводу решения КМУ выразил на брифинге сопредседатель Стратегической группы советников Л.Бальцерович. «Неприятный сюрприз… Ни я, и никто из международных организаций не знали об этом, что будет увеличение на 100% минимальной зарплаты. Что ещё важно, мы не имели возможности ознакомиться с калькуляцией, на которую опирается это решение». «Кажется, что это соревнование в популизме внутри самого правительства».

По словам Л.Бальцеровича, для него это был уже второй «неприятный сюрприз» после того, как власть Украины продлила мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения.

Вероятнее всего, что этими «сюрпризами» объясняется и перенос визита делегации МВФ в Украину. Решение власти о повышении «минималки» просто не согласуется с политикой минимизации госрасходов, которая реализовалась в Украине в рамках программ по получению кредитов от МВФ.

Вместе с тем, глава НБУ В.Гонтарева уверяет, что визит таки состоится в начале ноября. Если делегация МВФ действительно прибудет в страну в первой половине ноября, то это может стать подтверждением версии, что нынешний «поворот с сюрпризами» от украинской власти был в целом согласован с западными партнёрами Украины.

Если же говорить о смыслах «зарплатного манёвра» президента П.Порошенко и его команды, то их как минимум - три.

Во-первых, повышение «минималки» почти в 2 раза позволяет власти перехватить инициативу у оппозиции в вопросах заботы о благосостоянии граждан Украины. П.Порошенко публично похвалился тем, как были удивлены его политические оппоненты неожиданным и таким большим повышением «минималки». Кроме того, теперь у президента и его команды есть важный рычаг, чтобы мотивировать оппозиционных нардепов, фракции и группы проголосовать за правительственный проект госбюджета. И даже голосование за закон о спецконфискации можно аргументировать потребностями в средствах для реализации повышения «минималки».

Во-вторых, повышение минимальной зарплаты – предупредительная мера, чтобы уменьшить социальное напряжение, обусловленное высокими тарифами, ростом цен, усилением экономического кризиса. При этом, часть расходов можно переложить или попытаться переложить на бизнес.

Показательно, что повышение «минималки» случилось тогда, когда началось активное обнародование электронных деклараций, которые открыли для большинства граждан роскошь украинских политиков. Нередко – это шокирующая роскошь на фоне бедности большинства населения. Фактически, электронные декларации показали большинству избирателей, насколько ужасно бедны они на самом деле.

В-третьих, повышение «минималки» - это элемент подготовки к выборам. Если делегация МВФ приедет в ближайшие недели в Украину, то, вероятно, что Запад дал «добро» на перезапуск Верховной Рады. Сейчас президент вынужден выбирать между внутриполитической стабильностью и реализацией политической части Минска-2. Досрочные выборы парламента позволяют скорректировать первую часть: новый состав Рады будет отображать реальные настроения избирателей, а не те, какими они были в самый драматичный период войны на Донбассе. И, возможно, что он будет более благоприятным для реализации Минска-2.

Кроме того, в 2017 году постепенно будет разворачиваться подготовка к очередным президентским выборам. Для этого лучше перезагрузить парламент, чтобы иметь реальное представление о настроениях в обществе, об особенностях электоральных процессов. И для П.Порошенко важно, чтобы в новой Раде была не нынешняя эфемерная, а реальная коалиция, способная реализовать эффективно программу президента.

Если говорить о реальных последствиях повышения «минималки» до 3200 грн., то получат пользу бюджетники, которым повысят зарплату. И, вероятно, будут повышены размеры пенсий. В совокупности с субсидиями эти повышения могут дать ограниченный эффект на ближайшие несколько месяцев. То есть, на период, необходимый для проведения досрочных выборов Рады.

Что же касается бизнеса, то имеются опасения, что вследствие повышения «минималки» «тенизация» экономики не сократится, как уверяют высокопоставленные чиновники, а наоборот – усилится. Кроме того, последует перевод людей на официальную частичную занятость, увольнение работников, сворачивание бизнеса. Параллельно будет происходить рост инфляции, рост цен и стоимости жизни при одновременном снижении покупательной способности. Сейчас отсутствует регулирование цен на продукты. Но через несколько месяцев этот эксперимент может быть прекращён – в качестве «пряника» для избирателей.

Таким образом, все «сюрпризы» от руководства Украины, которые возникли после берлинской встречи «нормандской четвёрки» на высшем уровне, - все они имеют сильную предвыборную линию.

Перехват инициативы и обновленная политическая реальность

Согласно результатам опроса, проведенного в сентябре Киевским международным институтом социологии (КМИС), прогнозная явка избирателей на парламентских выборах составила бы 41%. Из ответов тех, кто намерен голосовать, следует, что на выборах по партийным спискам в Раду прошли бы 7 политических сил. Это: ВО «Батькивщина» - 15,4%, БПП «Солидарность» - 14,5%, «Оппозиционный блок» - 13,1%, «Самопомич» - 10,3%, Радикальная партия О.Ляшко – 9,6%, «Гражданская позиция» А.Гриценко – 6%, Партия «За життя» В.Рабиновича – 5,3%.

По сравнению с результатами опроса, проведенного в сентябре 2015 года, снизились рейтинги партий «Батькивщина», БПП, «Самопомощь». Улучшились показатели «Оппоблока», РПЛ и «Гражданской позиции». И появился «новичок» в виде партии «За життя».

Исходя из этого можно предположить, что неожиданно жёсткие заявления с требованиями вернуть контроль над Дебальцево и отменить результаты выборов сепаратистов 2014 года – это инструменты, которые использует власть для удержания и увеличения влияния на часть электората так называемой «партии войны». Повышение зарплат и пенсий усиливает позиции президентской команды по отношению ко всем «майдановским» партиям.

Но сомнительно, чтобы эти действия руководства Украины могли привести к ослаблению «Оппоблока» или партии «За життя». Согласно опросу, вместе они могли бы получить на выборах 18,3%. Такой результат уже можно считать показателем усиления настроений, оппозиционных как к власти, так и к майдановской оппозиции.

Кроме того, при явке в 41% у «Оппоблока» и партии «За життя» имеется возможность увеличить свой электоральный вес за счёт неопределившихся. Нельзя исключать, что после обнародования электронных деклараций безоглядный прозападный курс власти у очень многих граждан Украины будет ассоциироваться не только с бедностью, высокими ценами и тарифами, но будет выглядеть исключительно как игра богатых и для богатых.

В любом случае, в обществе, в экономической и политической среде нарастает понимание того, что ожидания экономического чуда от Соглашения об ассоциации с ЕС не оправдались. Поэтому без разблокирования традиционных для Украины рынков России и стран СНГ не обойтись.

В связи с этим пока неясным остаётся вопрос о том, стоит ли воспринимать высокую медиа-активность В.Медведчука как признак того, что он может вернуться в эпицентр украинского политического процесса. Происходящие в Украине процессы всё более благоприятствуют этому. Потому что он является одним из главных противников односторонней ориентации Украины на ЕС, сторонником экономического прагматизма. Медведчук системно критикует власть Украины за экономический изоляционизм, убеждает, что разблокирование отношений с РФ и СНГ – это один из инструментов для преодоления экономического и социального кризиса в стране.

Роль Медведчука усиливается еще и благодаря внешнеполитическому фактору. Потому что и для президентской команды, и для оппозиционных к ней сил, и для антимайдановской оппозиции Медведчук является ключевой фигурой в вопросах организации отношений с Россией – хоть нынешних, хоть будущих.

 

Владимир Воля